Версия для слабовидящих
3

КИНО КАК ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ

Главы
09 июля 2025
Евгений Долгих
3009
Авторская колонка редактора Mosfilm.ru

Любая эпоха, как известно, отражается не столько в архивных документах, сколько в искусстве - литературе, живописи, музыке, скульптуре и пр. С ХХ века наша жизнь отражается и в кинематографе. Так случилось, что большая часть фильмов того периода была создана советской кинематографией. Довольно часто автор этих строк, читая комментарии многомиллионной армии подписчиков онлайн-каналов «Мосфильма» сталкивается с мнением о том, что советский кинематограф, при всех оговорках и нюансах, до сих пор любим зрителем за то, что действительно отражал реальную жизнь. Это было самобытное кино о нас и про нас, тогда как российский кинематограф в основной массе фильмов совершенно оторван от текущих реалий и, как говорится - «ни уму, ни сердцу».

Конечно, в этих комментариях зачастую чувствуется ностальгический подтекст и личный опыт поколения, выросшего на советских фильмах. И прежде чем рассуждать на эту тему, важно избежать двух крайностей – этой самой ностальгии по СССР и огульной критики современного кино. Отбросив данные императивы, очевидно, что и советское и российское кино взаимодействуют с реальностью, но по-разному.

СОВЕТСКОЕ КИНО: ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ, НО С ОГОВОРКАМИ
Как ни крути, реальность в советском кино все же преломлялась через призму идеологического фильтра. Соцреалистическое кино, особенно на раннем этапе, показывало не столько «как есть», сколько «как должно быть» – труд на благо общества, дружбу народов, веру в светлое будущее. Конфликты зачастую были предсказуемы – наиболее типичный «личное и общественное»; зло же, как правило, являлось неким внешним проявлением – в лице шпионов, интервентов, позже идеологических противников.

Петр Алейников в фильме «Трактористы» («Мосфильм», 1939)

В то же время, даже в идеологических рамках, многие фильмы блестяще передавали бытовые, производственные, эмоциональные реалии жизни советского человека - нравы, юмор, отношения в семье и коллективе, вопросы взросления, повседневные трудности. «Ирония судьбы», «Москва слезам не верит», «Осенний марафон», «Курьер», да несть им числа! - зритель благодарно узнавал себя в персонажах и ситуациях.

Важно также понимать, что кино было частью государственной машины воспитания «нового человека». Оно предлагало понятные, хотя часто и упрощенные модели поведения и ценностей. Грамотная система госзаказа и кинопроизводства, ограниченный доступ к зарубежному кинематографу делали советское кино «главным» зеркалом для общества.
Эта же самая система не мешала (а как сейчас выясняется порой и помогала) большим мастерам уровня Сергея Бондарчука или Андрея Тарковского задаваться действительно большими вопросами - о мироздании, человеческой природе и предназначении, поиске смысла жизни и пр. Шедевры рождались не часто, но регулярно. И даже перестройка, с ее пресловутой «чернухой», как ни крути, а в лучших картинах того периода – способствовала честному диалогу со зрителем.

Оксана Арбузова и Владимир Ильин в фильме «Авария – дочь мента» («Мосфильм», 1989)

РОССИЙСКОЕ КИНО: РАЗБИТОЕ ЗЕРКАЛО И РАЗРЫВ С АУДИТОРИЕЙ
Совершенно очевидно, что современный кинематограф испытывает кризис идентичности. После распада СССР исчезла единая государственная идеология, поменялась сама система кинопроизводства. Киноиндустрия потеряла четкий «заказ» и пытается найти новые точки опоры. Что это может быть? Национальная идея? Коммерческий успех? «Искусство ради искусства?» Критика общественных явлений или отдельных социальных групп? Вопросов звучит множество – внятных ответов почти нет.
Да, виден базовый тренд – ставка на коммерческие сборы. Собственно, этим обусловлено доминирование жанрового кино. Экраны кинотеатров и телевидения заполнены комедиями, боевиками, мелодрамами, фэнтези – часто с шаблонными сюжетами. По сути, это эскапизм - уход от сложной реальности в развлечение - в нарочитое упрощение. В таких фильмах герои, как правило, выглядят плоско, конфликты искусственно, юмор пошло.
Стоит ли тогда удивляться разрыву с аудиторией? Когда реальность подменяют «мыльными пузырями»? Зрителя «кормят» фильмами «из жизни элит», бесконечными "ментовскими" и бандитскими войнами, гламурным стилизованным прошлым, при этом картин о реальных проблемах обычных людей, об их заботах, радостях, открытиях - единицы. Заход же на эту территорию неизменно сопровождается крайним пессимизмом и открытым цинизмом. Часть авторского кино – фильмы Андрея Звягинцева, Юрия Быкова, Жоры Крыжовникова, Душана Глигорова, Василия Сигарева - показывает мрачную, безысходную реальность. Да, в этом можно частично увидеть «правду» жизни, но она лишена надежды, присущей даже самым критичным советским фильмам.

Кадр из сериала «Лихие» (реж. Ю. Быков, Продюсерская компания «Среда», 2024)

Важно понимать, что и зрительская аудитория сегодня фрагментирована – сам кинорынок жестко сегментирован. То, что смотрит в современных мультиплексах молодежь – едва ли интересно старшему поколению у телевизора. Т. н. артхаусное же кино имеет свой узкий круг ценителей. Плюс увеличилось количество носителей «доставки контента» - общего культурного кода, державшегося в СССР на единой системе кинопроката и Гостелерадио, давно нет. Так что нет и единого «отражения»: вместо одного, пусть идеологизированного, но узнаваемого зеркала – множество осколков, показывающих разные, часто не связанные с жизнью большинства, картинки.
Добавьте к этому тот факт, что современная российская действительность крайне противоречива и быстро меняется. Так что кино часто просто не успевает или не решается осмыслить в ее полной мере, предпочитая либо упрощать, либо уходить в жанры или безопасное прошлое. Производство поставлено на поток - тут уж не до шедевров…
ЧТО В ИТОГЕ?
В современном российском кино, несмотря на то, что страна четвертый год ведёт СВО, доминирует развлекательная составляющая. На экранах в основной своей массе демонстрируются фильмы, цель которых – отвлечь зрителя, а не заставить задуматься о реальности. Образцы так называемого «реализма» в кино занимают узкую нишу - фильмы, пытающиеся честно и глубоко говорить о насущном, редко становятся массовыми.
Всем вышеперечисленным, наверное, по большому счету и можно объяснить некоторую ностальгию зрителя - советское прошлое, включая кино, часто идеализируется в памяти, тогда как современность видится куда более проблемной, а порой и вовсе страшной. Не стоит также забывать о том, что советское кино являлось для зрителя в определенной степени «учебником жизни». Современное российское кино чаще – это товар, аттракцион-развлечение, либо личное высказывание творца. Среди которых, как кажется автору этих строк, сегодня немало просто случайных людей. А это, согласитесь, разные подходы к искусству кинематографа.
Советское кино отражало реальность избирательно в рамках идеологии (даже критикуя и противопоставляя ей себя, художник все равно находился в её рамках), но делало это через узнаваемые быт, эмоции и типажи, талантливо, а порой и гениально создавая иллюзию «правдивости» - ведь всё же это искусство, а не жизнь. Современное же российское кино не имеет единого вектора, если угодно «стержня». Значительная часть его создателей сознательно уходит от отражения сложной реальности в развлечение, стилизацию или нишевое авторское высказывание (часто пессимистичное). Это создает у многих зрителей ощущение колоссального разрыва между экранной и реальной жизнью. Так что ключевым вызовом для российского кинематографа сегодня является поиск нового языка – для честного и глубокого разговора о современности. Возможен ли он без политической воли самого российского государства – вопрос открытый.
Позиция автора может не совпадать с позицией редакции сайта Mosfilm.ru