Авторская колонка редактора сайта Mosfilm.ru
Фильм Владимира Меньшова «Любовь и голуби» подошёл к отметке в 21 миллион просмотров – пока это самый большой показатель официального канала «Мосфильма» на Youtube . Прекрасный подарок режиссёру, недавно отметившему 80-летний юбилей и отличный повод ещё раз задаться вопросом: почему зритель продолжает смотреть советское кино?
На съемках фильма "Любовь и голуби", 1983 г.
Здесь читатель, у которого слово «советский» вызывает лишь брезгливую улыбку, сразу снисходительно отмахнётся: что вы, мол, обычная ностальгия пожилых людей по своей молодости. Мода на ретро! И согласиться бы… Но как-то не получается. Зритель Youtube, при всех оговорках, все же олицетворяет собой молодое племя, о чём прямо заявляет в комментариях. И надо сказать нигде вы больше не найдёте такой доброжелательности и взаимного уважения как в комментариях к старым советским фильмам – разительный контраст с тем, что мы обычно называем «адом в гостевой книге». Принципиально важно, что за восторгами и тёплыми словами в адрес актёров, читается и неподдельное зрительское удивление: неужели мы так жили? И вслед за этим всё чаще: хочу туда.
Это уже, согласитесь, не ностальгия, а нечто иное. Это интерес. Который, кстати, активно проявляет и зарубежный зритель. Сегодня советское кино смотрят в Европе и Америке, Азии и Африке. Немного статистики: только за прошедшую неделю в США мосфильмовские картины собрали 111 тыс. просмотров. Скептик опять может возразить: дескать, да смотрят те же самые советские эмигранты! Отчасти, да. Но вот незадача: почему же сотни тысяч пользователей выбирают для просмотра фильмы с английскими, немецкими, французскими субтитрами? Забыли родной язык? Едва ли. А Индия с 55-тью тыс. просмотров еженедельно? Или Филиппины – 20 тыс. просмотров? Не говоря уже об Индонезии… Там что - тоже «советские эмигранты»?
В новой цифровой реальности кино обрело новую (хочется написать - вечную) жизнь и нового зрителя. Руководители «Совэкспортфильма» - мощной структуры, занимавшейся зарубежным прокатом нашего кино – могли бы только мечтать о тех цифрах, которые сегодня собирают мосфильмовские ленты в Сети. Причем, не только классические. Например, фильм К. Шахназарова «Белый Тигр» с английскими субтитрами (The White Tiger, 2012) собрал 13 млн просмотров! Колоссальный интерес со стороны иностранного зрителя, позитивные, вдумчивые комментарии, желание понимать и принимать нашу культуру - это ли не та самая «мягкая сила» (soft power) России, о которой так много говорится последние десятилетия? Но вернемся к цифрам.
Никогда ещё отечественный кинематограф не выходил на такую большую аудиторию. «Операция «Ы» - 12 млн просмотров. «Джентльмены удачи» - 11 млн. «Кавказская пленница» - более 8-ми! Список можно продолжить. Что же до современного российского кино, то оно демонстрирует куда как более скромные цифры. Например, «нашумевшая» комедия «Горько» (реж. Ж. Крыжовников) - всего 1,8 млн. «Шедевры» Сарика Андреасяна «Беременный» или «Что творят мужчины» совсем скромно – 505 тыс. и 190 тыс. соответственно. Сборы мизерные, рейтинги низкие: отзывы зрителей звучат, скажем… не комплементарно. Разумеется, одной лишь цифрой просмотров нельзя судить о качестве фильмов, но... Все мы прекрасно знаем, что представляет собой наше «новое кино» – единицы действительно интересных и талантливых картин в общем потоке ремесленных поделок и откровенного мусора.
Но как же так получилось? Ведь ещё вчера советское кино лежало в чаду и руинах – поверженное и, казалось, вполне себе обезвреженное. Как и старый мир, который с упоением первыми отринули те, кто громче всех клялся ему в верности. А сегодня фильмы Гайдая, Данелии, Рязанова, Шукшина, Тарковского, Шахназарова, выложенные в Сеть, собирают миллионы просмотров!
Рассуждать и спорить о провалах нового российского кино и откровенном презрении к нему зрителя можно долго. Главная же причина, думается, лежит на поверхности. Давно и точно подмечено: любое новое поколение мнит себя полным хозяином жизни, хотя оно не более чем звено в длинной логической цепи. Сегодня же складывается такое впечатление, что в профессию режиссёра приходят с ощущением внутренней пустыни. Словно и не было ничего «до» - не прожиты на экране тысячи жизней, не люблено, не плакано! Современный кинематографист, видимо, уверен, что обладает уникальностью снежинки. И невдомек ему, что настоящее искусство всегда несло в себе память человеческого рода о былом. И именно эту память в советском кино чувствует зритель, пусть и неосознанно.
Прошлое, конечно, до поры до времени можно игнорировать: обезьянничать, подражая Голливуду, но цена всем этим ужимкам в конечном итоге - копейка. Нельзя, имея за спиной груз тысячелетней истории – славной, страшной, какой угодно - начать «с чистого листа». В лучшем случае получится комикс – как недавний фильм «Т-34». Но большая часть снимаемого сегодня кино – это не мы, это о ком угодно, но не о нас.
Почему мы до сих пор завороженно смотрим на Егора Прокудина из «Калины красной», замершего у берез возле весенней пашни? Или плачущего Егора Шилова, к которому по степи бегут друзья в финале «Своего среди чужих…»? Или старика-танцора Алексея Беглова, вспоминающего на склоне лет свой единственный «Зимний вечер в Гаграх»? Потому что из глаз этих людей в ответ глядит на нас вчерашняя душа мира. Есть в этих глазах поистине колдовская блистинка. В ней, как писал ныне прочно забытый писатель Леонид Леонов «сотворены без осадка такие, на нынешний взгляд, пустяковины, как пыль от развалин знаменитейших храмов или зов путника, заблудившегося на пике высочайшей мыслительной горы». Без этой памяти невозможно двигаться дальше.
Ю. Богатырев в роли Егора Шилова ("Свой среди чужих, чужой среди своих", "Мосфильм", 1974)
Е. Евстигнеев в роли Алексея Беглова ("Зимний вечер в Гаграх", "Мосфильм", 1985)
Зритель, как бы не обвиняли его наши модные "творцы" в бескультурье, деградации и лени, это понимает. Потому и смотрит советское кино. Вернее, его лучшие образцы.
Понимают ли это создатели ремейка «Кавказской пленницы» (2014)? Наверное. Не такие уж они глупые люди. Просто самой системе, думается, не нужна никакая память. Слишком много вопросов последует. Отдельные голоса, надо сказать, уже звучат. И не только в комментариях, что вселяет надежду. Но это уже совсем другая тема.
А пока, спасибо Youtube и «Мосфильму» - единственной студии, сохранившей свою уникальную коллекцию фильмов для будущих поколений.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции сайта Mosfilm.ru
Комментарии (0)