К 75-летию кинокартины Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»: великий фильм с непростой судьбой

К 75-летию кинокартины Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»: великий фильм с непростой судьбой
Фотогалерея
1
2
3
4
5
6
7
8
⇐ Вернуться к списку

В 1944 году вышла первая часть масштабного исторического кинополотна Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Сложная и противоречивая биография русского правителя в руках одного из талантливейших режиссеров мирового кинематографа превратилась в настоящий шедевр. Почему зрители всего мира по сей день смотрят картину «Иван Грозный» с восхищением?

Неподдельный интерес вызывают драматизм в сочетании с театральностью, притчевый характер, таинственные и «многослойные» мизансцены, «монтаж аттракционов», великолепная операторская работа, и конечно же, блистательный актерский ансамбль с участием Николая Черкасова, Людмилы Целиковской, Серафимы Бирман, Павла Кадочникова, Михаила Жарова, Амвросия Бучмы, Михаила Кузнецова, Михаила Названова, Андрея Абрикосова, Александра Мгеброва и других.

Серафима Бирман в роли Ефросинии Старицкой

Серафима Бирман в роли Ефросинии Старицкой

До съемок фильма «Иван Грозный» Сергей Эйзенштейн уже работал в жанре исторической драмы, раскрывающей биографию и характер выдающейся личности. В 1938 году на экраны вышел фильм «Александр Невский» с Николаем Черкасовым в главной роли. Но, как отмечала киновед Нея Зоркая, отношение к двум этим работам у режиссера было разным:

«Как и «Александр Невский», постановка «Ивана Грозного» была предложена Эйзенштейну (Это был кремлевский заказ – Прим. Ред.). Но в отличие от первого, «историко-биографического» фильма, так и оставшегося для него в целом чужим и далеким, работа над «Иваном Грозном» страстно увлекла режиссера, и надолго царь Иван Васильевич становится властителем его дум, любимым героем Эйзенштейна. Социальный заказ и личный творческий интерес снова, как и во времена «Потемкина» и «Октября», приходят к единству».

Михаил Жаров в роли Малюты Скуратова

Михаил Жаров в роли Малюты Скуратова

Говоря о съемках первой части фильма, нельзя не упомянуть то, в каких условиях создавалась кинолента. Подготовительный период проходил на «Мосфильме» в 1941 году. В планы кинематографистов вмешалась война: студия была эвакуирована в Казахстан. В итоге съемки первой части «Ивана Грозного» прошли на вновь образованной Центральной Объединенной Киностудии художественных фильмов в Алма-Ате в условиях острого недостатка техники, костюмов и реквизита, в очень сжатые для такого сложнопостановочного кинополотна сроки. Творческой группе приходилось терпеть многие лишения, так как съемки проходили в неотапливаемом помещении в зимнее время.
Архивное фото рабочего момента съемок фильма «Иван Грозный»
Архивное фото рабочего момента съемок фильма «Иван Грозный»

Судьба двух частей фильма «Иван Грозный» оказалась диаметрально противоположна. Первый фильм удостоился Сталинской премии, а вот вторая часть под названием «Сказ второй: Боярский заговор» была подвергнута резкой критике. В сентябре 1946 г. Центральный Комитет ВКП(б) охарактеризовал работу Эйзенштейна такими словами:

«Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клукс-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером – слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета».

Архивное фото рабочего момента съемок фильма «Иван Грозный»

Архивное фото рабочего момента съемок фильма «Иван Грозный»

В итоге, вторая часть картины была отложена на полку и увидела свет только в 1958 году, когда уже не стало ни «заказчика» киноленты Иосифа Сталина, ни режиссера Сергея Эйзенштейна.

Из-за обрушившейся на вторую часть фильма критики, а также по причине болезни Сергею Эйзенштейну не удалось до конца воплотить в жизнь свой творческий замысел касательно судьбы Ивана Грозного. Режиссер планировал выпуск третьей части, в которую должны были войти такие исторические события, как драма отца и сына Басмановых, сцена исповеди, смерть Курбского, Ливонская война и выход к Балтийскому морю в финале. Именно так по задумке режиссера могла бы завершиться грандиозная киноэпопея, но этой идее не суждено было осуществиться.

Архивное фото рабочего момента съемок фильма «Иван Грозный»

Архивное фото рабочего момента съемок фильма «Иван Грозный»

Вклад личности Ивана Грозного в историю крайне противоречив, в каждую эпоху оценка правления этого царя пересматривается вновь и вновь. Фильм «Иван Грозный» также вызывает дискуссию и многочисленные интерпретации, но в одном сходится большинство: эта картина – очень значимое явление с точки зрения киноискусства.

Сейчас в Главном корпусе «Мосфильма» работает тематическая выставка к 75-летию выхода первой части фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Там вы можете увидеть кадры из киноленты и архивные фото рабочих моментов съемок.

Тематическая выставка к 75-летию выхода первой части фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»

Тематическая выставка к 75-летию выхода первой части фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»

Отреставрированную специалистами «Мосфильма» киноленту «Иван Грозный» режиссера Сергея Эйзенштейна вы можете посмотреть в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном YouTube-канале.

Плакат к фильму «Иван Грозный»

Плакат к фильму «Иван Грозный»

При создании этого материала использованы следующие источники: «Энциклопедия фильмов» Жака Лурселя, «Энциклопедия отечественного кино», справка РИА «Новости».

Фото: «Информационный центр «Мосфильм-Инфо», при использовании ссылка на источник обязательна.


Поделиться новостью: