23 февраля исполняется 100 лет со дня рождения кино- и театрального режиссера, народного артиста СССР, Самсона Иосифовича Самсонова (1921-2002 гг.).
Большая часть творческой жизни Самсона Самсонова связана с киностудией «Мосфильм», где он работал с 1954 года.
Именно здесь были сняты такие известные фильмы, как «Попрыгунья» (1955), «Каждый вечер в одиннадцать» (1969), «Одиноким предоставляется общежитие» (1983) и другие. Фильмография Самсонова насчитывает 29 картин, многие из которых удостоены высоких международных наград.
Так, его первый фильм, «Попрыгунья», в 1955 году получил серебряную премию на XVI Венецианском кинофестивале получил Приз «Серебряный лев святого Марка» первой степени и «Кубок Пазинетти» — премию кинокритиков за лучший иностранный фильм, на МКФ в Брюсселе — Бронзовую медаль, а Союз журналистов Финляндии назвал «Попрыгунью» лучшим иностранным фильмом прокатного сезона 1955/56гг.
«Оптимистическая трагедия» (1963) была отмечена Специальным призом жюри Каннского кинофестиваля — сегодня это кажется немыслимым — «За наилучшее воплощение революционной эпопеи». Казалось бы, как героико-романтическая пьеса Вишневского, написанная в 30-х годах, могла откликнуться в сердцах шестидесятников, да еще и не только советских, но и европейских?
Те, кто всерьез увлекаются кино, хорошо знают: за открытым революционным пафосом, даже наивностью пьесы прячется та самая «тоска по идеалу», которую, как определение настоящего искусства, сформулирует позже Тарковский. В плакатном делении на черное и белое в «Оптимистической трагедии» сегодня ценна не только художественная составляющая, но и исторический срез эпохи, который режиссер, может, и не задумывал, да он получился.
Зрительское сознание тогда захлестнула отраженная в картине стихия анархии. Не зря фильм разошелся на цитаты, а песни из него напевали в каждом советском дворе:
Была бы шляпа, пальто из драпа,
А к ним живот и голова.
Была бы водка, а к водке — глотка,
Все остальное трын-трава.
А кто не слышал знаменитое «Хочу комиссарского тела!»? Это тоже из «Оптимистической трагедии». И надо, конечно, знать контекст, чтобы понимать, что пошлости в реплике нет никакой.
«Бешеное золото», «Огненные версты», «Чисто английское убийство», «Много шума из ничего»... На сайте онлайн-кинотеатра https://cinema.mosfilm.ru/ все эти фильмы можно посмотреть бесплатно (!) и в хорошем качестве.
Сейчас на «Мосфильме» представлена фотовыставка, посвященная юбилею Самсона Самсонова. Некоторые редкие кадры из нашего архива мы публикуем здесь.
Большая часть творческой жизни Самсона Самсонова связана с киностудией «Мосфильм», где он работал с 1954 года.
Именно здесь были сняты такие известные фильмы, как «Попрыгунья» (1955), «Каждый вечер в одиннадцать» (1969), «Одиноким предоставляется общежитие» (1983) и другие. Фильмография Самсонова насчитывает 29 картин, многие из которых удостоены высоких международных наград.
Так, его первый фильм, «Попрыгунья», в 1955 году получил серебряную премию на XVI Венецианском кинофестивале получил Приз «Серебряный лев святого Марка» первой степени и «Кубок Пазинетти» — премию кинокритиков за лучший иностранный фильм, на МКФ в Брюсселе — Бронзовую медаль, а Союз журналистов Финляндии назвал «Попрыгунью» лучшим иностранным фильмом прокатного сезона 1955/56гг.
«Оптимистическая трагедия» (1963) была отмечена Специальным призом жюри Каннского кинофестиваля — сегодня это кажется немыслимым — «За наилучшее воплощение революционной эпопеи». Казалось бы, как героико-романтическая пьеса Вишневского, написанная в 30-х годах, могла откликнуться в сердцах шестидесятников, да еще и не только советских, но и европейских?
Те, кто всерьез увлекаются кино, хорошо знают: за открытым революционным пафосом, даже наивностью пьесы прячется та самая «тоска по идеалу», которую, как определение настоящего искусства, сформулирует позже Тарковский. В плакатном делении на черное и белое в «Оптимистической трагедии» сегодня ценна не только художественная составляющая, но и исторический срез эпохи, который режиссер, может, и не задумывал, да он получился.
Зрительское сознание тогда захлестнула отраженная в картине стихия анархии. Не зря фильм разошелся на цитаты, а песни из него напевали в каждом советском дворе:
Была бы шляпа, пальто из драпа,
А к ним живот и голова.
Была бы водка, а к водке — глотка,
Все остальное трын-трава.
А кто не слышал знаменитое «Хочу комиссарского тела!»? Это тоже из «Оптимистической трагедии». И надо, конечно, знать контекст, чтобы понимать, что пошлости в реплике нет никакой.
«Бешеное золото», «Огненные версты», «Чисто английское убийство», «Много шума из ничего»... На сайте онлайн-кинотеатра https://cinema.mosfilm.ru/ все эти фильмы можно посмотреть бесплатно (!) и в хорошем качестве.
Сейчас на «Мосфильме» представлена фотовыставка, посвященная юбилею Самсона Самсонова. Некоторые редкие кадры из нашего архива мы публикуем здесь.
Комментарии (0)