Версия для слабовидящих
3

Пополнение в фонде скульптур Дома костюма и реквизита

Главы
15 июля 2025
Редакция новостей
3788
Завершается реставрация копии скульптуры «Борцы» («Борцы Уффици», «Панкратионисты») из фондов Дома костюма и реквизита. В процессе работы над статуей были задействованы современные технологии 3D-печати. Подробнее о восстановлении знаменитой скульптурной композиции – в материале Mosfilm.ru

«Борцы» («Борцы Уффици», «Панкратионисты») — древнеримская мраморная скульптура, изображающая схватку двух обнажённых борцов-панкратионистов. Она была выполнена в I веке н. э. по утраченному греческому оригиналу III века до н. э., приписываемому Лисиппу. Обнаруженная в 1583 году, скульптура хранится в музее Уффици (Италия, на фото). Скульптура пользовалась большой популярностью - в европейском искусстве группа «Борцов» неоднократно воспроизводилась из бронзы, мрамора, фарфора и гипса, особенно в XVIII веке.
Гипсовый слепок – копия знаменитой скульптуры, имеющийся в фондах мосфильмовского Дома костюма и реквизита, был изготовлен несколько десятилетий назад мастерами Всесоюзного художественно‑производственного комбината им. Е.В. Вучетича и долгое время хранился запасниках Пушкинского музея. Как рассказал Mosfilm.ru скульптор Сергей Николаев, скульптура несмотря на общую неплохую сохранность не имела двух принципиально важных составляющих, а именно – голов борцов.

Скульптура «Панкратионисты» до реконструкции

В музее им. Пушкина была проведена сложная фотографическая съёмка копии скульптуры, произведен точный замер основных параметров композиции. Распечатанные при помощи 3D-принтера пластиковые элементы скульптуры – стоили всех затраченных усилий! Визуально специалистам «Мосфильм-Декорстроя» удалось добиться практически полной идентичности – реплики элементов скульптуры, отлитые позже в гипсе, почти неотличимы от оригинала.
Восстановление копии скульптуры «Борцы» заняло у скульптора Сергея Николаева несколько месяцев. Помимо отлития голов, изготовления пальцев, мытья и очистки, убирания механических сколов других дефектов композиции, скульптору необходимо было восстановить утраченные замки крепления – без них собрать композицию воедино просто не получилось бы. Также композиции потребовалось дополнительное армирование некоторых элементов.
«Вообще поверхность подобных гипсовых скульптур обрабатывается до глянца. В противном случае будет заметен даже малейший дефект! И всё же некоторые небольшие дефекты, символизирующие долгую жизнь этой модели – я решил оставить. Я считаю, что некоторые следы «бытования вещи» должны остаться - это всегда выгодно подчеркивает красоту скульптуры», - поделился скульптур Сергей Николаев.
В настоящий момент скульптор Сергей Николаев работает над тонировкой и маскировкой швов - роспись осуществляется масляной краской. Цветовая гамма, которой добивается скульптор, должна создавать эффект «живого» мрамора. Целостность цвета создают серые, розовые, желтоватые оттенки.
«Осталось, как говорится, навести общий лоск. Может быть, будет еще один слой краски – в зависимости от условий освещения площадки, где в итоге будут выставлены «Борцы» - может быть, это будет главный корпус, может быть холл Дома костюма и реквизита… При должном освещении она действительно будет выглядеть «живой». Вообще я как бывший работник Всесоюзного художественно‑производственного комбината им. Е.В. Вучетича знаю эту скульптуру уже более сорока лет! За это время она, конечно, сильно пострадала, но теперь обрела первозданный вид!» - подвел итог Сергей Николаев.
Торс одного из борцов перед закреплением на подиуме всё же придётся временно снять. Несмотря на то, что композиционно скульптура располагается на гипсовой плите, в столярном цехе «Мосфильма» изготавливается подиум, на котором и будут закреплены «Панкратионисты». Делается это для безопасной транспортировки скульптурной композиции - сборно-разборная гипсовая модель крайне уязвима для механических повреждений.
Непрерывная работа в мастерской реставратора Сергея Николаева ведётся уже несколько лет. В 2020-м году «Мосфильм» получил от ООО «АРТ-СТП» в дар гипсовую коллекцию слепков статуй греческих и античных богов работы скульпторов разных веков - эпохи Античности, итальянского Возрождения и французского Просвещения. В советское время коллекция гипсовых копий была изготовлена в мастерской Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, затем принадлежала Всесоюзному художественно-производственному объединению имени Е.В. Вучетича (Скульптурный комбинат) и выставлялась в различных культурных и общественных местах, использовалась для изготовления новых копий. Всего киноконцерну было передано около двухсот скульптур, бюстов, барельефов и ваз. Представленные экспонаты находились в самом разном состоянии. За это время свой первозданный облик обрели копии скульптур:

- «Аполлон Бельведерский» гипсовый римской мраморной копии 330—320 до н. э.
- «Иоанн Креститель» гипсовый слепок бронзовой скульптуры Родена (1880г.),
- «Афродита Капуанская» гипсовый слепок мраморной римской копии греческой скульптуры IV века до н.э.,
- «Апоксиомен» гипсовый слепок с мраморной копии I века до н.э. бронзовой статуи работы Лисиппа,
- «Дискобол» гипсовый слепок с римской мраморной копии 120-140 гг. до н.э.,
- «Победительница в беге девушек в Олимпии» греческий слепок с римской копии греческого оригинала V века до н.э.,
- «Афродита из собрания Медичи», гипсовый слепок римской копии утраченного греческого оригинала III века до н.э.,
- «Боец Боргезе (Гладиатор)» гипсовый слепок с римской копии греческой скульптуры работы Агасия II век до н.э.,
- «Афродита в садах» гипсовый слепок римской копии со статуи Каллимаха Афродита в садах, V в. до н.э,
- «Дорифор (Копьеносец)» гипсовый слепок со скульптуры Поликлета, V век до н.э.,
- «Бахус» (также «Пьяный Бахус») гипсовый слепок мраморной скульптуры Микеланджело (1497 г.)
- «Отдыхающий Гермес» - гипсовый слепок греческой скульптуры мастерской Лисиппа IV век до н. э.
- и другие известные скульптурные композиции

Всего в порядок приведено около трёх десятков скульптурных композиций и столько же бюстов. Сергей Николаев подчёркивает, что скульптуры и барельефы важно сохранить как точные копии - образцы, по которым можно делать новые слепки. Оригиналы многих скульптур, представленных в Доме костюма и реквизита, находятся в ведущих музеях Франции, Италии и Германии и других стран, копии также можно увидеть в экспозициях и фондах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. А с коллекцией мосфильмовских скульптур можно ознакомиться в электронном каталоге «Дома костюма и реквизита» и взять в аренду для съёмок или тематических фотосессий.

По вопросам сотрудничества: руководитель Дома Костюма и реквизита, Анна Тимофеева
+7 (499) 143-9529, dkr@mosfilm.ru