В «Дом костюма и реквизита» поступили резервные копии гипсовых слепков скульптур эпохи Античности, итальянского Возрождения и французского Просвещения

В «Дом костюма и реквизита» поступили резервные копии гипсовых слепков скульптур эпохи Античности, итальянского Возрождения и французского Просвещения
Фотогалерея
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
⇐ Вернуться к списку

В «Дом костюма и реквизита» поступили уникальные экспонаты – резервные копии гипсовых слепков из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина. Они были созданы для тиражирования скульптур и установки в значимых общественных местах в рамках политики внедрения культуры в массы. В послевоенные годы курс изменился, мастерскую по их изготовлению перенесли из музея и присоединили к Всесоюзному производственно-художественному комбинату им. Е.В. Вучетича. Эти экспонаты стали составной частью коллекции гипсовых слепков скульптур эпохи Античности, итальянского Возрождения и французского Просвещения.

Скульптор-реставратор Сергей Дмитриевич Николаев и статуя копьеносца Дорифора скульптора Поликлета

Скульптор-реставратор Сергей Дмитриевич Николаев и статуя копьеносца Дорифора скульптора Поликлета

«Эта коллекция была довольно большая, насчитывала до трехсот единиц хранения. И вот с тех пор до недавнего времени мы этим и занимались, в постсоветские годы уже как частная компания. Сейчас возникли финансовые трудности, связанные с содержанием коллекции, нет места для хранения, но мы ни в коем случае не могли допустить, чтобы столь ценные экспонаты оказались выброшенными и бесхозными. Мы приняли решение передать этот фонд «Мосфильму», тем более что к нам и раньше обращались кинематографисты по вопросам использования и аренды экспонатов. Поэтому мы подумали, что «Мосфильм» – это самое подходящее место для них.
Также наши скульптуры и барельефы важно сохранить как точные копии, образцы, по которым можно делать дальнейшие слепки. Это все чаще становится востребовано как различными организациями, как например, парками для благоустройства территории, так и частными лицами», – рассказал скульптор-реставратор Сергей Дмитриевич Николаев.

Резервная копия гипсового слепка со статуи Бахуса работы Микеланджело

Резервная копия гипсового слепка со статуи Бахуса работы Микеланджело

Скульптор-реставратор Сергей Дмитриевич Николаев и «Афродита в «садах» скульптора Каллимаха

Скульптор-реставратор Сергей Дмитриевич Николаев и «Афродита в «садах» скульптора Каллимаха

Многие из резервных копий гипсовых слепков имеют обширные повреждения, поэтому сейчас Сергей Дмитриевич вместе с коллегами ведет реставрационные работы в мастерской прямо на территории «Мосфильма». Всего киноконцерну передано около 200 скульптур, барельефов и ваз. Оригиналы многих из них находятся в ведущих музеях Франции, Италии и Германии и других стран, слепки также хранятся в фондах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Скульптор-реставратор Сергей Дмитриевич Николаев в своей мастерской на «Мосфильме»

Скульптор-реставратор Сергей Дмитриевич Николаев в своей мастерской на «Мосфильме»

Сейчас в холле «Дом костюма и реквизита» уже размещены гипсовые слепки с трех известнейших скульптур: «Афродита в «садах» скульптора Каллимаха (около 5 века до н. э.), Копьеносец Дорифор скульптора Поликлета (около 5 века до н. э.) и «Бахус» (также «Пьяный Бахус») – одно из наиболее ранних произведений Микеланджело (1497 год).

«Афродита в «садах» Каллимаха состоит из монтажных частей, видно, что, например, рука и талия отделяются. При желании ее можно снова разобрать для формовки и перевозки. В процессе реставрации скульптура разбирается на несколько частей, каждая из которых серьезно повреждена. Поэтому приходится сначала восстанавливать части, а уже потом проводить сборку, между частями есть крепление, эта структура достаточно сложная.

Статуя копьеносца Дорифора, хранящаяся в музее имени Пушкина, задекорирована под бронзу, а наша, «мосфильмовская» – под светлый мрамор. Мраморные более востребованы в кино, они удобнее для съемок. Скульптура дошла до наших дней в двух вариантах, но все же оригинал был бронзовый. Когда мастера декорировали под мрамор, то сделали конструктивное дополнение, чтобы статуя не лопнула, так как сверху тяжелый камень, а ноги хрупкие. Поэтому когда эту скульптуру «переводили» в камень, то делали такие искусственные усиления. Мы получили эту скульптуру уже в новом виде, с «подпоркой».

Оригинал Вакха Микеланджело находится во Флоренции, гипсовый слепок есть в Музее имени Пушкина. Перед нами на «Мосфильме» восстановленный гипсовый слепок, он был очень сильно поврежден. Торс, ноги и маленькая фигурка сатира сзади были разбиты. Мы специально делали металлический каркас, закрепляли на нем эти все осколки, потом собирали торс, ставили его, затем голову и все остальное. Надо сказать, что пальцы на руках был утрачены, мы их слепили заново. Мы не стали окончательно замазывать швы, чтобы читалась история скульптуры и было видно все съемные детали и специальные замки, при помощи которых можно отделять различные части скульптуры», – объяснил мастер.

Реставрационные работы в мастерской Сергея Дмитриевича Николаева на «Мосфильме»

Реставрационные работы в мастерской Сергея Дмитриевича Николаева на «Мосфильме»

Реставрационные работы в мастерской Сергея Дмитриевича Николаева на «Мосфильме»

Реставрационные работы в мастерской Сергея Дмитриевича Николаева на «Мосфильме»

Мы посетили мастерскую, где ведутся реставрационные работы над различными экспонатами. По словам Сергея Дмитриевича, сложнее всего привести в надлежащий вид статую Аполлона Бельведерского и скульптуру пляшущего сатира.

«В первую очередь мы ведем работу над самыми масштабными экспонатами – ростовыми скульптурами, их порядка 30. Они имеют значительные повреждения и сейчас находятся на реставрации. Затем будем восстанавливать вазы и барельефы.

Скульптуры, которые сейчас находятся в нашей мастерской, были в работе еще на комбинате, мы с них делали копии. Конечно, при такой формовке статуи страдают. Когда формы разнимают, образуются сколы. Все это приходится заново клеить и монтировать, собирать, укреплять поверхностный слой. Для этого используются специальные грунтовки и лаки. Если не хватает каких-то частей, мы берем оттуда, где они есть, или смотрим по фотографиям в архивах ГМИИ имени А. С. Пушкина. Если какие-то части скульптур утрачены, мы лепим их заново. Все скрупулезно восстанавливается, чтобы экспонаты сохранили статус эталонных моделей, которые практически не отличаются от оригинала, мы напрямую копируем. Слепки – это не вольные копии, а точное подобие ценных произведений искусства. Мы сохраняем не только внешний вид этих моделей, но и их функциональность. Важно, чтобы все наши скульптуры можно было собирать и разбирать, формовать. Мы стремимся сохранить аутентичность моделей и всеми возможными способами продлить срок их эксплуатации», – добавил Сергей Дмитриевич.

Реставрационные работы в мастерской Сергея Дмитриевича Николаева на «Мосфильме»

Реставрационные работы в мастерской Сергея Дмитриевича Николаева на «Мосфильме»

Реставрационные работы в мастерской Сергея Дмитриевича Николаева на «Мосфильме»

Реставрационные работы в мастерской Сергея Дмитриевича Николаева на «Мосфильме»

Сроки работы над одной скульптурой могут разниться в зависимости от сложности. Это трудоемкий процесс, который ведется от месяца и дольше.

«Иногда бывают такие сильные конструктивные повреждения, что скульптуры просто разваливаются, и возникает необходимость укреплять каркас.
Практически у всех статуй металлический каркас и волокнистый каркас. Используется льноволокно и пропитывается гипсом, чтобы скульптура не лопнула, как чашка, при перевозке и не осыпалась при возможных ударах. Для транспортировки скульптур делается специальный контейнер с распорками, и в нем статуи перевозят. Есть другой способ – скульптуру разбирают на части, потом собирают снова, процесс довольно хлопотный», – подвел итог реставратор.

Реставрационные работы в мастерской Сергея Дмитриевича Николаева на «Мосфильме»

Реставрационные работы в мастерской Сергея Дмитриевича Николаева на «Мосфильме»

Реставрационные работы в мастерской Сергея Дмитриевича Николаева на «Мосфильме» (Петр Денисович Галицкий за работой)

Реставрационные работы в мастерской Сергея Дмитриевича Николаева на «Мосфильме» (Петр Денисович Галицкий за работой)


Поделиться новостью: