Авторская колонка редактора Mosfilm.ru
Жизнь сейчас можно прожить легко, беззаботно. Я не шучу и не утрирую. Просто ставлю себя на место современного молодого человека.
Учиться ему — скучно. Работать, тем более так, чтобы нести какую-то ответственность — и не престижно, и стыдно, и даже позорно. Он (она, оно), с рождения уставший, лучше купит на родительские деньги телефон с хорошей камерой. Зарегистрируется в соцсетях, назвавшись как-нибудь позвучнее, провокационно, цинично - «Moneyken» или «Instasamka». И готово! Открывай рот под фонограмму, кривляйся как обезьяна, матерись, выставляй напоказ татуированное тело — бац! И у тебя уже четыре миллиона подписчиков, да и сам ты долларовый миллионер. Это тебе не уголь в шахте долбить, не сопротивление материалов изучать, не раковых больных оперировать.
Таким путём, к примеру, пошла Дарья Зотеева — десятиклассница из Тобольска, бросившая в своё время школу и ставшая этой самой, прости Господи, инстасамкой. И таких самок и самцов немало — их популярность и доходы огромны. Что и говорить, некоторые из них уже обладают собственными самолётами. Притом, что внешне, что содержанием все эти «звёзды» Youtube и Instagram напоминают передвижной цирк уродов. Но именно они сегодня на коне, и делать вид, что их не существует, уже не получится. Тем более, что они фактически стали кумирами наших детей.
Что-то сломалось в нашей жизни — с определённого момента пошло наперекосяк, потом вразнос, а теперь и вовсе стало с ног на голову. И здесь уже глупо рассуждать, что мы что-то «упустили», «не доглядели», сами «потворствовали». Корни намного глубже.
Дети напитываются тем, что им даёт окружающая среда: родители, школа, общество. Одним словом - культура. Вот с ней-то как раз сегодня беда. В том смысле, что говорить о ней приходится лишь с приставкой «массовая». Это все же поп-культура, масс-культ — называйте, как хотите. Та же культура – огромная, тысячелетняя, что рождалась из искусства и питалась им - увы, поблекла, съёжилась как шагреневая кожа.
Нет его, искусства-то. Кончилось.
Нет, ещё висят в музеях великие полотна Рембрандта и Моне, стоит на том же месте базилика Санта-Кроче во Флоренции, можно в любой момент включить «Сарабанду» Генделя или взять с книжной полки томик Сервантеса и испытать духовное потрясение, услышать разговор человека с Творцом. Но не ищите этого откровения (а настоящее искусство есть именно откровение) в работах современных авторов - за редким исключением. Нет там этого, да и не может быть. Не тот уровень.
Тут я легко могу получить обвинения в снобизме и даже некой мизантропии. А зря.
Напомню, (а кто-то, быть может, с удивлением узнает об этом впервые) что искусство всегда принадлежало элите общества. Античного, эпохи Возрождения, феодального, царского, советского — какого угодно. С древних времен элиты создавали искусство, позже стали его основным заказчиком (по большому счёту и главным потребителем). Для кого расписывал своды Сикстинской капеллы Микеланджело? Для высшей иерархии католической церкви и лично Папы Римского! Что, разве не так? Прилично заработал, кстати.
Советская власть в лице Ленина, Луначарского и Сталина — людей, прямо скажем, хорошо образованных — задало деятелям искусства высочайшую планку. Вспомним тот МХАТ, тот Большой театр, тот Союз композиторов, то кино, да много чего ещё. Перечислять по именам — бумаги не хватит. Заокеанская и европейская элита, надо сказать, от своих советских коллег не отставала. Пусть и действовала другими методами.
Да, параллельно существовало искусство низкое — не в смысле плохое. Народная культура, в которой умещалось и хорошее, и дурное, всякое. Но то, что создавалось «сверху» автоматически подтягивало к определенному уровню и простой люд — тех, кто стремился. Уличный, позже эстрадный музыкант понимал, что его «два прихлопа - три притопа» это ещё не вся музыка, есть сферы повыше.
Но во второй половине ХХ века ситуация постепенно стала меняться. Культура утратила заказчика в лице элиты и потихоньку стала обслуживать потребности широких масс. Отчасти это было связано с общей демократизацией жизни, развитием медиа, глобализацией; отчасти... с деградацией самих элит.
Все эти процессы логично привели к формированию некоего «усреднённого» человека-потребителя такой же усредненной, как и он сам, культуры. Не зря пророчествовал один омский поэт: «Пластмассовый мир победил — макет оказался сильней». Какие тут могут быть откровения? Живопись — так, чтоб в интерьер вписывалась. Кино, а лучше сериал — чтобы на беговой дорожке успеть посмотреть. Или за бокалом вина. Да и музыка — чтобы особо не напрягаться. Книги - вообще на помойку.
Да, искусство это товар. Оно так и осталось товаром и всегда им будет — только покупатель пошел невзыскательный. И вроде бы пусть! Поп-культура же не всегда была плохой. Лучшие её образцы, например The Beatles, прекрасны. Но вот что тревожит — чем дальше, тем примитивнее, грязнее, злее. Последние кинообзоры замечательного Badcomedian только подтверждают все вышеизложенное. Да и голосов тех, кто, помнит каким должно быть настоящее искусство и взыскивает иного среди царящей кругом пошлости, почти не слышно. Хор подпевающих инстасамкам звучит всё громче.
На телевидении и в Сети, конечно, хватает и хорошего, и плохого. Но откровенного плохого — пропаганды употребления наркотиков и алкоголя, беспорядочных связей, безнравственности, лицемерия, откровенной глупости — почему-то больше. Всё это транслируется в неокрепшие детские умы как норма жизни. И количество таких «недоблогеров», «недомузыкантов», да чего уж там, будем говорить прямо «недолюдей» (ибо право называться человеком ещё нужно заслужить) - растёт. Деградация идёт полным ходом. Она, можно сказать, уже свершилась. (Хотя справедливости ради надо сказать, что в молодёжной среде есть те, кто активно этой деградации противится).
Пресечь всё это можно только решительными, даже радикальными мерами. Способны ли на них те, в чьих руках сегодня судьбы мира? Большой вопрос. Само собой закрадывается нехорошее подозрение, что их-то как раз всё устраивает. Но других элит, увы, нет. И не предвидится.
Так что тем, кто привык видеть дальше собственного носа – будет сложно. Но всё, как ни странно, в их руках. Тысячелетний багаж искусства – в открытом доступе. Впервые за всю историю человечества! Читай, смотри, мысли, сам становись элитой! Что же до всех остальных… То им, как уже было сказано ранее, и так вроде бы вполне комфортно. Но оставаться у них в заложниках, отдать им своих детей, значит погибнуть – морально, нравственно, а в конечном счёте и физически.
Позиция автора может не совпадать с позицией редакции Mosfilm.ru
Фото: фрагмент правой части триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» («Музыкальный Ад»). Общественное достояние.
Комментарии (0)