«ДОНЕСТИ ШЕДЕВР»: ЧТО СЕЙЧАС РЕСТАВРИРУЮТ НА «МОСФИЛЬМЕ»?

Мы периодически освещаем тему цифровой реставрации классических фильмов на «Мосфильме».  О том, какие картины уже приобрели новую жизнь в высочайшем качестве, а какие только недавно попали в руки опытных реставраторов, Редакции Новостей рассказал  заместитель Генерального директора Киноконцерна «Мосфильм» Игорь Богдасаров.

Игорь Богдасаров:

Мы закончили работы над фильмом «Любовь земная» режиссера Е. Матвеева. У него есть продолжение – картина «Судьба», в дальнейшем мы ее тоже планируем реставрировать. Далее мы приступили к картине «Асса» С. Соловьева, ее реставрация завершиться  в течение ближайших двух-трех недель.

Отдельно надо сказать о нынешней работе. Мы приступили к картине «Война и мир» С. Бондарчука. Сразу оговорюсь: это не реставрация для кинотеатрального показа. Картина очень масштабная, ее нужно реставрировать в разрешении 4K. Мы это обязательно реализуем в будущем, но уже сейчас необходимо иметь материал по «Войне и миру» более высоком разрешении, хотя бы в HD. Поэтому мы приняли  решение полностью отреставрировать картину. Это тоже огромная работа, большой шаг вперед.

Трудно сказать, как пойдет работа. Картина не простая в смысле сложности материала (она была снята на отечественную, советскую пленку). Как известно, в то время Шосткинская фабрика «Свема», основной производитель  кинопленки в СССР, проводила эксперименты  с  составом красителей и технологиями их нанесения, из-за чего вышло много брака.   По словам очевидцев, проблемы с негативом начались уже в 1968 году, сразу после съемок «Войны и мира» -  присутствовало цветовое «дыхание», были изменения в геометрии кадра..

Конечно, сейчас технологии нам позволяют уже гораздо больше того, что мы делали, начиная реставрацию 10 лет назад. Да, мы отреставрировали очень сложные картины «Иван Грозный» и «Александр Невский». Но «Война и мир» по объему больше в 3 раза, к тому же цветное изображение хранится  намного хуже черно-белого (такова специфика цветных красителей). Надо признать, картины, которые были сняты в те годы на Kodak, сохранились чуть лучше. Насколько я знаю, Сергей Федорович Бондарчук выбрал отечественную пленку, чтобы не иметь ограничений по ее количеству – для реализации всех своих творческих замыслов.
Идеология реставрации – восстановить картину в таком виде, в каком увидел первый зритель, ничего не добавляя, не ухудшая, не улучшая. Мы знаем, что это – шедевр, и наша задача донести его таким, каким его создал Сергей Федорович.  Этого принципа придерживаются реставраторы всего мира.  На фестивале классических фильмов в Лионе, во время круглых столов, конференций и дискуссий, помимо технических аспектов, обсуждалась именно моральная сторона вопроса реставрации. И здесь у нас одинаковое мнение с нашими иностранными коллегами: «Главное – не навредить!»

Редакция Новостей
21.01.2016
Поделиться новостью: