Денис Евстигнеев: «Быть продюсером интереснее всего, потому что это независимая профессия»

Денис Евстигнеев: «Быть продюсером интереснее всего, потому что это независимая профессия»
Фотогалерея
1
2
3
4
5
6
7
8
⇐ Вернуться к списку

На курсах «Мосфильма» прошла встреча с известным продюсером, кинорежиссером и кинооператором Денисом Евстигнеевым.

Его творческий путь начался с операторской стези. В 1983 году Денис Евстигнеев окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская В. Юсова и А. Темерина) и был оператором-постановщиком таких фильмов как «Осень, Чертаново…» (1988), «Слуга» (1988), «Такси-блюз» (1990), «Армавир» (1991), «Луна-парк» (1992). В 1991 году Денис Евгеньевич удостоился Государственной премии СССР за операторскую работу в фильме «Слуга».

Оператор Денис Евстигнеев и режиссер Вадим Абдрашитов на съемках фильма «Слуга»

Оператор Денис Евстигнеев и режиссер Вадим Абдрашитов на съемках фильма «Слуга»

Как режиссер-постановщик Денис Евстигнеев снял фильмы «Лимита» (1994), «Мама» (1999) и «Займемся любовью» (2001), а также цикл социальной рекламы под названием «Русский проект», продюсером которого выступил Константин Эрнст.

Сейчас Денис Евстигнеев занимается продюсерской деятельностью и возглавляет студию «Русский проект». В числе ее наиболее известных работ – цикл детективов о майоре Иване Черкасове – «Мосгаз», «Палач», «Паук», «Шакал», «Операция „Сатана“», «Формула мести», а также сериалы «Побег», «Куприн.Яма», «Куприн. Впотьмах», «Краткий курс счастливой жизни» и многие другие. Сейчас студия «Русский проект» ведет работу над новым сериалом о майоре Черкасове «Катран» и сериалом «Угрюм-река», который является экранизацией одноименного романа-саги Вячеслава Шишкова.

«Я пришел к профессии продюсера, потому что она независимая. Продюсеру значительно интереснее делать кино, чем режиссеру и оператору. Эти профессии в современных условиях стали зависимыми, в то время как продюсер может реализовывать свои собственные идеи.

Конечно, у меня есть школа и профессия, я понимаю технику и мог бы и сейчас встать за камеру в качестве оператора. Но все же, это не тот интерес, не тот адреналин», – рассказал Денис Евстигнеев о выборе своего пути в киноиндустрии.

Плакат к фильму «Лимита» режиссера Дениса Евстигнеева

Плакат к фильму «Лимита» режиссера Дениса Евстигнеева

В связи с разговором о продюсерской профессии один из слушателей курса задал вопрос:

«Сейчас так много разных видов продюсеров: исполнительные, линейные, креативные, генеральные? Кто из них за что отвечает?»

«Сейчас, по сравнению с советским кино, список названий увеличился, а результат ухудшился в разы. По старой системе – генеральный продюсер – это директор картины, исполнительный продюсер – это заместитель директора картины, а линейный продюсер – это администратор. Что касается должности креативного продюсера, то она актуальна скорее для телевизионных каналов и студий. Грубо говоря, креативный продюсер решает, какие фильмы и форматы телешоу нужны для канала в том или ином сезоне, формирует заказы студиям и производственным компаниям, а также разрабатывает стратегию развития канала», – объяснил Денис Евстигнеев.

Как оператор выстраивает взаимоотношения с режиссером?

«Главное, чтобы оператор и режиссер нашли общий язык. Они, конечно, могут спорить, и это хорошо для творчества, но между ними не должно быть принципиальных разногласий. Я советую не соглашаться на работу еще на стадии подготовки, если чувствуете, что вы как оператор видите картину совершенно иначе, чем режиссер. Принцип работы оператора и всей творческой группы в том, чтобы делать то, что хочет режиссер, а не пытаться снять свое кино.

Приведу показательный пример. Фильм «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского стал легендарным, удостоился «Золотой пальмовой ветви» Каннского международного кинофестиваля. Этого удалось достичь благодаря симбиозу между режиссером и актерским ансамблем, режиссером и оператором Сергеем Урусевским. Уже во время съемок следующего фильма «Я-Куба» Сергей Урусевский почувствовал себя мастером, начал снимать свое кино, тянуть одеяло на себя, и в итоге этот фильм не получился настолько сильным.

Творческая встреча с Денисом Евстигнеевым на курсах «Мосфильма»
Творческая встреча с Денисом Евстигнеевым на курсах «Мосфильма»

Как Вы, когда Вы были оператором, прорабатывали изобразительную канву фильма с режиссером?

«Мы начинали работать в кино, когда еще не было всех возможностей Интернета. Вместе с режиссером изучали живопись и фотографию, ходили на выставки, искали интересные для нас образы. В современной киноиндустрии активно используют «референсы» – визуальные отсылки к западным, чаще всего голливудским фильмам. Я не осуждаю это, а просто констатирую факт. Возможно, что кому-то так работать удобнее.

Чтобы найти свой стиль работы, я советую вам смотреть как можно больше фильмов, даже плохих. Если не смотреть много фильмов, то нельзя сформировать вкус, чтобы отличать хорошее кино от плохого».


Кадр из фильма «Такси-блюз» режиссера Павла Лунгина
Кадр из фильма «Такси-блюз» режиссера Павла Лунгина

Как продюсер работает с режиссером?

«Продюсер должен хорошо знать режиссера и доверять ему. Необходимо деликатно внедрять режиссеру свои идеи и уметь мягко гасить конфликты, искать компромиссы. Жестко руководить режиссером нельзя – хорошего фильма не получится, а вся вина справедливо ляжет на плечи продюсера. Степень свободы – это главное, что есть в производственных отношениях между продюсером и режиссером. Надо иногда промолчать и не делать замечания по мелочам, чтобы иметь возможность высказаться тогда, когда это будет по-настоящему важно».

Какие фильмы понравились Вам за последнее время?

«Мне понравились картины «Зеленая книга», «Фаворитка». А из того, что потрясло и особенно понравилось – мини-сериал «Чернобыль» от HBO. Он интересен и драматургией, и постановкой. Надо отдать должное нашим американским коллегам – они изобразили эпоху правдоподобно. Также я восхищен некоторыми продюсерскими решениями. Сейчас в Москве очень непросто найти даже один автобус «Икарус» того времени, а они нашли целых 15. Американцы снимали подлинные автобусы, а не рисовали их на этапе компьютерной графики. Это очень достойно для современного уровня, сейчас очень ценится подлинность в кадре. Из отечественных проектов мне очень понравился сериал «Домашний арест».

Была у меня и такая ситуация: всем моим друзьям понравился новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», а мне решительно не понравился. Для меня он «неплотный и несюжетный», а при этом занимает большое количество экранного времени. Я привык к тому, что стиль Тарантино в том, что его картины «берут за горло» с самого начала, а здесь я как зритель сижу и смотрю картинки 2 часа 40 минут. Но опять же говорю, что в кино все субъективно, мое мнение не постулат и оно не означает, что фильм «Однажды в Голливуде» плохой».

Кадр из сериала «Побег» режиссера Андрея Малюкова
Кадр из сериала «Побег» режиссера Андрея Малюкова

Как работает студия «Русский проект», берете ли вы начинающих специалистов?

«Сериальная индустрия слишком жесткая для начинающих специалистов. У нас выработка в день на сериалах – 7,5 минут с учетом всех переездов и перемещений. Переработок допускать крайне нежелательно – у всех актеров сейчас указано в контракте, что их переработки стоят огромных денег, и график у них очень жесткий, порой они задействованы в 5-8 проектах одновременно, поэтому нужно все успевать минута в минуту. При всем уважении, выпускник ВГИКа с этим не справится, в его багаже должен быть по крайней мере один полный метр, а в идеале – несколько. У нас бывает, что многофигурную сцену длительностью 1,5 минуты с перестановками операторской техники надо снять за час.

Кадр из сериала «Куприн. Яма» режиссера Влада Фурмана
Кадр из сериала «Куприн. Яма» режиссера Влада Фурмана

Подскажите, пожалуйста, начинающим ассистентам по актерам, что главное в работе с представителями этой профессии?

«Не стоит думать, что профессия ассистента режиссера по актерам состоит в том, чтобы ездить по театрам в глубинке и открывать широкой публике неизвестные имена. Так было раньше, а сейчас, с появлением актерских баз и Интернета все иначе. Я считаю, что талантливые артисты всегда при деле, а если актеру 30 лет, и он нигде до этого не снимался – то вряд ли он уже будет востребован.

В профессии ассистента режиссера по актерам главное – подбирать новых людей в уже сложившуюся вокруг режиссера команду, исходя из его вкусов и пожеланий. Число действительно талантливых и снимающихся артистов ограничено – грубо говоря, их имена можно перечислить на 10 листах А4. Важно найти именно тех, кто отлично подойдет для проекта, а в совокупности своей артисты должны составить гармоничный ансамбль. Это ключевое слово.

Бывает так, что артист меняет амплуа и становится совсем другим. В начале своей карьеры Владимир Машков носил огромную бороду, выглядел старше, и я даже не рассчитывал брать его в свой дебютный фильм «Лимита». Но он пришел на пробы, сбрив бороду, и я понял, что передо мной тот актер, который мне нужен, и взял его в фильм. А вспомните Юрия Никулина. В народе за ним закрепилось амплуа комического актера, но ему прекрасно удавались и сложные драматические и трагические образы.

Как Вы придумываете идеи для новых проектов?

Один из моих любимых проектов – сериал «Побег» – это адаптация американского формата, который купил Первый канал и предложил мне заняться российской версией. На мой взгляд, получилось удачно, и работать было интересно. А «Мосгаз» и все последующие сериалы про майора Черкасова начались с простого, казалось бы, ничего не значащего воспоминания, вскользь брошенного в диалоге с коллегами: «Помните, в нашем детстве была страшная история о том, что по квартирам ходил маньяк и убивал детей, представляясь «Мосгазом»? Давайте это экранизируем».

Кадр из сериала «Мосгаз» режиссера Андрея Малюкова
Кадр из сериала «Мосгаз» режиссера Андрея Малюкова

Как Вы относитесь к современному телевидению?

«На телевидении появляются интересные проекты, так как там сложилась индустрия, есть конкуренция между каналами и непосредственно производителями. В кино, к сожалению, никто не рискует своими деньгами из-за системы безвозвратного государственного финансирования. А в индустрии сериалов нет права на ошибку, если проект провалился, то канал уже не будет заказывать у этой студии новую продукцию, потому что на рынке есть множество других студий.

То, что представлено в телеэфире, – это зеркало современной жизни. Все же есть причина, почему в целом телевидение теряет, а Интернет набирает аудиторию. Есть определенный круг тем, которые нельзя освещать на телевидении – например, показывать чрезмерную жестокость на экране. Но это можно показывать на платных интернет-площадках. И что бы ни говорили, спрос на это все равно есть, и производители пользуются этим и занимают эту нишу».

Было ли Вам когда-либо стыдно за какой-либо из ваших проектов?

«Нет, именно чувства стыда никогда не возникало. Было ощущение, что я мог бы сделать лучше. Часто мне не все нравится, но я виню в этом прежде всего себя».

Кадр из фильма «Слуга» режиссера Вадима Абдрашитова
Кадр из фильма «Слуга» режиссера Вадима Абдрашитова

Расскажите, пожалуйста, об учебе во ВГИКе.

«Я сначала даже не хотел поступать во ВГИК: стеснялся того, что меня могут обвинить в блате со стороны отца (известнейшего актера Евгения Евстигнеева – Прим. Ред.) Я даже как-то раз сказал маме, что пойду в армию, а потом буду работать на заводе. Но мне позвонили из ВГИКа, и сказали, что не допустят этого, строго по-отечески поговорили, и я пошел на операторский факультет. Сначала я стеснялся отца, даже просил его высаживать меня подальше от наших корпусов, если он меня подвозил на машине. Я не хотел, чтобы нас видели вместе. Но когда стал уже работать по профессии, это стеснение ушло, я понял, что человек делает себя сам, а то, как я раньше относился к семье – ребячество».

Какое будущее ждет наше кино?

«Сейчас кризис идей. Нет ни сценариев, ни специалистов. К примеру, в Америке бывает, что разные эпизоды одного и того же сериала снимают разные режиссеры, а у нас на сериал, к примеру, из восьми эпизодов не найти восемь хороших режиссеров, операторов, которые могут работать над одним проектом параллельно. Это надо задействовать весь цвет индустрии в одном сериале, а это невозможно. И я не думаю, что эта проблема будет решена быстро. Тем не менее, я надеюсь, что, несмотря на общее состояние российского кино как отрасли, вас ждет хорошее будущее в профессии. Не бойтесь работать, пробовать себя в разных направлениях.

Возможно, что будущее кинематографа в онлайн-сервисах, онлайн-дистрибуции. Пока у нас люди не готовы платить за подписку на эти легальные сервисы, а на Западе все по-другому, там интернет-продвижение широко развито. Я думаю, нашему рынку потребуется лет 10, чтобы перейти к этой модели, но это мой личный прогноз».

Фото и кадры из фильмов: информационный центр «Мосфильм-ИНФО» и Kinopoisk.ru.


Поделиться новостью: