Сегодня, 19 ноября 2018 года, исполнилось 25 лет со дня смерти Леонида Гайдая (1923 – 1993). Он был талантлив не только как режиссер, но и как актер. После возвращения с фронта будущий кинематографист окончил театральную школу при Иркутском драматическом театре и остался там в труппе. В послужном списке Гайдая такие роли на театральных подмостках, как Соленый из «Трех сестер», Иван Земнухов из «Молодой гвардии», Винченцио из «Укрощения строптивой» и многие другие роли.
«В 1944 году я вернулся из госпиталя в родной город, в свой театр (до попадания на фронт Гайдай был там рабочим сцены – Прим. Ред.), где как раз организовалась актерская студия. Учился, работал во вспомогательном составе. А комедия не давала покоя. Был, помню, у нас спектакль по пьесе Нушича «Госпожа министерша», я играл совсем крохотный эпизодик без слов. Время прошло, уже можно похвастаться: зал покатывался со смеху, оркестранты тянули шеи из своей ямы – посмотреть, что происходит. Такой был эффект, что… режиссер эту мою сцену отменил. Не со зла, он был прав: я сбивал ему основное действие, акценты все сползали», – вспоминал об одной из своих первых театральных ролей Леонид Гайдай.
И именно из-за своего актерского опыта Гайдай не смог поступить на режиссерский факультет ГИТИСа. Дело в том, что в то время политика этого театрального учебного заведения была такова: профессионалов и состоявшихся артистов не брать, дорогу новичкам. Из-за этого обстоятельства Гайдай был вынужден попытать счастья в кинематографической среде. На этот раз удача улыбнулась амбициозному молодому человеку – он был принят на режиссерский факультет во ВГИК.
Несмотря на то, что Леонид Гайдай специализировался на режиссуре, актерская стезя продолжала его манить, и он много играл в студенческих спектаклях.
«Кто видел – не забудет, как он играл в водевиле «Бархатная шляпка». У него была роль ревнивого, но слабохарактерного мужа. Узнав, что жена неверна, что вот перед ним ее любовник, он должен был в экстазе схватить стул, поднять его и угрожать – так, чтобы было видно, как он на самом деле трусит… А стул однажды распался у него в руках. И Леня сам упал, что не было задумано по мизансцене. Но он еще и пополз под стол, чтобы договаривать свои реплики оттуда. Такой трогательный, нелепый… Пырьев, Барнет – экзаменаторы – лежали на креслах, в изнеможении вытянув вперед ноги. Смеяться они уже не могли и только всхлипывали, пытаясь отдышаться», – вспоминала супруга Леонида Гайдая Нина Гребешкова.

Когда Леонид Гайдай стал уже режиссером-комедиографом, известным на всю страну, он нет-нет да и появлялся в эпизодических ролях в своих собственных фильмах. Варфоломей Коробейников из «12 стульев», сумасшедший игрок в казино в последней картине «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» – это все он, Гайдай.
Помните нетленную реплику персонажа Леонида Гайдая Варфоломея Коробейникова из «12 стульев»: «А кто сохранил, кто уберег! Коробейников. Вот господа спасибо скажут старичку». А мы говорим спасибо Леониду Гайдаю за его кинематографическое наследие. В фильмографии режиссера найдется все, как в архиве у Коробейникова. Тут и экранизации – дебютная драма «Долгий путь» по мотивам сибирских рассказов Владимира Короленко, «12 стульев» по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова, и «Иван Васильевич меняет профессию» по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич», – и остроумные короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» с чаплиновским юмором, и ставшие самыми «народными» - «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и «Бриллиантовая рука», а также сплетение приключенческого с нежно-романтическим в «Спортлото-82» и многое другое.
Правда, есть между Леонидом Гайдаем и созданным им экранным образом Варфоломея Коробейникова «одна большая разница». Герой «12 стульев» хранил и берег, чтобы наживаться и обманывать, а гайдаевский архив со всем его наследием – людям во благо. Тут и смешное, и таинственное, и фантазийное, и правдивое – и все умело переплетено.
«А Гайдай, как Шурик, провожающий Лиду, что-то все время рассказывал, был такой разговорчивый. У его рассказов всегда была такая особенность: нельзя было на сто процентов быть уверенной, что все – всерьез. Так он умел вольно и невольно сеять сомнения в подоплеке своих речей, «минировать» подход к тому, о чем говорил, играть словами и менять тему, что получался оригинальный сплав реальности и фантазии», – рассказывала Нина Гребешкова о первых прогулках с Леонидом Гайдаем в студенческие годы.

Какие точные слова! «Сплав реальности и фантазии» – так можно охарактеризовать всю фильмографию Леонида Гайдая. Даже в дебютном «Долгом пути» – трогательном, лиричном, романтичном и очень грустном – есть нотки комедии, неловкие ситуации, гротескные персонажи.
Как же обидно слышать, когда Леонида Гайдая упрекают в создании «фильмов для массовой аудитории», а не «элитарного авторского кино». Ведь быть таким тонким художником, и при этом сделать свое творчество понятным и доступным каждому – это огромный талант.
Кадр из дебютного фильма Леонида Гайдая «Долгий путь»
«Гайдай – это и есть авторское кино. На мой взгляд, это то кино, где есть личность автора, и в его фильмах она очевидна. Можно отрезать титры, и вы всегда поймете, что это снимал Гайдай», – так отзывался о творчестве комедиографа его коллега по цеху – кинорежиссер Карен Шахназаров.
С этим не поспоришь: у Гайдая был уникальный стиль, который, возможно, имеет свои корни и в актерском прошлом, и в артистичной натуре: умении перевоплощаться и погружаться в мизансцену с головой.
Архивное фото рабочего момента съемок дебютного фильма Леонида Гайдая «Долгий путь»
При подготовке этой статьи были использованы материалы из книг «Гайдай Советского Союза» (авторы М. Пупшева, В. Иванов, В. Цукерман) и биографии «Леонид Гайдай» Евгения Новицкого, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей».
Фильмы Леонида Гайдая можно посмотреть в онлайн-кинотеатре по адресу cinema.mosfilm.ru и на официальном канале «Киноконцерна «Мосфильм» на «YouTube»
Комментарии (0)