Версия для слабовидящих
3

Цифровая реставрация фильмотеки «Мосфильма»: более 250 кинокартин!

Главы
17 июля 2025
Редакция новостей
6477
Сегодня «Мосфильм обладает самым передовым оборудованием, мощными производительными рабочими станциями и последними версиями программного обеспечения для реставрации фильмов. Студия неизменно придерживается заданной планки качества, при этом стараясь как можно быстрее донести картину до зрителя — в силу колоссального запроса на мосфильмовскую фильмотеку. Подробнее в материале Mosfilm.ru

ПОЧЕМУ «МОСФИЛЬМ» РЕСТАВРИРУЕТ СВОЮ ФИЛЬМОТЕКУ
Несмотря на существующие современные методы консервации кинопленки, с годами качество носителя постепенно ухудшается — даже при строгом соблюдении необходимого температурно-влажностного режима и прочих условий. Фильмотека «Мосфильма», насчитывающая более 2,5 тыс. наименований – настоящая сокровищница, культурное достояние страны! Для того, чтобы сохранить её для будущих поколений, чтобы снова увидеть эти фильмы в кинотеатре или просто посмотреть в Сети в хорошем качестве - картины необходимо перевести в цифровой формат. Иначе говоря, отреставрировать. По сути, это требование времени.

В производственном комплексе «Телекино»

Суть реставрации состоит в том, чтобы вернуть изображение в его первоначальное состояние и представить картину зрителям в том виде, в каком ее задумывал автор. При этом советские кинематографисты зачастую вынуждены были снимать на пленку не самого лучшего качества со своеобразной цветопередачей – так что это в какой-то мере реставрация подразумевает ещё и «улучшение» картинки.
Реставрировать свою обширную фильмотеку «Мосфильм» начал еще в 2000-е годы. Но если четверть века назад зачастую считалось достаточным просто оцифровать пленку, то современные технологии значительно расширили и усложнили данный процесс – сегодня фильмы сохраняются в формате 4K.
РЕСТАВРАЦИЯ: ОТ И ДО
Отправной точкой для реставраторов – работников цеха ПК «Телекино» - при работе с любым фильмом является негатив — исходная запись, с которой затем создавались фильмокопии для показа в кинотеатрах. Негативы хранятся в Госфильмофонде РФ. Если по какой-то причине негативная пленка утрачена, реставраторам приходится работать с самой старой сохранившейся позитивной копией или другими пленочными исходниками.

Хранение пленки в Мосфильмофонде

Магнитная пленка с записью звуковой дорожки фильма тоже подвержена деградации. Со временем появляются различные шумы, потрескивания и щелчки. Поэтому помимо негатива, реставраторам требуется оригинальная магнитная фонограмма или ее ранняя перезапись.
Непосредственно сам процесс реставрации начинается с этапа ультразвуковой чистки негатива от пыли или легкоудаляемой грязи. Затем пленка сканируется - аналоговое изображение преобразовывается в цифровое. Далее видеофайл в формате 4K проходит первичную цветокоррекцию — тона негатива переводятся в обратные.

Процесс сканирования киноплёнки

В зале цветокоррекции

Самый трудоемкий процесс, требующий максимальной концентрации — покадровая чистка изображения. Самые сложные дефекты для реставраторов - рваные или грубые кадры, склейки на негативе, царапины по краю кадра. В некоторых случаях реставраторы принимают решения коллективно. Согласно одному из правил Международной федерации киноархивов (The International Federation of Film Archives), если при цифровой реставрации какой-то дефект нельзя удалить, его оставляют.
Работа с цветом — один из ключевых этапов реставрации. Часто к процессу реставрации специалисты «Мосфильма» подключают членов съемочной группы реставрируемого фильма. Например, в свое время процесс реставрации ленты «Андрей Рублев» курировал оператор Владимир Юсов, снимавший картину Андрея Тарковского в 1960-х годах. В настоящий момент к реставрации фильма «Всадник по имени Смерть» привлечен оператор картины Владимир Климов.
НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ – НЕ ЗАМЕНИТЬ РЕСТАВРАТОРА, НО ПОМОЧЬ ЕМУ
В программах, которые сегодня используются при реставрации фильмов, есть инструменты с элементами искусственного интеллекта. Однако специалисты ПК «Телекино» задействуют алгоритмы ИИ аккуратно – в основном для общей «чистки» материала под строгим контролем. Дело в том, что программа зачастую упрощает, «сглаживает» изображение, лишает его детализации.

Работа специалиста-реставратора в ПК «Телекино»

Во время «чистки» алгоритмы как бы «сравнивают» соседние кадры — бывает, что программа принимает за дефект – скол и царапину - какую-то нечеткую, но важную мелкую деталь. Программа просто удаляет ее, так что задача реставратора на данном этапе заключается в том, чтобы не допускать подобных «перекосов».
После сведения изображения и звуковой фонограммы – качество реставрации на большом экране оценивает специальная комиссия во главе с главным инженером «Мосфильма».
ЦИФРЫ СТАТИСТИКИ
За последние шесть лет специалисты «Мосфильма» отреставрировали более 250-ти кинокартин. Конечно, здесь тоже существует определенная градация: полную реставрацию 4К прошли 93 ленты; частичную (сканирование, цветокоррекция и пр.) – более 50-ти фильмов, остальной массив картин – полную и частичную 2К/HD реставрацию. И работа продолжается!
Несмотря на то, что ПК «Телекино» располагает весьма скромным штатом реставраторов – всего 5 специалистов – темпы реставрации картин увеличиваются. В 2022 году на «Мосфильме» отреставрировали 14 фильмов, в 2023-м - 18 картин, в 2024-м — уже 20. Новое современное качество изображения и звука полностью получили коллекции фильмов классиков – Сергея Бондарчука, Андрея Тарковского, Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова, Георгия Данелии и многих других прославленных режиссеров.

Кадр из киноэпопеи «Война и мир» до и после реставрации

Сегодня «Мосфильм обладает самым передовым оборудованием, мощными производительными рабочими станциями и последними версиями программного обеспечения для реставрации фильмов. Студия неизменно придерживается заданной планки качества, при этом стараясь как можно быстрее донести картину до зрителя — в силу колоссального запроса на мосфильмовскую фильмотеку.
Ранее отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).
В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.
Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования.
ОТЗЫВЫ ЗРИТЕЛЕЙ
Ежедневно «Мосфильм» получает тысячи благодарных комментариев от многомилионной аудитории по всему миру. Одно из писем на имя руководителя «Мосфильма» Карена Шахназарова пришло от семейной пары, с 1997 года проживающей в США:

«Уважаемый Карен Георгиевич! Позвольте выразить Вам искреннее восхищение той масштабной и беспрецедентной работой, которая ведётся под Вашим руководством по восстановлению и сохранению советского кинематографа. Это поистине титанический труд - кропотливый, сложный, но в то же время невероятно важный.

Для нашей семьи, несмотря на годы, проведённые вдали от Родины, советское кино остаётся важнейшей частью культурной и духовной жизни… …На момент приезда нашим детям было пять и три. Они выросли здесь, но с раннего возраста с удовольствием смотрели вместе с нами советскую классику. Эти фильмы учили их ценить и уважать, чувствовать и любить. А появление восстановленной версии родного фильма — это всегда событие. Пересматривать любимые картины в высоком качестве - одно удовольствие. Каждый восстановленный фильм — это маленький праздник, маленькая победа, и, без преувеличения, вклад в сохранение нашей общей памяти.

Восстановленное кино сродни переселению души в обновлённое тело - суть остаётся прежней, но форма становится яснее, живее, ближе. Это поразительное ощущение - видеть знакомые сцены, лица, интонации в таком качестве, будто они были сняты вчера. Вы возвращаете нам не просто картины. Вы возвращаете атмосферу, ценности, культуру. Это поистине наше общее богатство, наша гордость и достояние.

Особенно хочется отметить, насколько ценна эта работа для будущих поколений. Сегодняшняя молодёжь, вопреки распространённым стереотипам, проявляет живой интерес к классике, но хочет видеть её в достойном качестве. Благодаря Вам эти фильмы обретают новую жизнь, становятся ближе и понятнее молодым зрителям, сохраняя при этом свою глубину, душевность и художественную силу.

Также хотим выразить признательность всему коллективу «Мосфильма» - людям, чьими руками, талантом и вниманием к деталям совершается эта важнейшая работа. Спасибо каждому, кто участвует в этом процессе за любовь к кино, за уважение к наследию, за труд, который делает нас ближе к нашим корням».

Показ художественного фильма «Броненосец «Потемкин»

Отреставрированные на «Мосфильме» картины становятся доступны всем желающим: они выкладываются на каналах студии в Youtube, Rutube и «VK Видео». В пятницу 18 июля, в 19 часов (мск) не пропустите онлайн-премьеру отреставрированной версии фильма "Белорусский вокзал" (реж. А. Смирнов, 1971).
Отреставрированные ленты также выходят в повторный прокат в кинотеатрах – например, в мосфильмовском «Центре кино». В ультрасовременном 4-зальном кинотеатре программа киноклассики идет ежедневно. Подписывайтесь на официальные онлайн-ресурсы «Мосфильма»! Ждем вас в кино!