На курсах «Мосфильма» прошла встреча с известным продюсером, кинорежиссером и кинооператором Денисом Евстигнеевым.
Его творческий путь начался с операторской стези. В 1983 году Денис Евстигнеев окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская В. Юсова и А. Темерина) и был оператором-постановщиком таких фильмов как «Осень, Чертаново…» (1988), «Слуга» (1988), «Такси-блюз» (1990), «Армавир» (1991), «Луна-парк» (1992). В 1991 году Денис Евгеньевич удостоился Государственной премии СССР за операторскую работу в фильме «Слуга».
Оператор Денис Евстигнеев и режиссер Вадим Абдрашитов на съемках фильма «Слуга»
Как режиссер-постановщик Денис Евстигнеев снял фильмы «Лимита» (1994), «Мама» (1999) и «Займемся любовью» (2001), а также цикл социальной рекламы под названием «Русский проект», продюсером которого выступил Константин Эрнст.
Сейчас Денис Евстигнеев занимается продюсерской деятельностью и возглавляет студию «Русский проект». В числе ее наиболее известных работ – цикл детективов о майоре Иване Черкасове – «Мосгаз», «Палач», «Паук», «Шакал», «Операция „Сатана“», «Формула мести», а также сериалы «Побег», «Куприн.Яма», «Куприн. Впотьмах», «Краткий курс счастливой жизни» и многие другие. Сейчас студия «Русский проект» ведет работу над новым сериалом о майоре Черкасове «Катран» и сериалом «Угрюм-река», который является экранизацией одноименного романа-саги Вячеслава Шишкова.
«Я пришел к профессии продюсера, потому что она независимая. Продюсеру значительно интереснее делать кино, чем режиссеру и оператору. Эти профессии в современных условиях стали зависимыми, в то время как продюсер может реализовывать свои собственные идеи.
Конечно, у меня есть школа и профессия, я понимаю технику и мог бы и сейчас встать за камеру в качестве оператора. Но все же, это не тот интерес, не тот адреналин», – рассказал Денис Евстигнеев о выборе своего пути в киноиндустрии.
Плакат к фильму «Лимита» режиссера Дениса Евстигнеева
В связи с разговором о продюсерской профессии один из слушателей курса задал вопрос:
«Сейчас так много разных видов продюсеров: исполнительные, линейные, креативные, генеральные? Кто из них за что отвечает?»
«Сейчас, по сравнению с советским кино, список названий увеличился, а результат ухудшился в разы. По старой системе – генеральный продюсер – это директор картины, исполнительный продюсер – это заместитель директора картины, а линейный продюсер – это администратор. Что касается должности креативного продюсера, то она актуальна скорее для телевизионных каналов и студий. Грубо говоря, креативный продюсер решает, какие фильмы и форматы телешоу нужны для канала в том или ином сезоне, формирует заказы студиям и производственным компаниям, а также разрабатывает стратегию развития канала», – объяснил Денис Евстигнеев.
Как оператор выстраивает взаимоотношения с режиссером?
«Главное, чтобы оператор и режиссер нашли общий язык. Они, конечно, могут спорить, и это хорошо для творчества, но между ними не должно быть принципиальных разногласий. Я советую не соглашаться на работу еще на стадии подготовки, если чувствуете, что вы как оператор видите картину совершенно иначе, чем режиссер. Принцип работы оператора и всей творческой группы в том, чтобы делать то, что хочет режиссер, а не пытаться снять свое кино.
Приведу показательный пример. Фильм «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского стал легендарным, удостоился «Золотой пальмовой ветви» Каннского международного кинофестиваля. Этого удалось достичь благодаря симбиозу между режиссером и актерским ансамблем, режиссером и оператором Сергеем Урусевским. Уже во время съемок следующего фильма «Я-Куба» Сергей Урусевский почувствовал себя мастером, начал снимать свое кино, тянуть одеяло на себя, и в итоге этот фильм не получился настолько сильным.

Как Вы, когда Вы были оператором, прорабатывали изобразительную канву фильма с режиссером?
«Мы начинали работать в кино, когда еще не было всех возможностей Интернета. Вместе с режиссером изучали живопись и фотографию, ходили на выставки, искали интересные для нас образы. В современной киноиндустрии активно используют «референсы» – визуальные отсылки к западным, чаще всего голливудским фильмам. Я не осуждаю это, а просто констатирую факт. Возможно, что кому-то так работать удобнее.
Чтобы найти свой стиль работы, я советую вам смотреть как можно больше фильмов, даже плохих. Если не смотреть много фильмов, то нельзя сформировать вкус, чтобы отличать хорошее кино от плохого».

Кадр из фильма «Такси-блюз» режиссера Павла Лунгина
Как продюсер работает с режиссером?
«Продюсер должен хорошо знать режиссера и доверять ему. Необходимо деликатно внедрять режиссеру свои идеи и уметь мягко гасить конфликты, искать компромиссы. Жестко руководить режиссером нельзя – хорошего фильма не получится, а вся вина справедливо ляжет на плечи продюсера. Степень свободы – это главное, что есть в производственных отношениях между продюсером и режиссером. Надо иногда промолчать и не делать замечания по мелочам, чтобы иметь возможность высказаться тогда, когда это будет по-настоящему важно».
Какие фильмы понравились Вам за последнее время?
«Мне понравились картины «Зеленая книга», «Фаворитка». А из того, что потрясло и особенно понравилось – мини-сериал «Чернобыль» от HBO. Он интересен и драматургией, и постановкой. Надо отдать должное нашим американским коллегам – они изобразили эпоху правдоподобно. Также я восхищен некоторыми продюсерскими решениями. Сейчас в Москве очень непросто найти даже один автобус «Икарус» того времени, а они нашли целых 15. Американцы снимали подлинные автобусы, а не рисовали их на этапе компьютерной графики. Это очень достойно для современного уровня, сейчас очень ценится подлинность в кадре. Из отечественных проектов мне очень понравился сериал «Домашний арест».
Была у меня и такая ситуация: всем моим друзьям понравился новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», а мне решительно не понравился. Для меня он «неплотный и несюжетный», а при этом занимает большое количество экранного времени. Я привык к тому, что стиль Тарантино в том, что его картины «берут за горло» с самого начала, а здесь я как зритель сижу и смотрю картинки 2 часа 40 минут. Но опять же говорю, что в кино все субъективно, мое мнение не постулат и оно не означает, что фильм «Однажды в Голливуде» плохой».

Как работает студия «Русский проект», берете ли вы начинающих специалистов?
«Сериальная индустрия слишком жесткая для начинающих специалистов. У нас выработка в день на сериалах – 7,5 минут с учетом всех переездов и перемещений. Переработок допускать крайне нежелательно – у всех актеров сейчас указано в контракте, что их переработки стоят огромных денег, и график у них очень жесткий, порой они задействованы в 5-8 проектах одновременно, поэтому нужно все успевать минута в минуту. При всем уважении, выпускник ВГИКа с этим не справится, в его багаже должен быть по крайней мере один полный метр, а в идеале – несколько. У нас бывает, что многофигурную сцену длительностью 1,5 минуты с перестановками операторской техники надо снять за час.

Подскажите, пожалуйста, начинающим ассистентам по актерам, что главное в работе с представителями этой профессии?
«Не стоит думать, что профессия ассистента режиссера по актерам состоит в том, чтобы ездить по театрам в глубинке и открывать широкой публике неизвестные имена. Так было раньше, а сейчас, с появлением актерских баз и Интернета все иначе. Я считаю, что талантливые артисты всегда при деле, а если актеру 30 лет, и он нигде до этого не снимался – то вряд ли он уже будет востребован.
В профессии ассистента режиссера по актерам главное – подбирать новых людей в уже сложившуюся вокруг режиссера команду, исходя из его вкусов и пожеланий. Число действительно талантливых и снимающихся артистов ограничено – грубо говоря, их имена можно перечислить на 10 листах А4. Важно найти именно тех, кто отлично подойдет для проекта, а в совокупности своей артисты должны составить гармоничный ансамбль. Это ключевое слово.
Бывает так, что артист меняет амплуа и становится совсем другим. В начале своей карьеры Владимир Машков носил огромную бороду, выглядел старше, и я даже не рассчитывал брать его в свой дебютный фильм «Лимита». Но он пришел на пробы, сбрив бороду, и я понял, что передо мной тот актер, который мне нужен, и взял его в фильм. А вспомните Юрия Никулина. В народе за ним закрепилось амплуа комического актера, но ему прекрасно удавались и сложные драматические и трагические образы.
Как Вы придумываете идеи для новых проектов?
Один из моих любимых проектов – сериал «Побег» – это адаптация американского формата, который купил Первый канал и предложил мне заняться российской версией. На мой взгляд, получилось удачно, и работать было интересно. А «Мосгаз» и все последующие сериалы про майора Черкасова начались с простого, казалось бы, ничего не значащего воспоминания, вскользь брошенного в диалоге с коллегами: «Помните, в нашем детстве была страшная история о том, что по квартирам ходил маньяк и убивал детей, представляясь «Мосгазом»? Давайте это экранизируем».

«На телевидении появляются интересные проекты, так как там сложилась индустрия, есть конкуренция между каналами и непосредственно производителями. В кино, к сожалению, никто не рискует своими деньгами из-за системы безвозвратного государственного финансирования. А в индустрии сериалов нет права на ошибку, если проект провалился, то канал уже не будет заказывать у этой студии новую продукцию, потому что на рынке есть множество других студий.
То, что представлено в телеэфире, – это зеркало современной жизни. Все же есть причина, почему в целом телевидение теряет, а Интернет набирает аудиторию. Есть определенный круг тем, которые нельзя освещать на телевидении – например, показывать чрезмерную жестокость на экране. Но это можно показывать на платных интернет-площадках. И что бы ни говорили, спрос на это все равно есть, и производители пользуются этим и занимают эту нишу».
Было ли Вам когда-либо стыдно за какой-либо из ваших проектов?
«Нет, именно чувства стыда никогда не возникало. Было ощущение, что я мог бы сделать лучше. Часто мне не все нравится, но я виню в этом прежде всего себя».

Расскажите, пожалуйста, об учебе во ВГИКе.
«Я сначала даже не хотел поступать во ВГИК: стеснялся того, что меня могут обвинить в блате со стороны отца (известнейшего актера Евгения Евстигнеева – Прим. Ред.) Я даже как-то раз сказал маме, что пойду в армию, а потом буду работать на заводе. Но мне позвонили из ВГИКа, и сказали, что не допустят этого, строго по-отечески поговорили, и я пошел на операторский факультет. Сначала я стеснялся отца, даже просил его высаживать меня подальше от наших корпусов, если он меня подвозил на машине. Я не хотел, чтобы нас видели вместе. Но когда стал уже работать по профессии, это стеснение ушло, я понял, что человек делает себя сам, а то, как я раньше относился к семье – ребячество».
Какое будущее ждет наше кино?
«Сейчас кризис идей. Нет ни сценариев, ни специалистов. К примеру, в Америке бывает, что разные эпизоды одного и того же сериала снимают разные режиссеры, а у нас на сериал, к примеру, из восьми эпизодов не найти восемь хороших режиссеров, операторов, которые могут работать над одним проектом параллельно. Это надо задействовать весь цвет индустрии в одном сериале, а это невозможно. И я не думаю, что эта проблема будет решена быстро. Тем не менее, я надеюсь, что, несмотря на общее состояние российского кино как отрасли, вас ждет хорошее будущее в профессии. Не бойтесь работать, пробовать себя в разных направлениях.
Возможно, что будущее кинематографа в онлайн-сервисах, онлайн-дистрибуции. Пока у нас люди не готовы платить за подписку на эти легальные сервисы, а на Западе все по-другому, там интернет-продвижение широко развито. Я думаю, нашему рынку потребуется лет 10, чтобы перейти к этой модели, но это мой личный прогноз».
Фото и кадры из фильмов: информационный центр «Мосфильм-ИНФО» и Kinopoisk.ru.
Комментарии (0)