Редакция Новостей встретилась с гостем из Армении кинорежиссером, сценаристом, продюсером, директором Ереванского международного кинофестиваля «Золотой Абрикос», действительным членом Европейской Киноакадемии Арутюном Хачатряном, который сейчас заканчивает перезапись своей новой картины в ПК «Тонстудия» Киноконцерна «Мосфильм».
РН: Над каким фильмом вы сейчас работаете?
АХ: Фильм называется «Тупик». Об армянах, которые в конце восьмидесятых (очень тяжелые для Армении годы) разъехались по миру в поисках лучшей жизни. Я давно нашел несколько героев и начал набирать киноматериал. В течение двадцати пяти лет их снимал: чем и как живут, что с ними случилось, вернутся ли на родину. И вот сейчас перезапись второго фильма этого проекта. Первый, «Бесконечное бегство», я снимал в России: на Камчатке, в Николаевске-на-Амуре, Хабаровске, Уфе, Москве и в Подмосковье,- и закончил два года назад. Премьера состоялась на Московском кинофестивале, также фильм был представлен на многих других европейских фестивалях, получил несколько призов.
Герой этого фильма выиграл грин-карту и эмигрировал с женой и тремя детьми в США, в Лос-Анджелес (там большая армянская диаспора). Я начал снимать в 89-м году, в 93-ем они уехали, а в этом году только закончил картину. Человек за это время в США практически потерял все - и любовь, и семью. Он остался один. Эта картина на грани документального и игрового кино. Художественный фильм, но с «документальными» людьми. Мои картины достаточно невзрачны, не очень эффектные, но в них - глубокая социология, изучение жизни. Я больше социолог, чем кинорежиссер.
Вопрос эмиграции очень важен для Армении. В стране живут 3.5 миллиона армян, а в мире - 10.5 миллионов. Такая тенденция опасна для нации. Теряется генофонд, и проблема актуальна не только для моей страны. Однако почему-то мы почти не занимаемся данным вопросом, даже искусство редко обращается к нему. А я обеспокоен, поэтому и снимаю об этом кино. Не бывает такого, что нахожу интересный сценарий и решаю снять картину. Я анализирую то, что меня беспокоит, сам составляю сценарий и потом снимаю.
РН: Почему перезапись делаете именно на Киноконцерне?
АХ: Это старая привычка. Мы, старшее поколение кинематографистов, родом из СССР, когда-то работали в Москве, что-то снимали, приезжали учиться на курсы повышения квалификации. Любим «Мосфильм», как наш дом. Когда я был еще ассистентом оператора, мы приезжали в лабораторию, да и по другим делам тоже, с «Мосфильмом» всегда дружили. И все последние годы перезапись здесь делаем. Я привык к этому. Тут друзья и старые знакомые, с ними интереснее работать и общаться, чем с чужими.
РН: Обладая огромным количество наград (последняя, польская, получена только что), можете назвать самую для вас дорогую и памятную?
АХ: Когда снимал короткометражную документальную картину «Конд» про закрытый квартал Еревана, о котором тогда мало кто знал, фильм не приняли, сочли антисоветским и антиармянским, даже не стали делать копию с титрами. Рабочая версия хранилась в ереванской лаборатории, и мы ночью влезли туда через окно и выкрали ее. Повезли картину на киевский кинофестиваль «Молодость», где она получила главный приз. Потом - в Химки на слет молодых кинематографистов, там успех повторился. Савва Кулиш в программе по Первому каналу показал ее и устроил обсуждение. Это было, пожалуй, самым важным для меня: весь Советский Союз узнал обо мне и моей картине, больше никто не смог мешать снимать кино. Это помогло мне остаться в профессии и продолжать свое дело. А других возможностей реализации у меня нет: не пою, не танцую, не пишу. Думаю и выражаюсь на языке кино. Без этих событий наступил бы самый трагичный период в моей жизни. А призы и программа помогли мне состояться как режиссеру.
РН: В интервью «Кино как судьба» вы рассказали, что ваше отношение к собственному фестивалю исходит откуда-то из советских шестидесятых: любите приглашать на фестиваль «Золотой Абрикос» профессионалов - режиссеров и актеров. А вы рассматриваете кинофестиваль как возможность альтернативного проката?
АХ: Хочешь – не хочешь, но большинство фильмов моих друзей, да и моих тоже, не имеют проката. Картины, за которые я получаю по пятнадцать призов, как, например «Граница», в прокат не выходили никогда, но были показаны в более чем в сорока странах - это альтернативный прокат и получается.
Я директор кинофестиваля «Золотой Абрикос». Фильмы, которые мне нравятся, совсем не прокатные. Жаль, конечно, что нет каналов, которые показали бы такие фильмы широкой публике. Да и кинотеатров нет таких. В Ереване, кроме «Золотого Абрикоса», нет другой возможности их реализации. Я очень люблю фестивали, они определенно важны, всегда приглашаю лучших мастеров авторского кино. Это интересный прокат.
РН: А можете выделить самую интересную тему в кино?
АХ: Жизнь! Ничего придумывать не надо, я учу своих студентов смотреть и видеть. Зачем придумывать?! Так много интересного вокруг! Все – интересный сюжет, интересное кино. Некоторые люди подходят ко мне и говорят, что у них нет хорошего сценария, они не могут снимать. Я всегда удивляюсь этому. Взгляд, состояние, атмосфера, образ, взаимоотношения, человек, население, город, страна – темы для изучения, особенно на языке кино.
РН: Что вас лично больше всего трогает на экране как зрителя? Были когда-либо моменты, что во время просмотра вы забывали, что являетесь крутым профессионалом?
АХ: Та правда, которую еще не видел, не понял. Я замечаю больше, чем многие другие люди, когда мне показывают что-то совершенно новое – это самое интересное. В разные годы мне нравились разные фильмы. Не понимаю людей, которые всю жизнь любят одно и то же. В юношестве, просматривая фильмы, осознал, что документальное кино – моя сфера. Игровое кино люблю, но это способ развлечения, всегда смотрю его как зритель. Мне нравится детское кино, детская литература. Когда спрашивают, что обязательно нужно читать, отвечаю, что Библию и детские книги, это очень важно.
После разговора с Арутюном Хачатряном нельзя не согласиться с исследователем армянской духовности и культуры писателем и сценаристом Кимом Бакши, что «армянский народ славен своими упорными творцами, своим созиданием». «Мосфильм» всегда рад встрече и сотрудничеству с кинематографистами из ближнего зарубежья.
Александра Мищенкова
Редакция Новостей
27.10.2015
РН: Над каким фильмом вы сейчас работаете?
АХ: Фильм называется «Тупик». Об армянах, которые в конце восьмидесятых (очень тяжелые для Армении годы) разъехались по миру в поисках лучшей жизни. Я давно нашел несколько героев и начал набирать киноматериал. В течение двадцати пяти лет их снимал: чем и как живут, что с ними случилось, вернутся ли на родину. И вот сейчас перезапись второго фильма этого проекта. Первый, «Бесконечное бегство», я снимал в России: на Камчатке, в Николаевске-на-Амуре, Хабаровске, Уфе, Москве и в Подмосковье,- и закончил два года назад. Премьера состоялась на Московском кинофестивале, также фильм был представлен на многих других европейских фестивалях, получил несколько призов.
Герой этого фильма выиграл грин-карту и эмигрировал с женой и тремя детьми в США, в Лос-Анджелес (там большая армянская диаспора). Я начал снимать в 89-м году, в 93-ем они уехали, а в этом году только закончил картину. Человек за это время в США практически потерял все - и любовь, и семью. Он остался один. Эта картина на грани документального и игрового кино. Художественный фильм, но с «документальными» людьми. Мои картины достаточно невзрачны, не очень эффектные, но в них - глубокая социология, изучение жизни. Я больше социолог, чем кинорежиссер.
Вопрос эмиграции очень важен для Армении. В стране живут 3.5 миллиона армян, а в мире - 10.5 миллионов. Такая тенденция опасна для нации. Теряется генофонд, и проблема актуальна не только для моей страны. Однако почему-то мы почти не занимаемся данным вопросом, даже искусство редко обращается к нему. А я обеспокоен, поэтому и снимаю об этом кино. Не бывает такого, что нахожу интересный сценарий и решаю снять картину. Я анализирую то, что меня беспокоит, сам составляю сценарий и потом снимаю.
РН: Почему перезапись делаете именно на Киноконцерне?
АХ: Это старая привычка. Мы, старшее поколение кинематографистов, родом из СССР, когда-то работали в Москве, что-то снимали, приезжали учиться на курсы повышения квалификации. Любим «Мосфильм», как наш дом. Когда я был еще ассистентом оператора, мы приезжали в лабораторию, да и по другим делам тоже, с «Мосфильмом» всегда дружили. И все последние годы перезапись здесь делаем. Я привык к этому. Тут друзья и старые знакомые, с ними интереснее работать и общаться, чем с чужими.
РН: Обладая огромным количество наград (последняя, польская, получена только что), можете назвать самую для вас дорогую и памятную?
АХ: Когда снимал короткометражную документальную картину «Конд» про закрытый квартал Еревана, о котором тогда мало кто знал, фильм не приняли, сочли антисоветским и антиармянским, даже не стали делать копию с титрами. Рабочая версия хранилась в ереванской лаборатории, и мы ночью влезли туда через окно и выкрали ее. Повезли картину на киевский кинофестиваль «Молодость», где она получила главный приз. Потом - в Химки на слет молодых кинематографистов, там успех повторился. Савва Кулиш в программе по Первому каналу показал ее и устроил обсуждение. Это было, пожалуй, самым важным для меня: весь Советский Союз узнал обо мне и моей картине, больше никто не смог мешать снимать кино. Это помогло мне остаться в профессии и продолжать свое дело. А других возможностей реализации у меня нет: не пою, не танцую, не пишу. Думаю и выражаюсь на языке кино. Без этих событий наступил бы самый трагичный период в моей жизни. А призы и программа помогли мне состояться как режиссеру.
РН: В интервью «Кино как судьба» вы рассказали, что ваше отношение к собственному фестивалю исходит откуда-то из советских шестидесятых: любите приглашать на фестиваль «Золотой Абрикос» профессионалов - режиссеров и актеров. А вы рассматриваете кинофестиваль как возможность альтернативного проката?
АХ: Хочешь – не хочешь, но большинство фильмов моих друзей, да и моих тоже, не имеют проката. Картины, за которые я получаю по пятнадцать призов, как, например «Граница», в прокат не выходили никогда, но были показаны в более чем в сорока странах - это альтернативный прокат и получается.
Я директор кинофестиваля «Золотой Абрикос». Фильмы, которые мне нравятся, совсем не прокатные. Жаль, конечно, что нет каналов, которые показали бы такие фильмы широкой публике. Да и кинотеатров нет таких. В Ереване, кроме «Золотого Абрикоса», нет другой возможности их реализации. Я очень люблю фестивали, они определенно важны, всегда приглашаю лучших мастеров авторского кино. Это интересный прокат.
РН: А можете выделить самую интересную тему в кино?
АХ: Жизнь! Ничего придумывать не надо, я учу своих студентов смотреть и видеть. Зачем придумывать?! Так много интересного вокруг! Все – интересный сюжет, интересное кино. Некоторые люди подходят ко мне и говорят, что у них нет хорошего сценария, они не могут снимать. Я всегда удивляюсь этому. Взгляд, состояние, атмосфера, образ, взаимоотношения, человек, население, город, страна – темы для изучения, особенно на языке кино.
РН: Что вас лично больше всего трогает на экране как зрителя? Были когда-либо моменты, что во время просмотра вы забывали, что являетесь крутым профессионалом?
АХ: Та правда, которую еще не видел, не понял. Я замечаю больше, чем многие другие люди, когда мне показывают что-то совершенно новое – это самое интересное. В разные годы мне нравились разные фильмы. Не понимаю людей, которые всю жизнь любят одно и то же. В юношестве, просматривая фильмы, осознал, что документальное кино – моя сфера. Игровое кино люблю, но это способ развлечения, всегда смотрю его как зритель. Мне нравится детское кино, детская литература. Когда спрашивают, что обязательно нужно читать, отвечаю, что Библию и детские книги, это очень важно.
После разговора с Арутюном Хачатряном нельзя не согласиться с исследователем армянской духовности и культуры писателем и сценаристом Кимом Бакши, что «армянский народ славен своими упорными творцами, своим созиданием». «Мосфильм» всегда рад встрече и сотрудничеству с кинематографистами из ближнего зарубежья.
Александра Мищенкова
Редакция Новостей
27.10.2015
Комментарии (0)