На курсе вторых кинооператоров на «Мосфильме» прошла творческая встреча с оператором-постановщиком Олегом Лукичевым. В его фильмографии более 30 картин: «Последний поезд», «Марс», «Путешествие с домашними животными», «Юрьев день», «Короткое замыкание», «Перемирие», «Свидание», «Измена», «Поездка к матери», «Печень», «Мысленный волк» и многие другие.
Олег Лукичев – двукратный обладатель премии Гильдии кинооператоров России «Белый квадрат». Он удостоился этой награды за работу над фильмами «Иван сын Амира» (реж. Максим Панфилов) и «Garpastum» (реж. Алексей Герман-младший). Олег Лукичев многократно был номинирован на премии «Ника» и «Золотой орел». Он сотрудничал с режиссерами-постановщиками Алексеем Германом-младшим, Анной Меликян, Ренатой Литвиновой, Кириллом Серебренниковым, Петром Бусловым, Иваном Вырыпаевым, Максимом Панфиловым, Иваном Снежкиным, Валерией Гай Германикой, Верой Сторожевой и другими.
Встреча началась с разговора о сути профессии второго кинооператора. Олег Лукичев объяснил, что оператор-постановщик – это ближайший помощник режиссера-постановщика, который помогает ему найти подходящее визуальное решение для фильма. В этих условиях на плечи второго оператора ложится коммуникация между операторской группой и всеми другими цехами на съемочной площадке. Он полностью берет на себя взаимодействие с осветителями и пиротехниками. Также второй оператор должен сам отлично разбираться во всех нюансах работы со светом и цветом, понимать, что входит в круг задач фокус-пуллера, механика камеры и дольщика. Второй оператор должен быть наиболее психологически устойчивым в операторской группе, это творческий человек, но при этом он твердо стоит на земле, как второй режиссер. Второй оператор координирует работу, и ему следует быстро и без паники решать большое количество организационных вопросов.
Творческая встреча с оператором-постановщиком Олегом Лукичевым на курсах «Мосфильма»
Слушатели курса спросили, может ли второй оператор стать оператором-постановщиком.
«Бывает, что во время работы я откреплялся от проекта, а мой второй оператор становился оператором-постановщиком и так приобретал необходимый опыт. Однажды я не поладил с режиссером-постановщиком и ушел с картины. Мой второй оператор захотел уйти вслед за мной, но я ему сказал, что это его первый полный метр и ему резонно остаться и набраться опыта. Для меня этот проект был уже не первым, не вторым и даже не третьим, и я мог позволить себе поберечь нервы».
Дальше разговор в большей степени касался не технических вопросов, а творческого аспекта работы оператора-постановщика.
«Важно не просто создать кадр, а вложить в него определенную эмоцию. Даже сейчас в этой аудитории можно построить такой кадр, где расстояние между мной и вами будет большим, а можно наоборот нас визуально приблизить. Все это будет говорить о разной атмосфере на занятии, и зритель на подсознательном уровне будет считывать разные взаимоотношения между лектором и аудиторией», – отметил Олег Лукичев.
«Олег Юрьевич, а как правильно подобрать натуру для съемок?» – такой вопрос прозвучал в аудитории.
«Даже Москву можно показать по-разному. Она может быть вечерняя, новогодняя, страшная, современная и высокотехнологическая и любая другая. Надо сначала определить эту базовую эмоцию, а затем подбирать локации. Сейчас я работаю над одной картиной, и режиссер поставил задачу – Москва в кадре должна быть уютной. Исходя из этого, я начал подбирать локации вместе с художником-постановщиком: улица Покровка, Хохловский переулок, московские дворики. В этом же фильме есть неприятный персонаж, и его пространство должно отличаться от пространства главных героев – теперь мы ищем натуру для сцен с его участием. По нашему замыслу эти сцены должны кардинально отличаться по своему визуальному решению от эпизодов с главными положительными героями.
В фильме «Свидание» (реж. Юсуп Бахшиев) мы делали абсурдную Москву, там было необходимо создать в кадре ощущение огромного вытянутого сюрреалистичного пространства».
По словам Олега Лукичева, оператор-постановщик никогда не должен вслепую следовать за техническими новинками и использовать «прием ради приема». Нельзя мыслить так: появилось новое световое оборудование, и мне нужно первым в киноиндустрии его применить. Всегда надо думать прежде всего о том, зачем это делается.
«Для меня фильмы, в которых отталкиваются от приема, интересны только первые 20 минут. Дальше прием считывается и перестает удивлять. Первична не техника, а художественное наполнение кадра. У меня так было с фильмом «Путешествие с домашними животными» – сначала я придумал кадр, где девушка не видит, как ее муж внезапно умирает на железнодорожной станции. Этот образ возник у меня в голове, а дальше добавлял динамику и менял крупность уже по законам Голливуда и зрительского восприятия. Сначала главный герой крупным планом входит в кадр, далее мы показываем, как позади него движется поезд и только потом появляется самый главный кадр – кульминация всей сцены. Кстати, я это придумал, пока плавал в бассейне: иногда для творчества необходимо освободить мозг от всего лишнего, и в этом отлично помогают занятия спортом».

О начале карьеры оператора-постановщика хочу сказать, что необходимо овладеть азами, впитать в себя «школу», а уже потом искать способы нарушать классические приемы:
«Фильм «Garpastum» я снимал как раз в полном соответствии со всеми канонами, а уже потом начал импровизировать. Здесь я бы хотел привести в пример американского джазового пианиста и композитора Джона Льюиса. У него за плечами академические музыкальное образование и именно благодаря этому он создал такие замечательные джазовые переложения музыки Баха».

Олег Лукичев убежден, что современные возможности позволяют снимать с использованием любых устройств, в том числе и на мобильный телефон. Перед начинающими операторами не стоит входного барьера в профессию в виде необходимости приобретать дорогостоящую технику. Оператор должен, прежде всего, любить актера в кадре и любым способом подчеркнуть его достоинства. Если это условие соблюдено, никто не спросит, на какую технику все это снято.
«Сейчас, к примеру, для ночных съемок нужен лишь один переносной аккумуляторный прибор. Город и так весь в огнях, главное подсветить лицо актера и выставить на приборах цветовую температуру, соответствующую уличному освещению».
Олег Лукичев назвал операторов-постановщиков, которых он считает гениальными (в скобках указаны фильмы, которые Олег Юрьевич порекомендовал смотреть начинающим вторым операторам в первую очередь): Витторио Стораро, работавший с Бернардо Бертолуччи (фильмы «Под покровом небес» и «Конформист»); Кристофер Дойл, работавший с режиссером Вонгом Кар-Ваем (фильмы «Любовное настроение», «2046»); Георгий Рерберг (фильмы «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Зеркало», «Плюмбум, или Опасная игра») и голливудский кинооператор Роджер Дикинс (фильмы «007: Координаты «Скайфолл» и «Бегущий по лезвию 2049»).
Кадр из фильма «Путешествие с домашними животными»: Kinopoisk.ru
Олег Лукичев рассказал о своем пути в профессию, указав на то, что никогда не поздно начать заниматься любимым делом. Если же человек его для себя выбрал, то нужно очень стараться, не сдаваться и идти до конца.
«Одно время я мечтал стать актером и даже приходил на «Мосфильм» на пробы для фильма Карена Шахназарова «Курьер». Затем понял, что я довольно закрытый человек для того, чтобы все время быть в кадре и в центре внимания. Я работал на продовольственной базе и был продавцом ковров. На закате перестройки и в начале 1990-х это приносило хороший доход. Меня никто из окружения не понял, когда я решил подать документы во ВГИК на операторский факультет. С первого раза я не поступил, мне не удалось написать сочинение. В итоге я устроился на работу осветителем и решил вновь поступать на следующий год. Моим мастером стал Александр Леонидович Княжинский. Его наиболее известные работы – фильм «Сталкер» режиссера Андрея Тарковского, «Осень» режиссера Андрея Смирнова, «Подранки» и «Из жизни отдыхающих» режиссера Николая Губенко. Я очень стремился к знаниям, был в числе трех студентов группы, с которыми мастер общался наиболее тесно и передавал свои знания и умения».

По мнению Олега Лукичева, на курсах «Мосфильма» готовят высококлассных специалистов.
«В моей операторской группе уже 20 лет работает фокус-пуллер Алексей Саможенков, окончивший курсы «Мосфильма». Он понимает меня без слов, отлично выполняет свою работу и по-настоящему чувствует себя в гармонии с профессией, – подвел итог Олег Лукичев.
Mosfilm.ru готовил цикл публикаций о профессиях в операторском цехе и комплексе операторской техники на «Мосфильме»:
Как все устроено: Комплекс операторской техники на«Мосфильме»
Комментарии (0)