"Настоящие, некартинные страсти": история Аси Клячиной (Часть первая)

«ИСТОРИЯ АСИ КЛЯЧИНОЙ, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА, ДА НЕ ВЫШЛА ЗАМУЖ» (к юбилею режиссера А. С. Кончаловского)


Часть1


История любви беременной деревенской девушки Аси, которая всем сердцем любила шофера грузовика Степана и, хотя он не собирался на ней жениться, решила родить от него ребенка - внешне проста и бесхитростна.


Кадр из фильма. Ася - актриса Ия Саввина

Кадр из фильма. Ася – актриса Ия Саввина


Надо понимать, что деревенская мораль тех лет не могла оправдать такое решение молодой женщины. И поэтому односельчане ожидали, что Ася согласится выйти замуж за влюбленного в нее вдовца Чиркунова, ведь он благородно готов был принять ее вместе с ребенком. Но Ася отказалась – потому что не любит Черкунова и не хочет его обманывать. И хотя Степан позже меняет свое отношение к Асе, она из гордости остается воспитывать сына одна…


Режиссер Андрей Кончаловский говорил о сюжете фильма, что:

«Любовь и замужество – две разные вещи... Как любить и сохранить гордость? Этот фильм - документальная мелодрама с реальной лексикой и настоящими, некартинными страстями».


Кстати, именно поэтому одно из рабочих названий фильма было именно таким: «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж, потому что гордая была».


Архив Киноконцерна «Мосфильм», дело 1015, Литературный сценарий, стр 80

Архив Киноконцерна «Мосфильм», дело 1015, Литературный сценарий, стр 80


«Герои моего будущего фильма — колхоз­ники. У каждого из них свои жизненные устремления, свои мечты, свои интересы. Да и судьбы их складываются по-разному. Искренне и глубоко любит Ася колхозного шофера Степана, тяжело переживает его равнодушие и душевную черст­вость. Мы хотим показать на экране столкновение характеров героев в острых психологических конфликтах, раскрыть нравственную чистоту Аси, которая ценой больших страданий сумела завоевать любовь близкого ей человека», отмечал Кончаловский в интервью. 
(«Московская кинонеделя 27.03.66)


Но в этом сценарии Кончаловского привлекал не только классический любовный треугольник, лежащий в основе сюжета. Главным для него стал образ беременной хромой поварихи Аси – которая спокойно и серьезно принимала жизнь со всеми ее печалями и горестями. В итоге лучезарная улыбка Аси покорила зрителей, и эта роль стала одной из лучшей в фильмографии актрисы Ии Савиной.


Кадр из фильма . Ася – актриса Ия Саввина

Кадр из фильма. Ася – актриса Ия Саввина


Картина и сегодня – через 55 лет – смотрится как новаторская. Одна из ее особенностей состоит в том, что в ней снимались только три профессионала: актрисы – Ия Савина, Любовь Соколова и Александр Сурин, закончивший режиссерский факультет ВГИКа. На все остальные роли были приглашены обычные сельские жители. Такое режиссерское решение не просто внесло особый колорит в канву фильма, но и привело к серьезным доработкам сценария, так как правда жизни требовала менять не только текст реплик персонажей, но и саму их реакцию на коллизии сюжета.


Кадр из фильма

Кадр из фильма


Этот подход был четко обозначен Юрием Клепиковым в аннотации к фильму:

«Сюжетом этой картины стала любовная история, которая, как всякий рассказ о любви, находит индивидуальное, глубо­кое личное выражение. Это надо понимать буквально, так как в фильме сделана попытка рассказать о любви, не только с помощью художественного вымысла, но и документально - че­рез прямые исповеди о своей любви самих исполнителей. В картине заняты только два профессиональных актера. Остальные роли исполняют жители Горьковской и Владимирской областей. Они населили картину реальными судьбами, принесли с собой документальное мироощущение сегодняшнего дня, испол­ненное жизненной силы, благородства и оптимизма. Документализм этого художественного фильма выражает новую трудовую, нравственную и моральную атмосферу, установившуюся в деревне в последние годы»


Архив Киноконцерна «Мосфильм», Аннотация к сценарию, дело 2940, стр 53.

Архив Киноконцерна «Мосфильм», Аннотация к сценарию, дело 2940, стр 53


Картина была снята в 1966 году, в 1967 году она вышла на экраны в сильно урезанном виде как «Асино счастье». Несмотря на столь оптимистичное название, прокатная история фильма счастливой не была.

«Оттепель», которая царила в 60-е годы в социально-политической жизни СССР, завершилась возвратом к жесткому администрированию не только в экономике, но и в культурной жизни страны. Картину посчитали «провальной» и отправили на «полку» в Госфильмофонд на долгие 20 лет. Лишь во времена перестройки фильм был восстановлен в авторской редакции, и вновь вышел на экраны в 1987 году как «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж».


Историю создания этого фильма можно проследить по документам, хранящимся в архиве Киноконцерна «Мосфильм» и по материалам различных интервью режиссера А.Кончаловского (подборка прессы по фильму 1966-1967 годов), и его воспоминаниям («Возвышающий обман», издание «Совершенно секретно», Москва, 1999)

В 1964 году студент Высших сценарных курсов Юрий Клепиков предложил Андрею Кончаловскому свой сценарий «Год спокойного солнца». Кончаловский в это время начинал работу над своим дебютным фильмом «Первый учитель», и хотя сценарий ему понравился, от него отказался, но предложил Клепикову вернуться к возможному сотрудничеству позже.


Московская кинонеделя, 27.03.66

Московская кинонеделя, 27.03.66


В одном из интервью Кончаловский отмечал:

«Сценарий Юрия Клепикова заинтересо­вал меня глубоким знанием духовного мира наших современников, интересным раскрыти­ем характеров героев, поразительной чисто­той и искренностью их чувств и нравствен­ных поисков»
(«Новый фильм Андрея Кончаловского», Московская кинонеделя, 27.03.66)


Более подробно об этом Кончаловский написал в своей книге воспоминаний «Возвышающий обман»:

«Родилась эта картина так. Еще когда я готовился снимать «Первого учителя», ко мне пришел Юра Клепиков, учившийся на Высших сценарных курсах.

— Андрон! — сказал он. — Я хотел бы, чтобы ты поставил этот сценарий.

Назывался сценарий «Год спокойного солнца».

— А с чего ты решил, что я хорошо его поставлю? Я ж еще ничего не снял!

«Мальчик и голубь» был как бы не в счет.

— Не знаю. Я прочитал «Андрея Рублева» и решил, что это тебе будет интересно.

Я прочитал сценарий, сказал:

— Хорошо. Готов ставить. Но я еще не начал «Первого учителя». Тебе придется долго ждать.

— Сколько?

— Года два, наверное.

— Хорошо, буду ждать».

(«Возвышающий обман», стр. 36-37)


Архив Киноконцерна «Мосфильм», дело 1015, Литературный сценарий

Архив Киноконцерна «Мосфильм», дело 1015, Литературный сценарий


Важно отметить, что режиссер Кончаловский с самого начала понял, что эта внешне простая история таит в себе большие возможности:

«Сценарий Юрия Клепикова принадлежит к той довольно редкой категории произведений ки­нодраматургии, по которым можно было бы по­ставить десять совершенно непохожих друг на друга фильмов…

…Сюжет сценария стар, как мир, и заключается в том, что чем проще — тем сложнее. История самая обыкновенная, суть ее, собственно, изложена в названии — «История Аси-хромоножки, которая любила одного, да не вы­шла замуж, потому что гордая была». Но эта обыкновенность — сама жизнь с тысячами нюан­сов, мелких и крупных неожиданностей, в кото­рой столько интонаций, сколько людей, и сведе­ние их в партитуру художественного фильма — дело необозримо трудное».
(«Советский экран», № 1966)


Кадр из фильма. Степан - Александр Сурин

Кадр из фильма. Степан - Александр Сурин


В результате сценарий «Год спокойного солнца» был принят в производство Творческим объединением «Товарищ» Киностудии «Мосфильм» и в 1965 году этот сценарий приказом генерального директора № 527 от 31 декабря 1965 года он был запущен в режиссерскую разработку.


Архив Киноконцерна «Мосфильм», дело 1016, Режиссерский сценарий

Архив Киноконцерна «Мосфильм», дело 1016, Режиссерский сценарий


Продолжение следует….

Поделиться новостью: