Вспоминая Александра Алова: фронтовик, который сохранил мир

Вспоминая Александра Алова: фронтовик, который сохранил мир
Фотогалерея
1
2
⇐ Вернуться к списку

Александр Алов родился 26 сентября 1923 года – сегодня ему могло бы исполниться 95 лет. Судьбой ему была уготована военная молодость – восемнадцатилетним мальчишкой Александр добровольно ушел на фронт в 1941 году. Так и прошел всю войну рядовым солдатом – от Москвы до Сталинграда, Будапешта и Вены. И война наложила отпечаток на всю жизнь и творчество режиссера Алова.

В 1961 году вышла военная драма «Мир входящему», в которой война представлена не такой, какой тогда привыкли ее видеть, то есть жестоким противостоянием, исполненным героизма и самоотверженности наших воинов. Картина Алова и Наумова была гораздо тоньше и амбивалентнее канонов, принятых в то время в искусстве. Это был второй фильм Александра Алова и Владимира Наумова, снятый на «Мосфильме». (Первой их совместной работой на «Мосфильме» была картина «Ветер» – фильм на революционную тематику, снятый в 1958 году. До этого с 1951 по 1957 годы сразу же после окончания режиссерской мастерской Игоря Савченко во ВГИКе оба режиссера трудились в Киеве на киностудии имени А. П. Довженко. – Прим. Ред.)

Сюжет фильма был для начала 60-х годов настоящим открытием – младший лейтенант Красной Армии Шура Ивлев (Александр Демьяненко) помогает беременной немке Барбаре (Лидия Шапоренко) добраться до госпиталя. Только вот тогдашние чиновники от кинематографии это новаторство оценить не могли. Николай Михайлов, занимавший в 1955-1960 годы должность министра культуры СССР, относился к этой картине весьма не одобрительно.

Рабочий момент со съемок

«Бог с ней с немкой. Вот лучше о чем снять. Представляешь себе, ученик учится в школе – хорошо учится, товарищи Алов и Наумов. Кончает школу с отличием и не идет в институт, а идет работать на завод. И хорошо работает. Вот сюжет!» – такими словами напутствовал молодых режиссеров Николай Михайлов. Картина «Мир входящему» была снята только благодаря настойчивости Алова. Именно он сразу же после подготовительного периода предложил уехать в киноэкспедицию, не дожидаясь разрешения начальства.

История, которая легла в основу фильма «Мир входящему» была взята из самой жизни. По воспоминаниям Владимира Наумова, сюжет был «вычитан» в заметке газеты «Известия». В статье говорилось о том, что маленький немецкий мальчик искал советского солдата, который спас жизнь его матери – вовремя доставил до госпиталя перед самыми родами.

В фильме «Мир входящему» было все по-настоящему, все было прожито фронтовиком Александром Аловым. И тем обиднее ему уже после выхода фильма было слушать упреки министра культуры Екатерины Фурцевой. Вот как вспоминал о полемике с министром Владимир Наумов:

«Ну где, где вы видели такие шинели?» – говорила она нам. Помню, как побелел на лице Алова тонкий шрам, похожий на подкову, – след осколка, и он тихо сказал: «Екатерина Алексеевна, это вы видели шинель с мавзолея, а я в этой шинели протопал все четыре года».

Хотя картина «Мир входящему» и повествует о войне, в ней очень много светлых моментов: рождение нового человека, светлая весть о победе, помощь союзника-американца советским воинам. Да и гуманистический посыл картины велик по своей силе. Один из боевых товарищей спрашивает у Шуры Ивлева: «Ну и кого она родит?» Это недвусмысленный намек на то, что плодить фашистов незачем, появится на свет очередной гитлеровец, враг. А молодой лейтенант твердо и уверенно отвечает, что родится ребенок. Неважно, от кого он - от Фрица, от Эрнста или от Ивана – это прежде всего человек, который будет изучать и познавать все, что его окружает.

Александр Алов в съемочной группе

Фильм полон надежды, что ребенок будет расти в мире. Именно эта мысль и заложена в названии картины – «Мир входящему». Вошел новый человек, дайте дорогу! Воевали за то, чтобы именно это дитя никогда больше не увидело войны. А последние, финальные кадры фильма полны символизма: новорожденный писает на груду оружия. Вот так их, эти винтовки и пистолеты, с глаз долой, из сердца вон.

Владимир Наумов вспоминал: «В «Мире входящему» мы уже сознательно стремились соединить драматическое и ироничное. В то время итальянские неореалисты могли позволить себе показать смешное даже в чем-то высоком. У нас же это не было принято. Трагикомедий, тем более о войне, не делали».

Владимир Наумов отмечал, что война закалила характер Александра Алова, но нисколько не ожесточила его. Наумов отзывался об Алове как об очень спокойном, дипломатичном, мягком и тактичном человеке, которому было не чуждо уступить в споре. Но в ответственный момент Алов становился решительным, и при этом не терял самообладания, никогда не переходил границы допустимого. И даже о самых тяжелых моментах своей жизни Алов всегда вспоминал с юмором.

«О фронтовиках, каким был Алов, и говорить нечего. Ничего даже отдаленно сравнимого по силе воздействия с фронтовыми впечатлениями в их жизни не было. Война была их судьбой, и молчать о ней – значило идти против судьбы. Но вот что поразительно: все фронтовые рассказы Алова, знавшего войну до косточек, были байками, очень смешными, порой грубоватыми. Видимо, подсознательно работало «вытеснение» - память стремилась отторгнуть трагическое, ведь постоянно жить в его власти невозможно», - вспоминал о своем друге Владимир Наумов.

Любовь к человеку, твердое «нет» насилию – эти принципы нашли свое отражение во всем творчестве Александра Алова и Владимира Наумова. Предупреждение о том, что фашизм искоренен не до конца, в «Тегеране-43», гражданская война как всенародная трагедия в «Беге» по мотивам произведений Михаила Булгакова, борьба народа Нидерландов с тиранией испанского короля в «Легенде о Тиле»… В этих и других фильмах есть очень тонкое, отнюдь не нарочитое назидание потомкам: бед в истории было много, учитесь на них, берегите мир, он хрупок.

Александр Алов на съемочной площадке

Последним совместным фильмом Александра Алова и Владимира Наумова стал «Берег» по одноименному роману Юрия Бондарева. Фильм был снят в 1983 году. В последний съемочный день в латышском городе Кулдига Алова не стало. Режиссер скончался в возрасте 59 лет.

«Война догнала его через много лет. Последствия контузии и ранения вызвали серьезное поражение всего организма. Он с трудом ходил, опираясь на палочку. То, что для нас было естественным, незаметным как дыхание, для него было постоянным, непрекращающимся усилием. Но он ни в коей мере не утратил чувства юмора, ясного, светлого мироощущения. Я видел, как ему было трудно, и не раз предлагал отдохнуть или уехать со съемки пораньше. За всю нашу многолетнюю совместную работу он ни разу не дал себе поблажки или хотя бы намека на нее», - вспоминал Владимир Наумов.

В фильме «Берег» , как и в картине «Мир входящему» события вновь разворачиваются в последние дни Великой Отечественной войны. Только вот рассматриваются они теперь сквозь призму мирного времени – начала 70-х годов. Как и в «Тегеране-43», действие происходит в двух временных пластах, и это дает возможность взглянуть на эпохальные исторические события со стороны, осмыслить их. С горечью главный герой фильма – боец во время войны, а ныне писатель Вадим Никитин (Борис Щербаков) произносит слова, отзывавшиеся болью целого поколения: «Была война, и мы были молоды, и все у нас было впереди».

В своих воспоминаниях Владимир Наумов писал, что Александр Алов принадлежал к «выбитому» войной поколению. Эту же мысль озвучил и центральный персонаж фильма «Берег»: «Наше поколение выбили, почти всех». Тем не менее, дело уцелевших и выстоявших в войне еще живет и служит примером для нас, потомков.

При работе над материалом использованы материалы сборника «Александр Алов. Владимир Наумов. Статьи. Свидетельства. Высказывания», вышедшего в Москве в издательстве «Искусство» в 1989 году. Составитель сборника – Л. А. Алова.

Фото: "Мосфильм-инфо", при использовании изображения ссылка на источник обязательна


Поделиться новостью: