В 2012 году юбилей отмечает картина «Семь нянек», которой исполняется ровно полвека. О замысле этой веселой комедии (первой в фильмографии режиссера) и том, как она создавалась, рассказывает на страницах газеты «Советский фильм» режиссер, актер и сценарист Ролан Быков.
Как и положено классике, с течением времени фильм «Семь нянек» только доказал свою ценность, оставаясь популярным и любимым зрителями разных поколений. Кто-то вспомнит Советский Союз пятидесятых, а молодежь окунется с экрана в атмосферу совсем другой эпохи, которую не застала в реальности...
У семи нянек, как гласит пословица, дитя без присмотра. Так и случилось поначалу в молодежной бригаде часового завода, которая взяла на воспитание трудного подростка Афанасия Полосухина.
Врожденные актерские данные паренька помогают ему довольно успешно водить своих «опекунов» за нос, ставить в смешное положение, доводя почти до отчаяния. В этом фильме с блеском раскрылся режиссерский талант молодого Ролана Быкова.
Главную роль исполняет юный Семён Морозов (это его третья роль в кино), а также Владимир Ивашов, Валентин Буров, Вера Майорова, Микаэла Дроздовская, Рина Зелёная, Зиновий Гердт и другие актеры.
Смотрите «Семь нянек» в Онлайн-Кинотеатре «Мосфильма» cinema.mosfilm.ru и сотни других картин «Золотой коллекции» «Мосфильма» бесплатно и без регистрации!

Сценарий Ю. Дунского и В. Фрида «Семь нянек» был очень хорошо встречен в объединении. Всем понравилась забавная и добрая история маленького плута и его семи наставников. Но меня, в первую очередь, привлекал центральный образ - Афанасий Полосухин. Афанасий не просто плут, он обманывает совершенно определенным и, я бы сказал, чрезвычайно современным способом: он спекулирует на доброте и гуманности нашего общества. Основной «ход» маленького обманщика — игра в «идейность», в рост своей сознательности, в собственное перевоспитание. И тут он проявляет максимум опыта и умения, беря на вооружение литературный, нравственный и общественный шаблон. Как избитую популярную мелодию исполняет он роль человека, мгновенно перековавшегося, решившего «доказать трудом», ставшего вдруг пытливым и "осознавшего" глубокую необходимость гигиены. Выполняя полную программу шаблона перевоспитания, он начинает «задумываться над жизнью» и смиренно просит разъяснить ему прописную истину, правильно ли он рассуждает, что «ученье свет, а неученье - тьма».
Семь «нянек», семь чистых и добрых сердец, семеро очень молодых людей оказались втянутыми в эту не очень новую игру.
При обсуждении сценария иногда возникали попытки «обвинить» бригаду в глупости. Конечно, это неверно. Глупыми они могут показаться только с точки зрения обывателя, считающего любого бесхитростного и бескорыстного человека глупцом. Слекуляция на общественном добре и использование шаблонов одурачивают подчас людей более взрослых и более зрелых, да, может быть, и в гораздо больших масштабах. А наши семь «нянек» - ребята еще очень молодые, и не удивительно, что они приняли подделку за чистую монету.
Решение темы Афанасия, в результате обманувшего только самого себя, кажется мне достоверным и по-человечески трогательным. А то, что побежденные его обманом «няньки», оказались победителями, представляется мне очень верным. Так возник замысел этой истории, как истории "семи белоснежек и одного гнома", возникло желание рассказать ее в несколько приподнятой, условной и чуть-чуть эксцентричной манере. У нас было много споров о замысле и решении фильма. Некоторые решительно стояли за бытовую интонацию, считая, что иначе уйдет из фильма его человеческая глубина; кое-кому даже хотелось, чтобы в фильме с особой силой прозвучал психологический драматизм истории «трудного» подростка. Сколь ни заманчивой была эта идея, мне казалось, что в таком случае вместо углубленного драматизма в материале начнет звучать унылая интонация нравоучительности, которую потом пришлось бы просто убирать. Во всех отношениях огромную помощь оказало нам объединение. Критика и предложения М. И. Ромма, кропотливая, глубокая работа, которую с нами провел Ю. Я. Райзман в самый трудный момент создания картины, помогли нам встать на правильный путь. А условная интонация, приподнятость и праздничность, свойственные несколько эксцентрической манере, сделали эту историю, как мне кажется, более правдоподобной и создали необходимое для нее настроение.
Первые просмотры фильма показали, что зритель рад встрече с Афанасием и семью членами бригады. Мы понимаем, что зритель, конечно, очень любит комедии и потому весьма снисходителен к нам. Но та благодарность зрителей, с который мы встретились на первых просмотрах, радует нас и волнует.
Об игре актеров мне сейчас писать очень трудно. В картине в основном была занята молодежь. Люди эти мне глубоко симпатичны и, с моей точки зрения, делали все, чтобы фильм получился как можно лучше. Большое удовольствие доставила мне работа с Таней Надеждиной, Володей Ивашовым, Валентином Буровым и другими. Актеры старшего поколения в этой картине не играли центральных ролей, но каждый приносил свое чувство, свой талант, создавая общий уровень актерского исполнения в картине. И я чрезвычайно благодарен А. Грибову, В. Хохрякову, В. Зубкову, 3. Герду и другим артистам, снявшимся в этой картине.
Исполнителя роли Афанасия мы искали долго. Поиски были мучительными. Сначала мы искали героя среди актерской молодежи. И это было совершенно естественно. Дети — замечательные артисты, но только до какого-то определенного возраста. Становясь подростками, они теряют непосредственность. Сам образ Афанасия, который все время говорит одно, делает другое, а думает о третьем, требует от исполнителя самого настоящего мастерства, глубины, разнообразия красок. И я был в большом унынии, когда, перепробовав более десяти молодых актеров, истратив всю полагающуюся на пробы пленку и намного сверх того, понял, что все надо начинать сначала и искать героя среди подростков. Семьсот человек пересмотрела наша группа, около пятидесяти человек репетировали роль Афанасия. В результате мы остановились на московском школьнике Сене Морозове. Работа была трудной, подчас изнурительной для всех нас и для него самого. Не все верили в успех молодого исполнителя, были моменты полного отчаяния. Но мне кажется, что выбор оказался верным. И мы теперь с удовольствием слушаем, как хвалят нашего Афоню - Морозова, в которого каждый из нас вложил много сил и внимания.
В группе у нас было шумно. Комедия дело жаркое, народ подобрался горячий. Г. А. Солуянов, наш второй режиссер и мосфильмовский старожил, меня утешал: «Это что! Бывает, что дерутся». До драк, правда, дело не доходило, но, откровенно говоря, иногда хотелось драться. Хотя в конце концов у меня сложилось убеждение, что мне, режиссеру, впервые снимающему картину, повезло с составом группы. Повезло на директора - Н. Поляк оказался именно таким, каким должен быть директор у режиссера, впервые снимающего картину. Он был в меру жёсток и в то же время умел доверять. У меня доверие к нему было полное, и с ним я чувствовал себя уверенно. С оператором П. Сатуновским мы не сразу нашли общий язык, но теперь мы с удивлением замечаем, как в итоге выросло у нас друг к другу чувство симпатии и творческой дружбы. Я многое узнал от него, за что не могу не быть признательным. Наш редактор М. Рооз искренне любила картину, помощь ее в работе была очень серьезной и подчас выходила за рамки просто редакторской помощи. А монтажер М. Ренкова на самом узком для меня месте — монтаже — стала незаменимой помощницей. С. Нерезко, Л. Кельштейн, И. Должиков и многие другие работали с настоящей творческой отдачей. Вообще я должен сказать, что был окружен серьезным вниманием на студии, и мне сейчас трудно даже просто перечислить тех, кто помог мне делом, добрым словом, советом.
Я встретился в Третьем творческом объединении с настоящим и принципиальным доверием к творчеству молодого режиссера. Это доверие удесятеряет силы, но оно и обязывает. И, наверное много еще придется потрудиться, чтобы его оправдать. Скоро наша картина выйдет на экран. Мы все с волнением будем ожидать этого момента, и мне хочется поблагодарить всех, кто помог нам в работе.
Ролан БЫКОВ, режиссер
"Советский экран", 9 августа 1962 г.
Анна Живова
01.10.2012
Как и положено классике, с течением времени фильм «Семь нянек» только доказал свою ценность, оставаясь популярным и любимым зрителями разных поколений. Кто-то вспомнит Советский Союз пятидесятых, а молодежь окунется с экрана в атмосферу совсем другой эпохи, которую не застала в реальности...
У семи нянек, как гласит пословица, дитя без присмотра. Так и случилось поначалу в молодежной бригаде часового завода, которая взяла на воспитание трудного подростка Афанасия Полосухина.
Врожденные актерские данные паренька помогают ему довольно успешно водить своих «опекунов» за нос, ставить в смешное положение, доводя почти до отчаяния. В этом фильме с блеском раскрылся режиссерский талант молодого Ролана Быкова.
Главную роль исполняет юный Семён Морозов (это его третья роль в кино), а также Владимир Ивашов, Валентин Буров, Вера Майорова, Микаэла Дроздовская, Рина Зелёная, Зиновий Гердт и другие актеры.
Смотрите «Семь нянек» в Онлайн-Кинотеатре «Мосфильма» cinema.mosfilm.ru и сотни других картин «Золотой коллекции» «Мосфильма» бесплатно и без регистрации!

Семь белоснежек и один гном

Семь «нянек», семь чистых и добрых сердец, семеро очень молодых людей оказались втянутыми в эту не очень новую игру.
При обсуждении сценария иногда возникали попытки «обвинить» бригаду в глупости. Конечно, это неверно. Глупыми они могут показаться только с точки зрения обывателя, считающего любого бесхитростного и бескорыстного человека глупцом. Слекуляция на общественном добре и использование шаблонов одурачивают подчас людей более взрослых и более зрелых, да, может быть, и в гораздо больших масштабах. А наши семь «нянек» - ребята еще очень молодые, и не удивительно, что они приняли подделку за чистую монету.
Решение темы Афанасия, в результате обманувшего только самого себя, кажется мне достоверным и по-человечески трогательным. А то, что побежденные его обманом «няньки», оказались победителями, представляется мне очень верным. Так возник замысел этой истории, как истории "семи белоснежек и одного гнома", возникло желание рассказать ее в несколько приподнятой, условной и чуть-чуть эксцентричной манере. У нас было много споров о замысле и решении фильма. Некоторые решительно стояли за бытовую интонацию, считая, что иначе уйдет из фильма его человеческая глубина; кое-кому даже хотелось, чтобы в фильме с особой силой прозвучал психологический драматизм истории «трудного» подростка. Сколь ни заманчивой была эта идея, мне казалось, что в таком случае вместо углубленного драматизма в материале начнет звучать унылая интонация нравоучительности, которую потом пришлось бы просто убирать. Во всех отношениях огромную помощь оказало нам объединение. Критика и предложения М. И. Ромма, кропотливая, глубокая работа, которую с нами провел Ю. Я. Райзман в самый трудный момент создания картины, помогли нам встать на правильный путь. А условная интонация, приподнятость и праздничность, свойственные несколько эксцентрической манере, сделали эту историю, как мне кажется, более правдоподобной и создали необходимое для нее настроение.
Первые просмотры фильма показали, что зритель рад встрече с Афанасием и семью членами бригады. Мы понимаем, что зритель, конечно, очень любит комедии и потому весьма снисходителен к нам. Но та благодарность зрителей, с который мы встретились на первых просмотрах, радует нас и волнует.
Об игре актеров мне сейчас писать очень трудно. В картине в основном была занята молодежь. Люди эти мне глубоко симпатичны и, с моей точки зрения, делали все, чтобы фильм получился как можно лучше. Большое удовольствие доставила мне работа с Таней Надеждиной, Володей Ивашовым, Валентином Буровым и другими. Актеры старшего поколения в этой картине не играли центральных ролей, но каждый приносил свое чувство, свой талант, создавая общий уровень актерского исполнения в картине. И я чрезвычайно благодарен А. Грибову, В. Хохрякову, В. Зубкову, 3. Герду и другим артистам, снявшимся в этой картине.
Исполнителя роли Афанасия мы искали долго. Поиски были мучительными. Сначала мы искали героя среди актерской молодежи. И это было совершенно естественно. Дети — замечательные артисты, но только до какого-то определенного возраста. Становясь подростками, они теряют непосредственность. Сам образ Афанасия, который все время говорит одно, делает другое, а думает о третьем, требует от исполнителя самого настоящего мастерства, глубины, разнообразия красок. И я был в большом унынии, когда, перепробовав более десяти молодых актеров, истратив всю полагающуюся на пробы пленку и намного сверх того, понял, что все надо начинать сначала и искать героя среди подростков. Семьсот человек пересмотрела наша группа, около пятидесяти человек репетировали роль Афанасия. В результате мы остановились на московском школьнике Сене Морозове. Работа была трудной, подчас изнурительной для всех нас и для него самого. Не все верили в успех молодого исполнителя, были моменты полного отчаяния. Но мне кажется, что выбор оказался верным. И мы теперь с удовольствием слушаем, как хвалят нашего Афоню - Морозова, в которого каждый из нас вложил много сил и внимания.
В группе у нас было шумно. Комедия дело жаркое, народ подобрался горячий. Г. А. Солуянов, наш второй режиссер и мосфильмовский старожил, меня утешал: «Это что! Бывает, что дерутся». До драк, правда, дело не доходило, но, откровенно говоря, иногда хотелось драться. Хотя в конце концов у меня сложилось убеждение, что мне, режиссеру, впервые снимающему картину, повезло с составом группы. Повезло на директора - Н. Поляк оказался именно таким, каким должен быть директор у режиссера, впервые снимающего картину. Он был в меру жёсток и в то же время умел доверять. У меня доверие к нему было полное, и с ним я чувствовал себя уверенно. С оператором П. Сатуновским мы не сразу нашли общий язык, но теперь мы с удивлением замечаем, как в итоге выросло у нас друг к другу чувство симпатии и творческой дружбы. Я многое узнал от него, за что не могу не быть признательным. Наш редактор М. Рооз искренне любила картину, помощь ее в работе была очень серьезной и подчас выходила за рамки просто редакторской помощи. А монтажер М. Ренкова на самом узком для меня месте — монтаже — стала незаменимой помощницей. С. Нерезко, Л. Кельштейн, И. Должиков и многие другие работали с настоящей творческой отдачей. Вообще я должен сказать, что был окружен серьезным вниманием на студии, и мне сейчас трудно даже просто перечислить тех, кто помог мне делом, добрым словом, советом.
Я встретился в Третьем творческом объединении с настоящим и принципиальным доверием к творчеству молодого режиссера. Это доверие удесятеряет силы, но оно и обязывает. И, наверное много еще придется потрудиться, чтобы его оправдать. Скоро наша картина выйдет на экран. Мы все с волнением будем ожидать этого момента, и мне хочется поблагодарить всех, кто помог нам в работе.
Ролан БЫКОВ, режиссер
"Советский экран", 9 августа 1962 г.
Анна Живова
01.10.2012
Комментарии (0)