Картина Марлена Хуциева «Июльский дождь» отмечает свой юбилей – 50 лет.



О фильме рассказал киновед, кинокритик Сергей Александрович Лаврентьев:
«Надо сказать, что эта картина уникальная в истории нашего кино.После выхода на экраны о ней было напечатано в журнале «Советский экран», самом многотиражном кинематографическом издании мира, тираж которого составлял 2 млн.экземпляров. В последнем за год номере журнала публиковался список всех фильмов вышедших на экраны страны и анкета зрительского голосования. По результатам этой анкеты выявлялись лучшие и худшие зарубежные и советские фильмы, наиболее успешные роли и т.д. Уникальность «Июльского дождя» заключалась в том, что и лучшей и худшей картиной года её тогда назвало какое-то невероятное количество человек.
Она не победила ни со знаком плюс, ни с минусом, но это всячески обсуждалось, об этом писалось. Свидетельствует это о следующих вещах: во-первых, в кино тогда ходили все, и это действительно так, во – вторых зрительский уровень был намного выше сегодняшнего дня, в – третьих о том, что количество людей правильно прочитавших эту картину, распознавших её провидческий характер, и количество людей, которые ничего не поняли, было примерно одинаковым.

Почему она была провидческая? Потому что это была первая картина, которая повествовала о том, что «оттепель» кончилась, что впереди нас ждут достаточно грустные времена. В фильме не было каких-то политических предвидений, они были нравственные. Главная героиня должна выйти замуж за человека, который абсолютно нормален, хорош собой, успешен, но она понимает, что выйти за него она не может. Образ её жениха Володи (Александр Белявский), это образ беспринципного чинуши, человека, который во имя бытового блага пойдёт абсолютно на всё. Этим образом Хуциев говорит, что все идеи и мечты, которыми жило общество в период «оттепели», всё выброшено на свалку, главное – преуспеть в жизни. Если ради этого нужно врать, приспосабливаться, мимикрировать, говорить не то, что ты думаешь – это совершенно допустимо. Сейчас это стало нормой жизни, а тогда Марлен Мартыныч только сигнализировал, что грядёт время этих людей.

Персонажи, показанные Хуциевым, были всегда, но он их вывел на первый план, и заставил нас в них вглядеться.
«Июльский дождь» - это ещё и Москва, потрясающе снятая оператором Германом Лавровым. Смотришь - и испытываешь трепетные чувства, ведь всё это так знакомо, но этого уже нет.
В финале картины показана встреча ветеранов у Большого театра. Какое там всё настоящее! Это были настоящие люди, с настоящими эмоциями, люди, которые победили. Эта «настоящесть» противопоставлена по контрасту с поддельностью главного героя».
Осенью прошлого года Марлену Мартыновичу исполнилось 90 лет, но, несмотря на серьёзный возраст, классик отечественного кинематографа продолжает работать. Сейчас он заканчивает работу над своей картиной «Любимая моя жизнь!» («Невечерняя»). Картина находится в монтажно-тонировочном периоде. Сценарий для фильма Марлен Мартыныч написал вместе с сыном Игорем Хуциевым. Главные герои – Лев Толстой и Антон Чехов.
На вопрос: «О чём фильм?» - Хуциев ответил: «Это звучит громко, но оно о смысле жизни, о том для чего человек живёт на этой земле».
Дмитрий Богдан
Редакция новостей
01.08.2016.
Комментарии (0)