К 25-летию со дня смерти Леонида Гайдая: актерский талант великого комедиографа

К 25-летию со дня смерти Леонида Гайдая: актерский талант великого комедиографа
Фотогалерея
1
2
3
4
⇐ Вернуться к списку

Сегодня, 19 ноября 2018 года, исполнилось 25 лет со дня смерти Леонида Гайдая (1923 – 1993). Он был талантлив не только как режиссер, но и как актер. После возвращения с фронта будущий кинематографист окончил театральную школу при Иркутском драматическом театре и остался там в труппе. В послужном списке Гайдая такие роли на театральных подмостках, как Соленый из «Трех сестер», Иван Земнухов из «Молодой гвардии», Винченцио из «Укрощения строптивой» и многие другие роли.

«В 1944 году я вернулся из госпиталя в родной город, в свой театр (до попадания на фронт Гайдай был там рабочим сцены – Прим. Ред.), где как раз организовалась актерская студия. Учился, работал во вспомогательном составе. А комедия не давала покоя. Был, помню, у нас спектакль по пьесе Нушича «Госпожа министерша», я играл совсем крохотный эпизодик без слов. Время прошло, уже можно похвастаться: зал покатывался со смеху, оркестранты тянули шеи из своей ямы – посмотреть, что происходит. Такой был эффект, что… режиссер эту мою сцену отменил. Не со зла, он был прав: я сбивал ему основное действие, акценты все сползали», – вспоминал об одной из своих первых театральных ролей Леонид Гайдай.

И именно из-за своего актерского опыта Гайдай не смог поступить на режиссерский факультет ГИТИСа. Дело в том, что в то время политика этого театрального учебного заведения была такова: профессионалов и состоявшихся артистов не брать, дорогу новичкам. Из-за этого обстоятельства Гайдай был вынужден попытать счастья в кинематографической среде. На этот раз удача улыбнулась амбициозному молодому человеку – он был принят на режиссерский факультет во ВГИК.

Несмотря на то, что Леонид Гайдай специализировался на режиссуре, актерская стезя продолжала его манить, и он много играл в студенческих спектаклях.

«Кто видел – не забудет, как он играл в водевиле «Бархатная шляпка». У него была роль ревнивого, но слабохарактерного мужа. Узнав, что жена неверна, что вот перед ним ее любовник, он должен был в экстазе схватить стул, поднять его и угрожать – так, чтобы было видно, как он на самом деле трусит… А стул однажды распался у него в руках. И Леня сам упал, что не было задумано по мизансцене. Но он еще и пополз под стол, чтобы договаривать свои реплики оттуда. Такой трогательный, нелепый… Пырьев, Барнет – экзаменаторы – лежали на креслах, в изнеможении вытянув вперед ноги. Смеяться они уже не могли и только всхлипывали, пытаясь отдышаться», – вспоминала супруга Леонида Гайдая Нина Гребешкова.

Леонид Гайдай в роли Варфоломея Коробейникова из фильма «12 стульев»
Леонид Гайдай в роли Варфоломея Коробейникова в фильме «12 стульев»

Когда Леонид Гайдай стал уже режиссером-комедиографом, известным на всю страну, он нет-нет да и появлялся в эпизодических ролях в своих собственных фильмах. Варфоломей Коробейников из «12 стульев», сумасшедший игрок в казино в последней картине «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» ­ – это все он, Гайдай.

Помните нетленную реплику персонажа Леонида Гайдая Варфоломея Коробейникова из «12 стульев»: «А кто сохранил, кто уберег! Коробейников. Вот господа спасибо скажут старичку». А мы говорим спасибо Леониду Гайдаю за его кинематографическое наследие. В фильмографии режиссера найдется все, как в архиве у Коробейникова. Тут и экранизации – дебютная драма «Долгий путь» по мотивам сибирских рассказов Владимира Короленко, «12 стульев» по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова, и «Иван Васильевич меняет профессию» по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич», – и остроумные короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» с чаплиновским юмором, и ставшие самыми «народными» - «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и «Бриллиантовая рука», а также сплетение приключенческого с нежно-романтическим в «Спортлото-82» и многое другое.

Правда, есть между Леонидом Гайдаем и созданным им экранным образом Варфоломея Коробейникова «одна большая разница». Герой «12 стульев» хранил и берег, чтобы наживаться и обманывать, а гайдаевский архив со всем его наследием – людям во благо. Тут и смешное, и таинственное, и фантазийное, и правдивое – и все умело переплетено.

«А Гайдай, как Шурик, провожающий Лиду, что-то все время рассказывал, был такой разговорчивый. У его рассказов всегда была такая особенность: нельзя было на сто процентов быть уверенной, что все – всерьез. Так он умел вольно и невольно сеять сомнения в подоплеке своих речей, «минировать» подход к тому, о чем говорил, играть словами и менять тему, что получался оригинальный сплав реальности и фантазии», – рассказывала Нина Гребешкова о первых прогулках с Леонидом Гайдаем в студенческие годы.

Леонид Гайдай в роли игрока в казино в фильме «На Дерибасовской хорошая погода или На Брайтон-Бич опять идут дожди»
Леонид Гайдай в роли игрока в казино в фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»

Какие точные слова! «Сплав реальности и фантазии» – так можно охарактеризовать всю фильмографию Леонида Гайдая. Даже в дебютном «Долгом пути» – трогательном, лиричном, романтичном и очень грустном – есть нотки комедии, неловкие ситуации, гротескные персонажи.

Как же обидно слышать, когда Леонида Гайдая упрекают в создании «фильмов для массовой аудитории», а не «элитарного авторского кино». Ведь быть таким тонким художником, и при этом сделать свое творчество понятным и доступным каждому – это огромный талант.

Кадр из дебютного фильма Леонида Гайдая «Долгий путь»

Кадр из дебютного фильма Леонида Гайдая «Долгий путь»

«Гайдай – это и есть авторское кино. На мой взгляд, это то кино, где есть личность автора, и в его фильмах она очевидна. Можно отрезать титры, и вы всегда поймете, что это снимал Гайдай», – так отзывался о творчестве комедиографа его коллега по цеху – кинорежиссер Карен Шахназаров. 

С этим не поспоришь: у Гайдая был уникальный стиль, который, возможно, имеет свои корни и в актерском прошлом, и в артистичной натуре: умении перевоплощаться и погружаться в мизансцену с головой.

Архивное фото рабочего момента съемок дебютного фильма Леонида Гайдая «Долгий путь»

Архивное фото рабочего момента съемок дебютного фильма Леонида Гайдая «Долгий путь»


При подготовке этой статьи были использованы материалы из книг «Гайдай Советского Союза» (авторы М. Пупшева, В. Иванов, В. Цукерман) и биографии «Леонид Гайдай» Евгения Новицкого, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей».

Фильмы Леонида Гайдая можно посмотреть в онлайн-кинотеатре по адресу cinema.mosfilm.ru и на официальном канале «Киноконцерна «Мосфильм» на «YouTube»

Фото: «Информационный центр «Мосфильм-Инфо».

Поделиться новостью: