Стедикам: инструкция по применению от оператора Алика Тагирова

Стедикам: инструкция по применению от оператора Алика Тагирова
Фотогалерея
1
2
3
4
⇐ Вернуться к списку
Камеры, тележки, краны, квадрокоптеры – операторская техника завораживает, ведь именно она создает неповторимый киноязык, магию кадра. Мы перечислили не все приспособления: большую популярность в последние десятилетия набрал стедикам. О том, какие возможности есть у этого устройства, изобретенного Гарретом Брауном в 1976 году, Mosfilm.ru рассказал оператор Алик Тагиров.

Алик Тагиров – профессиональный художник. В 1988 году он закончил факультет живописи Азербайджанского Государственного Художественного Училища имени Азима Азим-заде в городе Баку. Свой путь в кинематографе он начал с работы осветителем на картине «Любовь зла» Владимира Зайкина. В самом начале 2000-х во время съемок фильма «В августе 44-го» Михаила Пташука в Белоруссии мастер по свету Алик Тагиров впервые увидел стедикам. Приспособление вызвало у него большой интерес, который в итоге перерос в профессию.

Чтобы работать со стедикамом, нужно обладать очень хорошей физической подготовкой: устройство весит порядка 30 килограммов. Steadicam состоит из трех основных компонентов – специального жилета, руки и поста – штанги с противовесом. Основное свойство стедикама в том, что он позволяет обеспечить стабильность изображения при съемке в движении: в кадре ничего не дрожит и не прыгает. За стабилизацию отвечает рука. Есть два основных принципа ее работы: у одних устройств пружины растягиваются при нагрузке, а у других сжимаются. «Сейчас существуют и цифровые системы стабилизации, но мне больше по душе механика. Она позволяет максимально использовать художественное мышление. Механический стедикам живой, настоящий», – рассказал Алик Тагиров.  

Еще одна особенность стедикама в том, что он позволяет принимать абсолютно любые ракурсы и наклоны. Устройство вращается во все стороны, в том числе и вокруг своей оси. Steadicam превосходен в динамике, но с его помощью можно легко снимать и статичные кадры: у приспособления очень гибкие настройки балансировки. «Стедикам очень пластичный и динамичный. Работу с ним я бы сравнил с музыкой, совмещенной с изображением, мелодия и живопись в одном», – отметил Алик Тагиров.

На сборку стедикама уходит около получаса. Дело в том, что к штанге-посту крепится множество разных приспособлений: радиофокус, видеосендер для передачи видеосигнала, монитор-видоискатель, непосредственно камера. Вес ее может сильно разниться, к примеру, Red Dragon считается облегченной моделью, а вот Arri Alexa – полновесная камера.

По словам Алика Тагирова, на профессиональном сленге операторов стедикама называют «dolly killer» (англ. «убийца тележки»). Метафора неслучайна: все дело в том, что Steadicam можно использовать там, где тележка попросту не пройдет: на лестницах, в извилистых коридорах, где нужно то и дело заворачивать за угол. «Операторская тележка – более академичный инструмент. Он обеспечивает абсолютную стабилизацию и очень медленное движение. Этот прием отлично подходит, например, для съемок масштабных исторических полотен на натуре», – рассказал Алик Тагиров.

В числе самых непростых и интересных моментов в работе Алика Тагирова была одна из сцен из фильма Карена Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского». Съемки проходили в декорации «Китайская деревня»: оператору необходимо было снять общий план с крана, и том же кадре, без склеек, спуститься на землю и продолжать снимать госпиталь, людей и лошадей. «Спуститься с крана так, чтобы камера не дрогнула, а переход с крана на землю был плавным и незаметным – это задача не из легких. Нужно было не подвести. Успех кадра зависел от множества факторов: огромная массовка, животные. Мы репетировали пять или шесть раз, чтобы довести до совершенства», – рассказал Алик Тагиров.

Работу над другой картиной Карена Шахназарова «Белый тигр» Алик Тагиров назвал «по-настоящему мужской»: многое зависело от физической выносливости. «В этом фильме было очень много сцен, снимавшихся одним кадров. Режиссер активно применял прием внутрикадрового монтажа, а я его идеи поддерживал, мне было интересно. Во время съемок некоторых эпизодов мне приходилось носить на себе стедикам более пяти минут без передышек, при этом меняя крупность и ракурс. Дополнительной трудностью стало то, что съемки проходили в лесу, на пересеченной местности, где не так-то просто передвигаться с огромной махиной. А на съемках танковых боев в деревне мы и вовсе вязли в смеси воды и опилок и глины. Кроме того, фильм снимался целиком и полностью на пленку. Ее нужно было экономить и стремиться сократить количество дублей до минимума», – рассказал Алик Тагиров.

Для оператора стедикама имеет огромное значение правильная экипировка: несколько сменных футболок, специальные обрезные перчатки. Важно, чтобы у оператора  была мягкая обувь на амортизирующей подошве. К примеру, во время съемок фильма «Решение о ликвидации» группа работала в Северной Осетии, и Алику Тагирову приходилось бегать по горам с тяжелым устройством. Нагрузка на ноги и позвоночник была колоссальная!

В работе Алика Тагирова первостепенную роль играет техника безопасности. К примеру, на съемках «Белого тигра» очень часто использовалась пиротехника. Нужно быть очень внимательным, беречь глаза и надевать специальные противоосколочные (баллистические) очки. Кроме того, нельзя повредить камеру. Даже использование длиннофокусной оптики и съемка с расстояния не гарантия безопасности: горящие предметы попросту могло принести ветром. В таких случаях перед камерой устанавливают специальные щиты, в которых вырезают небольшие «оконца» под объектив. Во время самых опасных съемок используют крэш-боксы – специальные ящики с толстыми стенками.

Как отметил Алик Тагиров, одной из наиболее сложных для съемки сцен были скачки на ипподроме в фильме «Анна Каренина. История Вронского». Оператор со стедикамом мчался на квадроцикле параллельно скачущим всадникам, а чтобы сделать один из самых красивых кадров Тагирову пришлось обогнать лошадей и проехать прямо им наперерез!
Поделиться новостью: