Удаленная запись оркестра – одна из эксклюзивных и востребованных услуг мосфильмовской Тонстудии. Моsfilm.ru предлагает вашему вниманию интервью с композитором и дирижером Владимиром Подгорецким, проведшим в качестве дирижера, автора оркестровок, а также организатора более 150 записей сочинений композиторов со всего мира, включая таких звезд первой величины как Руперт Грегсон-Уильямс, Нил Акри, Гарри Грегсон Уильямc, Марк Ортон, Тревор Морис и многими другими.
Владимир Подгорецкий в Первой студии "Мосфильма"
- Вы - частый гость на "Мосфильме", абсолютный рекордсмен по количеству проектов в дистанционной записи музыки. Расскажите, как и когда вы пришли к мысли о создании проекта, специализирующегося на дистанционных оркестровых записях?
- Сейчас подобные оркестры ‑ это уже устоявшаяся практика в Европе, но когда-то это было действительно ноу-хау. В конце 2000-х, став стипендиатом программы «ФУЛБРАЙТ», я поехал в США получать образование по специальности «Композитор киномузыки». После окончания Университета Калифорнии в Лос Анджелесе UCLA (США) я продолжил работу в США и в частности ассистировал композиторам из студии Ханса Циммера Remote Control Productions, а так же на части проектов выступал в роли оркестровщика, аранжировщика и автора дополнительной музыки.
Часть проектов записывалась в Лондонских студиях "Abbey Road" и "Air". И как раз эти записи проходили на удалении: композитор находился в Лос-Анджелесе, а общение с исполнителями происходило дистанционно. Мне показалось, что подобные удаленные записи было бы возможно проводить и на «Мосфильме». Поэтому приехав в Москву, я встретился с Дмитрием Гуслинским, в то время руководителем Тонстудии, и предложил ему эту идею, которую он поддержал. Закупив необходимое программное обеспечение и решив все технические задачи, мы для начала сделали несколько пробных записей тех американских проектов, где я выступал как композитор или оркестровщик. Но самым крупным проектом в то время была запись музыки для голливудского фильма «Последние Рыцари» с Клайвом Оуэном и Морганом Фриманом в главных ролях. Композиторами на этом фильме были два замечательных композитора Мартин Тиллман и Сатнам Рамготра. Оба композитора из компании Ханса Циммера – Remote Control Productions. Несмотря на то, что в Голливуде редко пробуют что-то новое в постпродакшне и предпочитают уже опробованные варианты, мне удалось убедить композиторов попробовать записать музыку в России. Они согласились и я прилетел в Москву, мы собрали замечательный оркестр и полностью записали всю музыку к этому фильму на «Мосфильме». После этой записи я решил создать постоянный состав музыкантов, которые будут участвовать в записях, которые я провожу на удалении для своих иностранных клиентов.
- По Вашему мнению, насколько Тонстудия «Мосфильма» может конкурировать с лучшими мировыми студиями?
- Я бы сказал, что благодаря огромным инвестициям, сделанным в Тонстудию «Мосфильма», это сейчас одна из лучших студий в Восточной Европе. Большинство композиторов, с которыми мы работаем, отмечают потрясающую акустику Первой студии, сравнимой с лучшими студиями мира. Оборудование, парк микрофонов отвечают самым взыскательным требованиям. И, на мой взгляд, нет причин, по которым киностудия «Мосфильм» не может не претендовать на место в десятке лучших мировых студий.
- Несколько слов о специфике созданного Вами коллектива «Bow Tie Orchestra»?
- Так как я пришел из мира киномузыки, то наш оркестр ориентирован в основном на запись музыки для фильмов, музыкальных спектаклей, мюзиклов или поп или рок альбомов. Подобная музыка часто пишется «под клик», для синхронизации с картинкой, что требует специального навыка как от дирижера, так и от оркестра.
В кино объемы музыки очень большие и скорость, с которой оркестр должен записывать музыку, является одной из важнейших элементов этого процесса. Голливудский стандарт записи музыки к фильмам составляет порядка 6-7 минут музыки за один студийный час (50 минут). То есть за 4 часа должно быть записано порядка 28-30 минут музыки. При этом качество записи должно соответствовать очень высоким стандартам.
Достичь такой скорости записи можно только с очень высокопрофессиональными музыкантами и звукорежиссерами и тут мне повезло, так как на протяжении многих лет бессменным звукорежиссером на моих записях работает Геннадий Папин, а ассистирует ему звукорежиссер Тонстудии Александр Серенко.
В то же время мы записываем очень много и новой современной академической музыки. Так, недавно мы записывали духовную ораторию для хора и оркестра двух американских композиторов, концерт для скрипки с оркестром шведского композитора и так же несколько симфонических поэм. Это стилистическое разнообразие делают мою работу еще более интересной.
Звукорежиссер Геннадий Папин в аппаратной Первой Музыкальной студии
- Насколько я знаю, вы проводите также так называемые «сплит-сессии». Расскажите об этом подробнее.
- Запись оркестра на «Мосфильме» ‑ это недешевое удовольствие, а минимальное количество времени аренды студии и музыкантов составляет 4 часа. В тоже время очень большое количество композиторов с удовольствием бы записали свою музыку с оркестром, но у них нет необходимого материала, чтобы занять оркестр из 60-70 музыкантов на все 4 часа. Для таких случаев мы уже 5 лет проводим сплит-сессии. 4-х часовую полную сессию мы делим на – 30-ти минутные фрагменты и предлагаем композиторам арендовать всего лишь 30 минут времени оркестра и студии. За это время мы вполне можем записать одно произведение длительностью до 4 минут музыки. Поэтому иногда на одной 4-хчасовой сплит-сессии к нам присоединяется по очереди 7-8 композиторов из разных стран, и каждый из них получает возможность поработать с оркестром на протяжении 30 или 60 минут. В зависимости от их персональных задач. Кому-то нужно записать демо на 3 минуты, а кому-то песню, кто-то хотел бы записать музыку для рекламы на минуту. Конечно с точки зрения организации процесса это сущий ад, но за 5 лет нам всегда удавалось удовлетворить даже самого требовательного заказчика и записать необходимое количество музыки в минимально отведенное для этого время.
- У вас также есть канал с обучающими видео…
- Да, еще во время учебы в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, я заметил, что весь процесс изучения оркестровки построен только на теории и нет аудио записей упражнений по оркестровке. К сожалению, на основе книг, не слыша, как звучат те или иные оркестровые сочетания в реальном оркестре, очень сложно глубоко освоить этот предмет. Оркестр слишком сложный инструмент, чтобы научиться играть на нем, не имея реального слухового опыта «правильного» и «неправильного» звучания. Поэтому мы создали канал, где все оркестровые упражнения записаны реальным оркестром. Это оказалось очень полезным ресурсом, и многие композиторы с благодарностью писали, как им не хватало раньше подобного контента. Так что мы намерены продолжать, тем более что уже снято и записано много аудиоматериала по этим урокам.
- Какие самые значимые проекты вы записали на Тонстудии «Мосфильма»?
- За время работы мы записывали музыку для лучших композиторов мира, включая Гарри Грегсон Уильямса и его брата Руперта Грегсон Уильямса, Атли Орвассона, Нила Акри, Гарри Шаймана, Тревора Мориса и многих других. Это были проекты из США, Великобритании и практически из всех стран Европы, а так же Египта, Турции, Индии, Австралии, Японии, Южной Кореи, Китая и многих других стран. Так, совсем недавно мы записали музыку для сирийского sci-fi сериала «Al Nizak» (пер. Метеорит).
Но, наверное, один из самых известных проектов ‑ это голливудский фильм «Страшные истории, рассказанные в темноте». Это очень успешный фильм, выпущенный американской компанией CBS Films. Композиторами выступили Марко Белтрами в сотрудничестве с нашей соотечественницей Анной Друбич. Музыка в фильме замечательная, и мы с удовольствием ее исполнили. Особенно приятно было получить высокие отзывы от самого Марко Белтрами, учитывая, что он один из самых известных и востребованных композиторов мира.
Также мы записали музыку для голливудского фильма «12 могучих сирот» (реж. Тай Робертс) ‑ добрый и вдохновляющий фильм, где одни из главных ролей исполнили, обожаемые мною, Мартин Шин и Роберт Дювалл. Композитором этого фильма выступил Марк Ортон ‑ потрясающий композитор с удивительным, ни на кого не похожим стилем. И каждая его запись всегда большое событие для меня. Другим результатом нашего с ним сотрудничества стала музыка к фильму «Очаровывая мужские сердца» (реж. С.Е. де Роуз). Оба фильма вышли в прошлом году в широкий прокат.
Одной из самых важных записей лично для меня была запись с небольшим ансамблем моей музыки для своего фильма «TERRA VISIONIS». Это художественный фильм, снятый по книге Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва». Сценарий фильма выстроен на основе реального интервью с Людмилой Игнатенко, женщиной, потерявшей мужа после взрыва на атомной станции. Это глубоко трагичная история, которая требовала очень эмоционального саундтрека. С помощью струнного квартета на пересечении академической музыки и саун-дизайна была создана сложная современная палитра звучаний. Для меня как для композитора это был захватывающий эксперимент, струнные лишились классического звучания, каждый звук я изобретал заново, как и исполнительские приемы, которые применяли музыканты.
Владимир Подгорецкий в Первой Музыкальной студии
- Что вы подразумеваете, когда говорите «мой фильм»?
- Я имею в виду, что данный фильм создан мною с чистого листа. То есть я выступил сценаристом, режиссером на съемочной площадке, режиссером монтажа и, естественно, композитором. Этот фильм в итоге стал моей выпускной работой на Высших курсах сценаристов и режиссеров, где я окончил Мастерскую режиссуры игрового фильма В.И. Хотиненко, П.К. Финна и В.А. Фенченко. В центре повествования – реальная трагедия простого пожарного Василия Игнатенко, среди первых приехавшим на Чернобыльскую атомную станцию и, во многом, не понимающим в какую ситуацию он попал и какую цену в итоге заплатит за часы, проведенные во время тушения пожара. Это не в коей мере не отменяет его героического поступка, но в тоже время это безусловно откладывает особенный внутренний конфликт на все повествование фильма.
Для меня было очень важно показать фильм непосредственным участникам Чернобольской трагедии, простым ликвидаторам, которые, жертвуя своим здоровьем, предотвратили страшную катастрофу. Поэтому на премьере, которая прошла в Центральном доме кино в Москве в 2020 году, главными почетными гостями были реальные ликвидаторы Чернобыльской аварии. Больше 100 ликвидаторов не только из Москвы, но и из других городов России. До начала фильма в холле мы создали огромную видеоинсталляцию и перформанс на тему чернобыльской трагедии. А после показа картины «TERRA VISIONIS» была большая дискуссионная панель, в которой приняли участие известные историки и участники ликвидации, обсуждались проблемы Чернобыля вчера и сегодня.
Что же касается фестивальной жизни фильма, то одним из самых значительных фестивалей, куда фильм был отобран, стал «HOLLYSHORTS» (Лос-Анджелес) ‑ один из главных американских фестивалей короткометражных фильмов в США, победители которого получают возможность побороться за премию «Оскар». Также наш фильм был отобран для показа на Международном фестивале в Буэнос-Айресе и еще на более чем 10 различных фестивалей по всему миру.
Запись оркестра
- Судя по всему, режиссура занимает большое место в вашей жизни?
- Да, наверное, как работа композитора схожа с работой сценариста, так и дирижирование оркестром и режиссура игрового кино, во многом схожи и мне сложно выбрать, какая из этих профессий для меня важнее. За последние 7 лет я снял порядка 6 короткометражных работ по своим сценариям. А первым фильмом была короткометражка «НЕ МОЙ», где главные роли исполнили Агния Кузнецова и Иван Добронравов. Фильм стал настолько популярным в интернете, его уже посмотрело более двух с половиной миллионов человек, этот неожиданный успех позволил мне поверить в свои силы и я продолжил снимать кино и до сих пор не могу остановиться.
Сейчас я заканчиваю полнометражный художественный фильм, снятым опять же по собственному сценарию, под рабочим названием «ЧЕЛОВЕК СОВЕТСКИЙ». Это история про безногого инвалида Великой отечественной войны и его попытку построить свою жизнь в новой реальности послевоенного СССР. В скором времени, я надеюсь, мы запишем музыку для этого фильма с нашим оркестром на нашей любимой студии «Мосфильм»!
Cайт проекта https://www.moscow-scoring.com
Сайт Владимира Подгорецкого https://www.podgoretsky.org/ru
По вопросам аренды музыкальных студий, речевых и шумовых ателье, студий перезаписи и мастеринга – Татьяна Балтер, директор ПК «Тонстудия» Тел.: +7 (499) 143-9803 e-mail: balter@mosfilm.ru
Комментарии (0)