25 апреля отмечался день рождения советского и российского актера театра и кино, народного артиста СССР Юрия Яковлева (1928 — 2013). На его счету около 120 киноработ с учетом дубляжа иностранных фильмов и озвучивания.
Снятые на студии «Мосфильм» кинокартины с участием Юрия Яковлева можно посмотреть на официальных ресурсах Киноконцерна — в
Кадр из фильма «Необыкновенное лето»
Юность Юрия Яковлева пришлась на трудные военные годы. Война началась, когда будущему актеру было 13 лет, и по его словам, тогда сразу же закончилось его детство:
«Когда объявили войну, мы обедали. Воскресный день, по радио прервали концерт, и через паузу, показавшуюся очень долгой, прозвучало: „Фашистская Германия вероломно напала на нашу страну“. Взрослые испугались. Мы, мальчишки, конечно, не сразу поняли всю катастрофу. Самое удивительное, что мы
как-то вдруг повзрослели лет на десять».

Кадр из фильма «Идиот»
В годы юности Юрий Яковлев готовился отнюдь не к актерской профессии, у него было другое увлечение, которое он считал на тот момент более приоритетным:
«Был
43-ий год, я увлекся историей дипломатии, языками и собирался поступать в МГИМО. Но неожиданно получил знак свыше, который продиктовал: иди на актерский. Кроме того, у меня было еще увлечение, которое осталось до сих пор — архитектура».

Кадр из фильма «Суд сумасшедших»
В 1948 году Юрий Якволев подал документы во ВГИК, но не был принят туда, а был зачислен в Театральное училище им. Б. Щукина на курс
Кадр из фильма «Гусарская баллада»
Дебютом Юрия Яковлева в кино стала роль в первом
Кадр из фильма «Анна Каренина»
Широкую известность артисту принесла роль князя Мышкина в фильме Ивана Пырьева «Идиот» (1958). Созданный актером трагический образ растерянного, нежного, трогательного, слабого и в то же время доброго и великодушного князя Мышкина по сей день находит отклик у зрителей, так как органично развивает и дополняет персонажа, созданного пером Федора Достоевского.
Кадр из фильма «Крах»
Актер вспоминал, что картиной «Идиот» заинтересовались в США и в 1960 году пригласили туда ее создателей, что было по тем временам почти невероятно для советских кинематографистов, это был исключительный случай:
«Поездка в Америку тогда считалась событием чрезвычайным — за океан попадали только артисты Большого балета и моисеевцы. Нас с Иваном Пырьевым и Юлией Борисовой пригласила кинокомпания „XX век Фокс“. Побывали в
Лос-Анджелесе , Вашингтоне иНью-Йорке . Не только в той поездке, но и на любых гастролях за границей я легко переходил на английский. Все заложенное в детстве остается. Сейчас мне жаль, что не стал заниматься языком серьезно».

Кадр из фильма «Сюжет для небольшого рассказа»
Талант Юрия Яковлева многогранен и самобытен, у него отлично получались драматические роли, он был мастером воплощения на экране героев классических произведений, но в то же время стал всенародным любимцем благодаря комедиям:
«Я как приемник. Повернул ручку на миллиметр — и вдруг вместо классической музыки заиграл джаз. Поворот — и я настраиваюсь на „Гусарскую балладу“. Потом
р-раз — Чехов. То есть весь организм настраивается на определенную волну».

Кадр из фильма «Чайка»

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Юрий Яковлев был покорен творчеством Антона Павловича Чехова:
«Я очень люблю Антона Павловича Чехова. И даже успел его сыграть в спектакле „Насмешливое счастье“, я помню его фразу, которую он произнес в приступе хандры: „Одиночество — прекрасная штука“. Я навсегда это запомнил. Одиночество помогает, потому что очень трудно быть все время на виду. Это очень усложняет жизнь. Очень утомительно все время нравиться! „Я же не червонец, чтобы всем нравиться“, как сказал один мудрец».

Кадр из фильма «Судьба»
Своей самой любимой ролью артист назвал созданный им образ Стивы Облонского из фильма «Анна Каренина» (1967) режиссера Александра Зархи:
«Просто точное попадание в цель. Я люблю этот персонаж за то, что у нас много общих черт характера, одинаковый менталитет», — отмечал он в интервью.

Кадр из фильма «Поэма о крыльях»
Наиболее известны роли Юрия Яковлева в картинах «Иван Васильевич меняет профессию» и «Ирония судьбы, или С легким паром», но об этих персонажах артист часто отзывался иронично, не считая их самыми главными в своей жизни:
«Бывало, в булочной подойдет
какой-нибудь малыш и лепечет: «Иван Васильевич, можно у вас взять автограф?». (Смеется.) И с Ипполитом такая же история. Но узнавать начали после фильма «Идиот». Идешь по улице — люди оборачиваются, хихикают и говорят друг другу: «Вон, смотри, идиот пошел».

Кадр из фильма «Идеальный муж»
Вот что говорил Юрий Васильевич об образе Ипполита в разных интервью:
«После Новогодних показов „Иронии судьбы“ люди обращаются ко мне так: „Здравствуйте, Ипполит“, „С Новым Годом, Ипполит“ или того хлеще „Ипполит, с легким паром“. И это удивительно! Роль не самая главная, на успех в народе не рассчитанная. Опальный жених, с которым обошлись более чем обидно, может быть тем только и хорош, что не набил морду сопернику. Хотя большинство зрителей высказывают удивление столь непонятным великодушием».
<…>
«Я в эту историю абсолютно случайно влип, и на всю жизнь. На Ипполита был утвержден Олег Басилашвили, но по ряду причин он не смог сниматься, и Эльдар (Рязанов — Прим. Ред.) судорожно, в пожарном порядке предложил сниматься мне. И я
как-то очень неожиданно в это влез, как в ванну под душ, таким же образом. Я совершенно не предполагал, что эпизодная роль Ипполита будет иметь такой успех…»

Кадр из фильма «Кин-дза-дза!»
Юрию Яковлеву были присущи невероятная скромность, честь и достоинство, характерные для представителей старой актерской школы. Он очень не любил разговоры про славу и известность, подчеркивал, что всего добился своим трудом, просто делая свою работу. Юрий Васильевич отмечал, что скромность — то качество, которого очень не хватает современным актерам:
«Никто не считал себя звездами, такого понятия и не существовало. Говорили — хороший актер, или — очень хороший. Миша Ульянов пользовался огромным авторитетом и всенародной любовью, но представляю, что бы он устроил, если бы его назвали звездой. А сейчас молодые и популярные — те, кто снимается в сериалах и светится на обложках, не стесняются за кулисами, между прочим, с юморком, называть себя звездами… Эпидемия
какая-то : держаться так свободно, вне элементарных норм приличия, как подчас некоторые молодые артисты на репетициях, раньше даже самые гениальные старики себе не позволяли. Звезд много, артистов нет».

Кадр из фильма «Претендент»
Материал подготовлен с использованием цитат из различных интервью Юрия Яковлева, собранных в статье «Российской газеты».
Кадры из фильмов: «Информационный центр
Комментарии (0)