«Мосфильм» - пожалуй, единственная студия в России, которая реставрирует кинокартины в самом высоком качестве. Работа специалистов, как правило, остаётся за кадром. А между тем, процесс восстановления изображения и звука занимает несколько месяцев и требует от реставраторов не только усидчивости, хорошего зрения, но и знания новейших компьютерных программ. О тонкостях профессии рассказала и.о. начальника участка реставрации комплекса «Телекино» Диана Коломейцева.
О команде
В работе над реставрацией фильма на разных этапах задействованы до 8 специалистов различных специальностей. Именно благодаря их труду, мы можем увидеть картины в новом качестве и в современных цифровых форматах. В последние годы с развитием технических и технологических возможностей произошел переход на работу с изображением в разрешении 4К, что повлекло серьезную технико-технологическую модернизацию технической базы комплекса реставрации.
Реставрация дело «серьезное», требует от сотрудников высокой квалификации, опыта, знаний и интереса к тому делу, чем занимаешься. Зачастую это работа с каждым кадром какой – либо сцены. Реставрация фильма в зависимости от качества исходного материала и длительности занимает от двух недель до двух месяцев. Работали и над фильмами, реставрация которых занимала многие месяцы. Это, например, киноэпопеи «Война и мир» С. Бондарчука, «Освобождение» Н. Озерова.
Кадр из фильма "Война и мир" до реставрации
Кадр из фильма "Война и мир" после реставрации
Философия
На каждом этапе обработки изображения необходимо принимать ответственное решение в подходе к работе с материалом. Ввиду разнообразия дефектов невозможно подобрать однотипный подход к процессам реставрации, поставить все «на конвейер» даже обладая самым современным программным обеспечением. К каждому фильму и дефекту необходим свой подход, что требует ответственного, профессионально заинтересованного подхода от участников процесса реставрации. Важно понимать «природу» происхождения того или иного дефекта, качественно выстраивать цветовое решение , чтобы результат работ соответствовал авторскому замыслу и не искажал его.
Так, например, обстоит дело с процессом стабилизации кадра: дрожание может быть вызвано разными причинами. Специалист должен суметь отличить дефект привнесенный кинокамерой, от дефекта проявки пленки , от дефекта вызванного долгим хранением (усадка), механическими воздействиями. Мы сохраняем даже заложенное при съемке небольшое панорамирование в кадре путем стабилизации по рамке изображения.
Кадр из фильма "Иван Грозный" до реставрации
Кадр из фильма "Иван Грозный" после реставрации
Текущая работа
Сейчас мы ведем работу по восстановлению кинокартины «Табор уходит в небо». Большую сложность составляет наличие многочисленных пятен на протяжении многих сцен. Мы стараемся устранить все дефекты, которые мешают визуальному восприятию. Так, в данном случае, мы применяем маскирование загрязненных областей и установку на них индивидуально подобранных фильтров для автоматической чистки. Чаще этот дефекты (пятна) встречается на светлых областях: в данном случае, в картине много кадров на натуре и пятна больше всего «гуляют» по области неба. От плана к плану реставратор принимает решение: где-то лучше нарисовать маску по области неба, где-то оптимально вклеить по цвету, например, где небо пасмурно-выбеленное: таким образом, для обработки фильтром захватываются сразу и светлые детали изображения, которые так же нуждаются в обработке.
Последняя завершенная работа
«Илья Муромец» (1956) - фильм уже прошел этап восстановления изображения. Картина отличалась многочисленными рваными кадрами, расположенными близко к склейкам, состояние которых так же было очень плачевным. Кадры с подобными дефектами, где в изображении присутствует хоть малейшее движение камеры, очень проблематичны для восстановления.
Реставрация фильма "Илья Муромец"
В копиях для кинопроката такие кадры вырезались, чтобы при просмотре не мешать зрительскому восприятию. Нам в какой-то мере повезло: в фильме много относительно статичных сцен, поэтому мы смогли восстановить практически все кадры на склейках, а это порядка 1200 кадров. Что, в общем-то, ручная работа.
Последние новости
За последнее время мы завершили работы над кинокартинами «Добряки» К. Шахназарова, «Подранки» Н. Губенко, «Сорок первый» Гр. Чухрая., "Трактир на Пятницкой" … Началась работа работа по восстановлению драмы «Мачеха» О. Бондарева.
Справочная информация:
К настоящему моменту специалистами «Мосфильма» отреставрировано уже более 110 кинолент, в числе которых: «Иди и смотри» (реж. Элем Климов), «Восхождение», (реж. Лариса Шепитько), киноэпопея «Война и мир» (реж. Сергей Бондарчук), «Сталкер», «Андрей Рублев» (реж. Андрей Тарковский), «Иван Грозный», «Александр Невский» (реж. Сергей Эйзенштейн), «Калина красная» (реж. Василий Шукшин), «Я – Куба» (реж. Михаил Калатозов), «Вий» (реж. Александр Птушко) и многие , многие другие.
Отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).
В 2017 году «Мосфильм» получил гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.
Киноконцерн «Мосфильм» проводит все реставрационные работы полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. Фильмы доступны для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном Youtube-канале киностудии.
Комментарии (0)