Творческая встреча с Олегом Лукичевым на курсах «Мосфильма»: оператор должен знать драматургию

Творческая встреча с Олегом Лукичевым на курсах «Мосфильма»: оператор должен знать драматургию
Фотогалерея
1
3
5
6
⇐ Вернуться к списку

На курсе вторых кинооператоров на «Мосфильме» прошла творческая встреча с оператором-постановщиком Олегом Лукичевым. В его фильмографии более 30 картин: «Последний поезд», «Марс», «Путешествие с домашними животными», «Юрьев день», «Короткое замыкание», «Перемирие», «Свидание», «Измена», «Поездка к матери», «Печень», «Мысленный волк» и многие другие.

Олег Лукичев – двукратный обладатель премии Гильдии кинооператоров России «Белый квадрат». Он удостоился этой награды за работу над фильмами «Иван сын Амира» (реж. Максим Панфилов) и «Garpastum» (реж. Алексей Герман-младший). Олег Лукичев многократно был номинирован на премии «Ника» и «Золотой орел». Он сотрудничал с режиссерами-постановщиками Алексеем Германом-младшим, Анной Меликян, Ренатой Литвиновой, Кириллом Серебренниковым, Петром Бусловым, Иваном Вырыпаевым, Максимом Панфиловым, Иваном Снежкиным, Валерией Гай Германикой, Верой Сторожевой и другими.

Встреча началась с разговора о сути профессии второго кинооператора. Олег Лукичев объяснил, что оператор-постановщик – это ближайший помощник режиссера-постановщика, который помогает ему найти подходящее визуальное решение для фильма. В этих условиях на плечи второго оператора ложится коммуникация между операторской группой и всеми другими цехами на съемочной площадке. Он полностью берет на себя взаимодействие с осветителями и пиротехниками. Также второй оператор должен сам отлично разбираться во всех нюансах работы со светом и цветом, понимать, что входит в круг задач фокус-пуллера, механика камеры и дольщика. Второй оператор должен быть наиболее психологически устойчивым в операторской группе, это творческий человек, но при этом он твердо стоит на земле, как второй режиссер. Второй оператор координирует работу, и ему следует быстро и без паники решать большое количество организационных вопросов.

Творческая встреча с оператором-постановщиком Олегом Лукичевым на курсах «Мосфильма»

Творческая встреча с оператором-постановщиком Олегом Лукичевым на курсах «Мосфильма»

Слушатели курса спросили, может ли второй оператор стать оператором-постановщиком.

«Бывает, что во время работы я откреплялся от проекта, а мой второй оператор становился оператором-постановщиком и так приобретал необходимый опыт. Однажды я не поладил с режиссером-постановщиком и ушел с картины. Мой второй оператор захотел уйти вслед за мной, но я ему сказал, что это его первый полный метр и ему резонно остаться и набраться опыта. Для меня этот проект был уже не первым, не вторым и даже не третьим, и я мог позволить себе поберечь нервы».

Дальше разговор в большей степени касался не технических вопросов, а творческого аспекта работы оператора-постановщика.

«Важно не просто создать кадр, а вложить в него определенную эмоцию. Даже сейчас в этой аудитории можно построить такой кадр, где расстояние между мной и вами будет большим, а можно наоборот нас визуально приблизить. Все это будет говорить о разной атмосфере на занятии, и зритель на подсознательном уровне будет считывать разные взаимоотношения между лектором и аудиторией», – отметил Олег Лукичев.

«Олег Юрьевич, а как правильно подобрать натуру для съемок?» – такой вопрос прозвучал в аудитории.

«Даже Москву можно показать по-разному. Она может быть вечерняя, новогодняя, страшная, современная и высокотехнологическая и любая другая. Надо сначала определить эту базовую эмоцию, а затем подбирать локации. Сейчас я работаю над одной картиной, и режиссер поставил задачу – Москва в кадре должна быть уютной. Исходя из этого, я начал подбирать локации вместе с художником-постановщиком: улица Покровка, Хохловский переулок, московские дворики. В этом же фильме есть неприятный персонаж, и его пространство должно отличаться от пространства главных героев – теперь мы ищем натуру для сцен с его участием. По нашему замыслу эти сцены должны кардинально отличаться по своему визуальному решению от эпизодов с главными положительными героями.

В фильме «Свидание» (реж. Юсуп Бахшиев) мы делали абсурдную Москву, там было необходимо создать в кадре ощущение огромного вытянутого сюрреалистичного пространства».

По словам Олега Лукичева, оператор-постановщик никогда не должен вслепую следовать за техническими новинками и использовать «прием ради приема». Нельзя мыслить так: появилось новое световое оборудование, и мне нужно первым в киноиндустрии его применить. Всегда надо думать прежде всего о том, зачем это делается.

«Для меня фильмы, в которых отталкиваются от приема, интересны только первые 20 минут. Дальше прием считывается и перестает удивлять. Первична не техника, а художественное наполнение кадра. У меня так было с фильмом «Путешествие с домашними животными» – сначала я придумал кадр, где девушка не видит, как ее муж внезапно умирает на железнодорожной станции. Этот образ возник у меня в голове, а дальше добавлял динамику и менял крупность уже по законам Голливуда и зрительского восприятия. Сначала главный герой крупным планом входит в кадр, далее мы показываем, как позади него движется поезд и только потом появляется самый главный кадр – кульминация всей сцены. Кстати, я это придумал, пока плавал в бассейне: иногда для творчества необходимо освободить мозг от всего лишнего, и в этом отлично помогают занятия спортом».

Оператор-постановщик Олег Лукичев
Оператор-постановщик Олег Лукичев

О начале карьеры оператора-постановщика хочу сказать, что необходимо овладеть азами, впитать в себя «школу», а уже потом искать способы нарушать классические приемы:

«Фильм «Garpastum» я снимал как раз в полном соответствии со всеми канонами, а уже потом начал импровизировать. Здесь я бы хотел привести в пример американского джазового пианиста и композитора Джона Льюиса. У него за плечами академические музыкальное образование и именно благодаря этому он создал такие замечательные джазовые переложения музыки Баха».

Кадр из фильма «Garpastum»: Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Garpastum»: Kinopoisk.ru

Олег Лукичев убежден, что современные возможности позволяют снимать с использованием любых устройств, в том числе и на мобильный телефон. Перед начинающими операторами не стоит входного барьера в профессию в виде необходимости приобретать дорогостоящую технику. Оператор должен, прежде всего, любить актера в кадре и любым способом подчеркнуть его достоинства. Если это условие соблюдено, никто не спросит, на какую технику все это снято.

«Сейчас, к примеру, для ночных съемок нужен лишь один переносной аккумуляторный прибор. Город и так весь в огнях, главное подсветить лицо актера и выставить на приборах цветовую температуру, соответствующую уличному освещению».

Олег Лукичев назвал операторов-постановщиков, которых он считает гениальными (в скобках указаны фильмы, которые Олег Юрьевич порекомендовал смотреть начинающим вторым операторам в первую очередь): Витторио Стораро, работавший с Бернардо Бертолуччи (фильмы «Под покровом небес» и «Конформист»); Кристофер Дойл, работавший с режиссером Вонгом Кар-Ваем (фильмы «Любовное настроение», «2046»); Георгий Рерберг (фильмы «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Зеркало», «Плюмбум, или Опасная игра») и голливудский кинооператор Роджер Дикинс (фильмы «007: Координаты «Скайфолл» и «Бегущий по лезвию 2049»).

Кадр из фильма «Путешествие с домашними животными»: Kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Путешествие с домашними животными»: Kinopoisk.ru

Олег Лукичев рассказал о своем пути в профессию, указав на то, что никогда не поздно начать заниматься любимым делом. Если же человек его для себя выбрал, то нужно очень стараться, не сдаваться и идти до конца.

«Одно время я мечтал стать актером и даже приходил на «Мосфильм» на пробы для фильма Карена Шахназарова «Курьер». Затем понял, что я довольно закрытый человек для того, чтобы все время быть в кадре и в центре внимания. Я работал на продовольственной базе и был продавцом ковров. На закате перестройки и в начале 1990-х это приносило хороший доход. Меня никто из окружения не понял, когда я решил подать документы во ВГИК на операторский факультет. С первого раза я не поступил, мне не удалось написать сочинение. В итоге я устроился на работу осветителем и решил вновь поступать на следующий год. Моим мастером стал Александр Леонидович Княжинский. Его наиболее известные работы – фильм «Сталкер» режиссера Андрея Тарковского, «Осень» режиссера Андрея Смирнова, «Подранки» и «Из жизни отдыхающих» режиссера Николая Губенко. Я очень стремился к знаниям, был в числе трех студентов группы, с которыми мастер общался наиболее тесно и передавал свои знания и умения».

Слушатели курса вторых кинооператоров на «Мосфильме»
Слушатели курса вторых кинооператоров на «Мосфильме»

По мнению Олега Лукичева, на курсах «Мосфильма» готовят высококлассных специалистов.

«В моей операторской группе уже 20 лет работает фокус-пуллер Алексей Саможенков, окончивший курсы «Мосфильма». Он понимает меня без слов, отлично выполняет свою работу и по-настоящему чувствует себя в гармонии с профессией, – подвел итог Олег Лукичев.

Mosfilm.ru готовил цикл публикаций о профессиях в операторском цехе и комплексе операторской техники на «Мосфильме»:

Как все устроено: Комплекс операторской техники на«Мосфильме»

Никем не обманутый «дольщик» в операторской группе: рассказываем о профессии механика тележки

Профессии в операторском цехе: кто такой фокус-пуллер?


Поделиться новостью: