В 2012 году выдающемуся советскому режиссеру и сценаристу, народному артисту СССР, чья творческая жизнь неразрывно связана с киностудией «Мосфильм», Игорю Таланкину исполнилось бы 85 лет. Его картины «Серёжа», «Дневные звезды», «Чайковский», «Выбор цели» и другие вошли в историю отечественного и мирового кинематографа и, конечно, в «Золотую коллекцию» «Мосфильма». В главном корпусе киностудии открыта фотовыставка, посвященная творчеству мастера. Часть выставки, по традиции, будет постоянно доступна на сайте mosfilm.ru в разделе «Выставки онлайн», остальные фото – в Информационном центре «Мосфильм-инфо».
Игорь (настоящее имя – Индустрий) Васильевич Таланкин родился 3 октября 1927 года в Ногинске Московской области. Окончил театрально-музыкальное училище имени А. Глазунова в 1950 году и сразу поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская А. Попова, М. Кнебель), которую окончил в 1955 году, а затем пришел работать на киностудию «Мосфильм». В 1959 году Таланкин оканчивает двухгодичные режиссерские курсы при «Мосфильме» (мастерская Ю. Райзмана).
Дебютом Игоря Таланкина в кинематографе стал художественный фильм «Сережа», снятый им совместно с Георгием Данелия в 1960 году. В фильме снялись звезды советского кино – Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева. Картина имела большой успех у зрителей и была отмечена престижными международными наградами.
«Точность и изобретательность часто ведут к тому, что вы видите в картине режиссерский и операторский пот - вы видите, как много трудился оператор и как старался режиссер. Это плохо. А «Серёжа» смотрится так, будто режиссерам и оператору ничего это все не стоило», - хвалил «первую работу молодых товарищей» Михаил Ромм (интервью для газеты «Советский фильм»).
Уже в 1964 году Игорь Таланкин становится педагогом ВГИКа - руководителем режиссёрско-актёрской мастерской (а с 1976 года – профессором). В интервью «Российской газете» генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров вспоминает о своем учителе так: «К Игорю Васильевичу у меня особенно нежное отношение: он был моим мастером в Институте кинематографии и дал мне в профессии очень многое... Игорь Таланкин был из редкой в кино породы режиссеров актерских. Он окончил ГИТИС и начинал как театральный режиссер. И потом во ВГИКе необыкновенно много давал своим студентам, помогая им постичь принципы работы с актером, умение любить актера и понимать природу актерского дарования. Поэтому, например, курсовые работы и дипломные спектакли его мастерской всегда становились событиями».
Следующей работой в кино режиссера Таланкина стала картина «Вступление», которая вышла на экраны в 1962 году. Через несколько лет – «Дневные звезды» (1966).
«Игорь Таланкин - один из ярчайших представителей своего режиссерского поколения, - добавляет Карен Шахназаров. - Он очень полно выразил в своих фильмах философию шестидесятничества: с его фильмами на экран пришел рядовой человек с его нормальными повседневными проблемами. Пришло такое понятие, как гуманизм, - качество, принесшее нашему кино 60-х всемирную славу… «Вступление» - рассказ по прозе Веры Пановой о взрослении, о потребности в понимании и человеческом тепле. «Дневные звезды» - картина, сделанная на материале судьбы и творчества Ольги Берггольц, очень необычная, по тем временам абсолютно новаторская. Художественный метод, использованный в этом фильме, до сих пор остается уникальным. Я могу его назвать продолжением и развитием поэтических традиций Александра Довженко - то, что в дальнейшем, к сожалению, окончательно ушло из нашего кино».
Затем Игорь Таланкин снял двухсерийные ленты «Чайковский» (1970), номинированный на «Оскар» в двух категориях, картины «Отец Сергий» (1970) и «Звездопад» (1981), которые также были удостоены наград на международных фестивалях и вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.
Игорь Таланкин также писал сценарии к своим фильмам. А музыку к ним писал выдающийся российский и советский композитор Альфред Шнитке. Как режиссер, умеющий ценить актерское мастерство, Таланкин всегда собирал в своих фильмах и выдающихся актеров: Аллу Демидову, Иннокентия Смоктуновского, Василия Меркурьева, Сергея Бондарчука, Антонину Шуранову, Ирину Скобцеву, Владислава Стржельчика, Георгия Жженова…
В 1980–1990-е годы выходят фильмы, снятые Игорем Васильевичем совместно с Дмитрием Таланкиным - его сыном, композитором и режиссёром: «Осень, Чертаново…» (1988), «Бесы» (1992), вызвавшие неоднозначную реакцию критики, а также «Незримый путешественник» (1999) – последний фильм режиссера, после чего он целиком посвятил себя педагогической деятельности.
Скончался Игорь Таланкин 24 июля 2010 года на 83-м году жизни. «Я думаю, что истинный вклад Игоря Васильевича Таланкина в наше кино - как айсберг, где взору открыта только верхняя часть: его фильмы. Но не менее важна невидимая часть айсберга, и она огромна - его дар педагога. Это была счастливая судьба не только потому, что она продолжается в его фильмах. Она продолжается в его многочисленных учениках - актерах и режиссерах, которым он дарил сокровища своего опыта, ума и великого таланта - художнического и человеческого», - заключает Карен Шахназаров.
Напоминаем, что вышеуказанные картины Игоря Таланкина, а также сотни других фильмов «Золотой коллекции» «Мосфильма» постоянно доступны для просмотра, бесплатно и без регистрации, в Онлайн-Кинотеатре «Мосфильма» по адресу cinema.mosfilm.ru.
Игорь (настоящее имя – Индустрий) Васильевич Таланкин родился 3 октября 1927 года в Ногинске Московской области. Окончил театрально-музыкальное училище имени А. Глазунова в 1950 году и сразу поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская А. Попова, М. Кнебель), которую окончил в 1955 году, а затем пришел работать на киностудию «Мосфильм». В 1959 году Таланкин оканчивает двухгодичные режиссерские курсы при «Мосфильме» (мастерская Ю. Райзмана).
Дебютом Игоря Таланкина в кинематографе стал художественный фильм «Сережа», снятый им совместно с Георгием Данелия в 1960 году. В фильме снялись звезды советского кино – Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева. Картина имела большой успех у зрителей и была отмечена престижными международными наградами.
«Точность и изобретательность часто ведут к тому, что вы видите в картине режиссерский и операторский пот - вы видите, как много трудился оператор и как старался режиссер. Это плохо. А «Серёжа» смотрится так, будто режиссерам и оператору ничего это все не стоило», - хвалил «первую работу молодых товарищей» Михаил Ромм (интервью для газеты «Советский фильм»).
Уже в 1964 году Игорь Таланкин становится педагогом ВГИКа - руководителем режиссёрско-актёрской мастерской (а с 1976 года – профессором). В интервью «Российской газете» генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров вспоминает о своем учителе так: «К Игорю Васильевичу у меня особенно нежное отношение: он был моим мастером в Институте кинематографии и дал мне в профессии очень многое... Игорь Таланкин был из редкой в кино породы режиссеров актерских. Он окончил ГИТИС и начинал как театральный режиссер. И потом во ВГИКе необыкновенно много давал своим студентам, помогая им постичь принципы работы с актером, умение любить актера и понимать природу актерского дарования. Поэтому, например, курсовые работы и дипломные спектакли его мастерской всегда становились событиями».
Следующей работой в кино режиссера Таланкина стала картина «Вступление», которая вышла на экраны в 1962 году. Через несколько лет – «Дневные звезды» (1966).
«Игорь Таланкин - один из ярчайших представителей своего режиссерского поколения, - добавляет Карен Шахназаров. - Он очень полно выразил в своих фильмах философию шестидесятничества: с его фильмами на экран пришел рядовой человек с его нормальными повседневными проблемами. Пришло такое понятие, как гуманизм, - качество, принесшее нашему кино 60-х всемирную славу… «Вступление» - рассказ по прозе Веры Пановой о взрослении, о потребности в понимании и человеческом тепле. «Дневные звезды» - картина, сделанная на материале судьбы и творчества Ольги Берггольц, очень необычная, по тем временам абсолютно новаторская. Художественный метод, использованный в этом фильме, до сих пор остается уникальным. Я могу его назвать продолжением и развитием поэтических традиций Александра Довженко - то, что в дальнейшем, к сожалению, окончательно ушло из нашего кино».
Затем Игорь Таланкин снял двухсерийные ленты «Чайковский» (1970), номинированный на «Оскар» в двух категориях, картины «Отец Сергий» (1970) и «Звездопад» (1981), которые также были удостоены наград на международных фестивалях и вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.
Игорь Таланкин также писал сценарии к своим фильмам. А музыку к ним писал выдающийся российский и советский композитор Альфред Шнитке. Как режиссер, умеющий ценить актерское мастерство, Таланкин всегда собирал в своих фильмах и выдающихся актеров: Аллу Демидову, Иннокентия Смоктуновского, Василия Меркурьева, Сергея Бондарчука, Антонину Шуранову, Ирину Скобцеву, Владислава Стржельчика, Георгия Жженова…
В 1980–1990-е годы выходят фильмы, снятые Игорем Васильевичем совместно с Дмитрием Таланкиным - его сыном, композитором и режиссёром: «Осень, Чертаново…» (1988), «Бесы» (1992), вызвавшие неоднозначную реакцию критики, а также «Незримый путешественник» (1999) – последний фильм режиссера, после чего он целиком посвятил себя педагогической деятельности.
Скончался Игорь Таланкин 24 июля 2010 года на 83-м году жизни. «Я думаю, что истинный вклад Игоря Васильевича Таланкина в наше кино - как айсберг, где взору открыта только верхняя часть: его фильмы. Но не менее важна невидимая часть айсберга, и она огромна - его дар педагога. Это была счастливая судьба не только потому, что она продолжается в его фильмах. Она продолжается в его многочисленных учениках - актерах и режиссерах, которым он дарил сокровища своего опыта, ума и великого таланта - художнического и человеческого», - заключает Карен Шахназаров.
Напоминаем, что вышеуказанные картины Игоря Таланкина, а также сотни других фильмов «Золотой коллекции» «Мосфильма» постоянно доступны для просмотра, бесплатно и без регистрации, в Онлайн-Кинотеатре «Мосфильма» по адресу cinema.mosfilm.ru.
Комментарии (0)