На нашем сайте вышла серия материалов о творчестве художника по гриму Людмилы Раужиной, посвятившей полвека работе на «Мосфильме». Мы уже рассказывали о том, как Людмила Алексеевна пришла в профессию, как она училась изготавливать постижерные изделия, как начала работать с режиссерами. Неотъемлемая часть ее профессии – создание причесок, а также изготовление пластического грима. Именно об этом пойдет речь в сегодняшнем материале.
Прически
Художник по гриму по долгу службы становится еще и профессиональным парикмахером. Челки, локоны, пряди, разная длина и цвет волос – после долгих лет работы в кино Людмилу Раужину этим уже не удивить. И справляться с большим объемом работы ей не впервой. Тем не менее, работа над картиной «Яды, или Всемирная история отравлений» режиссера Карена Шахназарова стала настоящим вызовом и «проверкой на прочность». Это один из самых масштабных и трудоемких проектов в фильмографии Людмилы Раужиной.
«Помните эпизод сна главного героя фильма – Олега Волкова (Игнат Акрачков), где он встречается с историческими личностями, которые были «великими отравителями». В этой сцене у всех героев очень необычные прически. Это был огромный труд: мы изготовили 54 каркасных парика», – рассказала Людмила Раужина.

А помимо этого в комедии «Яды, или Всемирная история отравлений» есть фрагмент, где действие происходит в Древней Персии: по сюжету царица Парисатида отравила свою невестку змеиным ядом. По словам Людмилы Раужиной, для этого эпизода понадобилось изготовить 113 причудливых головных уборов.
«Тогда мне помогло мое увлечение – я шью тряпичных кукол. Именно поэтому у меня дома были все приспособления, необходимые для работы с тканью, а также лен, пакля и мешковина. Докупать материалы пришлось на Каширском рынке, ведь в то время еще не было строительных гипермаркетов. Помню, как мы тащили все это в огромных тюках. А потом приходилось вручную красить все приобретенные строительные материалы. Я создавала цветные пряди из льна, которым заматывают трубы», – вспоминала художница.

Людмила Алексеевна отметила, что работа над картиной «Яды, или Всемирная история отравлений» была увлекательной, и ее результатом Карен Георгиевич остался доволен. Когда съемки были завершены, режиссер сказал Людмиле Раужиной:
«Я обычно даю задание, и его выполняют, но не на 100 процентов. А вы «выложились» на все 150 процентов».

Людмила Раужина провела тщательную и кропотливую работу во время подготовки к съемкам фильма «Яды, или Всемирная история отравлений». Так получилось, что многие изделия даже не вошли в итоговую версию картины. Например, в кадре оказались не все детские головные уборы.
Кадр из фильма «Яды, или Всемирная история отравлений»
Работу с Кареном Шахназаровым Людмила Раужина считает большим счастьем. Интересные задачи стояли перед художниками на съемках полнометражного фильма «Анна Каренина. История Вронского» и сериала «Анна Каренина».
Людмила Раужина рассказала о работе с режиссером Кареном Шахназаровым над полнометражным фильмом «Анна Каренина. История Вронского» и сериалом «Анна Каренина»
«Как только я пришла на этот проект, я понимала, что нужно задолго до начала съемок готовить сцены на балу, в театре и на ипподроме. В картине было задействовано огромное количество актеров массовых сцен. К примеру, для съемок бала нужно было около 30 танцующих пар. Мы загодя начали сортировать, расчесывать и раскладывать по цветам шиньоны и накладки. Кроме того, мы прорабатывали высокие каскадные прически, которые в то время были в моде и отлично сочетались с турнюрными платьями, созданными потрясающими художниками по костюмам – Дмитрием Андреевым и Владимиром Никифоровым. Мы работали с ними в тесной связке», – поделилась Людмила Раужина.
Елизавета Боярская в образе Анны Карениной
Пластический грим
Людмила Раужина была одним из первопроходцев создания пластического грима в отечественном кинематографе.
«Я делала пластический грим для фильма Владимира Наумова «Десять лет без права переписки». Для меня всегда было важно ускорить процесс и найти материал, который бы облегчил работу. В Институте биоорганической химии РАН я добыла бутираль. Этот материал растворяется на паровой бане на спирту, а выглядит как пленочка. Для создания образа одного из актеров я тогда впервые в отечественной киноиндустрии использовала пластический монтюр собственного изготовления из бутираля. На «Мосфильме» с этим монтюром провели эксперимент: операторы снимали его на пленку специально, чтобы посмотреть, как это будет выглядеть на экране.
Затем я использовала монтюр из бутираля для создания образа актера Иннокентия Смоктуновского в картине «Запретная зона» режиссера Николая Губенко. Кроме того, при помощи этого же материала я сделала грим Александра Суворова для одного из знаменитых рекламных роликов банка «Империал» режиссера Тимура Бекмамбетова», – рассказала Людмила Раужина.

Уже будучи опытным художником по гриму, Людимила Раужина не переставала учиться и осваивать новые технологии, чтобы внедрять их на «Мосфильме». Людмила Алексеевна с теплотой вспоминает, как она в начале 2000-х по поручению Карена Георгиевича Шахназарова ездила на семинар по пластическому гриму в Германию. Именно там она и освоила приемы работы с такими передовыми на тот момент материалами, как силикон и акрил.
«Технологии шагнули далеко вперед. К примеру, на заре моей карьеры слепок лица актера для создания грима делали из гипса. Процедура эта долгая и неприятная. Лицо актера мазали вазелином, а в нос вставлялись трубочки для дыхания, и вот так нужно было сидеть, пока маска не застынет. А снимать ее с лица – это отдельное испытание.
Теперь на смену гипсу пришел альгинат, который используется в стоматологии. Но и с ним все не так просто: работать нужно очень быстро, чтобы материал был в оптимальной консистенции, – рассказала Людмила Раужина.

От лица редакции сайта «Мосфильма» мы благодарим Людмилу Раужину за столь подробный рассказ о профессии и все предоставленные художником по гриму материалы.
Фото: «Информационный центр «Мосфильм-Инфо», а также из личного архива Людмилы Раужиной.
Комментарии (0)