АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ О "ВОСЬМЕРКЕ"


В 11-й студии «Мосфильма» перед микрофоном лежат гантели: здесь происходит озвучивание новой картины известного режиссера, сценариста и продюсера Алексея Учителя, автора фильмов «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Дневник его жены», «Край»... «Восьмерка» - его новая работа по одноименной повести писателя и журналиста Захара Прилепина.

«Надо, чтобы он задыхался! Осуществите эту физическую акцию», – командует режиссер, имея в виду исполнителя главной роли Артёма Быстрова. В перерыве, пока актеры готовятся к озвучиванию, Алексей Учитель перед микрофоном ателье звукозаписи рассказывает сайту Mosfilm.ru о новой картине, своих секретах озвучивания и отношениях с «Мосфильмом».




- Алексей Ефимович, в Интернете противоречивая информация о том, кто же сыграл главную женскую роль. Были слухи, что Вы рассматривали Дарью Урсуляк, дочь режиссера Сергея Урсуляка.


- Главную роль сыграла выпускница ГИТИСа Вильма Кутавичуте. Я ее увидел случайно. Мы очень долго мучались с женской ролью, я даже пробовал сербскую актрису, которая снималась и играла главную роль в скандальном фильме «Клип» (у нас его не выпустили на экране). Режиссер этой картины Майя Милош, я ее знаю немножко. Там 17-летняя девочка снималась, она приезжала к нам, пробовалась, и Даша Урсуляк пробовалась и была близка к тому, чтобы ее утвердили. У меня как болезнь: на каждой картине за неделю до съемок у меня почему-то хоть одна актерская замена, но происходит. Но, как правило, это попадание все-таки бывает правильным.

Даша - замечательная, очень (!) талантливая девочка. Я ей сказал при расставании, что, если она на меня не сильно обидится, мы обязательно еще встретимся. Просто та роль по характеру, по духу немножко не ее, а не потому, что она актерски не справится.


- То есть актрису на главную роль Вы утвердили в последний момент?


- Да, буквально в последний момент перед началом съемок появилась актриса. Видите, режиссерская профессия построена во многом на интуиции. Режиссеру очень важно не ошибиться, потому что от этого многое зависит. Да, это был тяжелый выбор, но надо было его сделать.

- Все свои картины Вы делали на «Мосфильме» - наверное, студия стала уже родная?

- Еще когда я учился во ВГИКе, бывал здесь. Кстати, мы учились вместе с нынешним руководителем студии Кареном Георгиевичем Шахназаровым. Так что я знаком с ним очень давно.

Вы знаете, хоть я сам человек питерский, но живу уже довольно долго в Москве, и у меня раздвоение на два города. Вот снимать я люблю в Питере, а постпродакшн, особенно весь звуковой процесс – здесь. Это не просто работа, важна «аура», как она действует. На «Мосфильме» мне всегда очень хорошо. Звуковые студии – озвучания, перезаписи – это для меня такие места!.. Я сажусь на диван и чувствую себя в очень своей обстановке – что важно. Поэтому я очень люблю здесь работать.

- А Вы активно участвуете в процессе речевого озвучивания? Некоторые режиссеры сидят во время записи,  где мы сейчас, в самом ателье звукозаписи рядом с актером, кто-то приходит послушать результат и внести правки...

- К сожалению или счастью, я участвую во всём, в хорошем смысле никому ничего не доверяю. У меня замечательный звукорежиссер Кирилл Василенко, с которым мы тоже не одну картину делаем, он потрясающий, уникальный в смысле звука человек. Но я участвую в этом процессе, потому что от этого всё зависит. Если вы хоть на секунду сфальшивите на озвучании, (в сравнении с тем, что было на съемках), то всё пропало даром. Поэтому очень важна интонация, и мы очень много времени уделяем озвучанию. Для качества картины просто необходимо не формально записать, чтобы «попасть в губы», а мне очень важно, как этот процесс происходит, чтобы это было естественно, натурально, это не всегда просто – потому что одно дело на съемочной площадке, а другое - стоять у пульта.

Я вспоминаю картину «Прогулка», мы тоже ее писали в этой студии. Когда три актера идут и говорят без остановки. До сих пор никто не верит, что это не чистовой звук. Чистовой записать было невозможно, потому что они шли по Невскому проспекту, и мы писали каждого отдельно. Они могли не совпасть по интонации, громкости – многим показателям. Был удивительный процесс, мы тут всякие коврики стелили, актеры ходили, придумывали носки специальные, чтобы они не шумели... В общем, мудрим!

Очень люблю, когда актеры перед каждым дублем делают хорошую зарядку. У нас есть даже правило: 10 раз присесть, 5 раз отжаться от пола. Бегаем все время по студии, потому что появляется дыхание, и возникает естественность.

- Вас этому учили во ВГИКе?

- Нет, это наши личные методы.

- «Восьмерка» - произведение внешне довольно жесткое. Что скрывается за брутальностью, «мордобоем»?

- Мордобой – это просто часть действия, а картина совершенно о другом. Это произведение, которое написал Захар Прилепин - на мой взгляд, замечательный писатель. Он, кстати, играет у нас в картине маленькую роль – таксиста, играет замечательно. Я был поражен, какой у него комедийный дар! Как раз первые кадры фильма – появится сам автор этого произведения. Я уж не говорю, что у нас замечательный сценарист Александр Миндадзе, который обработал эту повесть. У нас вообще силы собраны хорошие. Мой любимый оператор, с кем мы все фильмы снимаем, Юрий Клименко.

Главные герои - четверо молодых ребят. Самую главную роль играет Алексей Манцыгин, актер Омского театра – замечательный, очень талантливый парень. И Артём Быстров, который сейчас будет писаться, и Паша Ворожцов, и Саша Новин из Театра Наций. Четверка эта, во всяком случае, вызывает у меня доверие. У нас снимались настоящие омоновцы, 50 человек - в общем строю актеров не отличить. И когда действовали, бегали (у нас есть сцены очень серьезные, большие, массовые) они были как вписаны в эту обстановку. Важно, чтоб зритель поверил, что это не актеры. А для этого иногда правильно брать лица, которые неизвестны, без шлейфа. Это не значит, что известный актер сыграл бы хуже, но все равно, как мне кажется, для такого кино лучше неизвестные, но которые, надеюсь, после этого фильма станут очень известные.

Это новогодняя картина, всё происходит перед и во время Нового 2000 года. Это рубеж, когда мы прощались с веком 20-м и встречали 21-й. И вот что мы оставляли там и что берем в следующий, показано на простых ребятах с очень, тем не менее, непростыми отношениями, с очень драматичной любовной историей. Мне казалось, что всё это сочетание даст и интерес зрительский, как я надеюсь.

- Премьера тоже будет приурочена к Новому году?

- Мы закончим картину, я думаю, где-то в конце февраля. Про прокатную судьбу посмотрим. Может, и рискнем, хотя в Новый год показывают более веселые истории – у нас все-таки довольно драматическая коллизия. Это будут решать скорее прокатчики, чем я: в этом они лучше меня понимают.  







Анна Живова
02.11.2012



Поделиться новостью: