Сейчас на «Мосфильме» завершается реставрация одной из самых известных картин Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Это не первый киношедевр, восстановленный специалистами Киноконцерна. «Мосфильм» давно реставрирует классические фильмы, на общероссийском уровне проблемы сохранения отечественного кинонаследия только начинают обсуждаться. О важности реставрации и достижениях студии на этом поприще рассказывает заместитель Генерального директора Киноконцерна «Мосфильм» СВЕТЛАНА ПЫЛЕВА.
Светлана Станиславовна, насколько актуальна тема оцифровки и реставрации фильмов на сегодняшний день?
До недавнего времени, как Вы знаете, все картины снимались на пленку и потом хранились на пленочных носителях. Сейчас век цифрового телевидения и интернета, в мире быстрыми темпами развиваются новые кинотехнологии, что требует принципиально другого подхода к качеству исходных материалов. Если не заниматься реставрацией и оцифровкой сегодня, через несколько лет наши «старые» фильмы, многие из которых вошли в классику мирового кинематографа, нельзя будет увидеть на экране, в цифровых кинозалах или на носителях домашнего видео нового поколения. Поэтому мы все время работаем с нашим фильмофондом: что-то реставрируем, что-то переводим в hd-качество. «Мосфильм» на протяжении нескольких лет реализует программу по реставрации и переводу фильмов на цифровые носители. Требования к контенту уже совершенно другие, приходится им соответствовать.
Сколько картин оцифровано и отреставрировано за это время?
Порядка 70 фильмов оцифровано и отреставрировано на сегодняшний день. Это примерно 5-10 картин в год. Своими силами нам больше и не сделать. Реставрация - это очень долгий и дорогостоящий процесс. С материалами работают специалисты «Тонстудии», «Телекино», группа компьютерной графики – «Мосфильм» как киноконцерн в целом. Сначала изображение сканируется, каждый кадр вручную чиститься, стабилизируется, восстанавливается фонограмма... Это большие трудовые затраты, речь идет даже не сотнях тысяч, а о миллионах рублей. Совершенно очевидно, что без поддержки государства невозможно реализовать столь масштабный проект. В марте этого года на «Мосфильме» прошло заседание Правительственного совета по развитию отечественного кинематографа во главе с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. Оно как раз и было посвящено обеспечению сохранности советского Госфильмофонда - классики отечественного кино.
Какими принципами Вы руководствуетесь, когда решаете, какие фильмы будут отреставрированы в этом году?
Есть некоторая очередность, но она очень условна. Пять лет назад, когда работа только начиналась, мы исходили из принципа наличия материалов. С этим много проблем: в идеале восстанавливать исходный материал нужно с оригинального носителя – негатива. Он хранится в Госфильмофонде в единственном числе, и это такая хрупкая вещь, что вывезти ее совершенно невозможно, поэтому мы вынуждены заказывать позитивную пленку и потом сканировать ее. Есть фильмы, которые и в Госфильмофонде хранятся в очень плохом качестве. Когда мы реставрировали фильм «Война и мир» Сергея Бондарчука, где только не приходилось искать материалы! Это была одна из первых наших реставраций, и в общей сложности она заняла, наверное, полгода. То же повторилось с фильмом Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни»: найти материалы оказалось очень сложно, и реставрация постоянно сдвигалась. Фильм Евгения Карелова «Дети Дон-Кихота» очень часто спрашивают каналы, но, как мы ни старались сделать хоть что-то, реставрация оказалась невозможной, там тоже очень плохой съемочный носитель. Сейчас ведущий принцип отбора фильмов – их востребованность. Мы реставрируем наиболее популярные, наиболее рейтинговые и чаще других запрашиваемые телеканалами картинами. Говорить о принципе художественной ценности несколько неправильно, конечно, фильмы, признанные классикой отечественного кино, - это картины первой очереди, но ценно все кинонаследие, все творческие произведения.
Как происходит работа с телеканалами?
На данный момент оцифровка и реставрация ведутся, прежде всего, для телевидения. Мы заботимся о качестве материалов, которые передаются телеканалам, поэтому, как только у нас появляется копия лучшего качества, мы сразу же передаем ее в Мосфильмофонд. Специалисты нашего Телевизионного отдела за этим также следят. Появляется, например, программа, заявленная на следующей неделе, они смотрят, есть ли в ней наши фильмы, и если вдруг в Мосфильмофонде есть Betacam Digital, HDCAM или отреставрированной материал на другом цифровом носителе, то они связываются с каналом и предлагают заменить материал. Естественно обращаются и сами телеканалы. Они хранят фильмовые материалы на Betacam, но носители со временем изнашиваются, а требования к передаваемому сигналу возрастают, поэтому они иногда звонят и просят более современный носитель. Это все ежедневная работа.
Но ведь еще не все каналы перешли на формат высокого разрешения…
«Первый канал» и «Россия» уже начали вещание в HD-формате. Правительство наметило переход страны на цифровое телевещание к 2016 году. Уже есть телевизоры, которые способны воспроизводить HD-сигнал, а материалов, в общем-то, нет. Фильмофонды, киноколлекции… - нельзя же выкинуть целый пласт культуры. Простая оцифровка в этом случае ничего не даст: качество все равно будет плохое и для целей цифрового телевидения не подойдет. Для реставрации нужны материалы и, что сложнее всего, специалисты. Поэтому сейчас эту работу делает только Госфильмофонд и «Мосфильм».
О технологической стороне процесса читайте в нашем следующем интервью с Главным инженером Киноконцерна "Мосфильм" Игорем Львовичем Богдасаровым.
29.09.2014
Светлана Станиславовна, насколько актуальна тема оцифровки и реставрации фильмов на сегодняшний день?
До недавнего времени, как Вы знаете, все картины снимались на пленку и потом хранились на пленочных носителях. Сейчас век цифрового телевидения и интернета, в мире быстрыми темпами развиваются новые кинотехнологии, что требует принципиально другого подхода к качеству исходных материалов. Если не заниматься реставрацией и оцифровкой сегодня, через несколько лет наши «старые» фильмы, многие из которых вошли в классику мирового кинематографа, нельзя будет увидеть на экране, в цифровых кинозалах или на носителях домашнего видео нового поколения. Поэтому мы все время работаем с нашим фильмофондом: что-то реставрируем, что-то переводим в hd-качество. «Мосфильм» на протяжении нескольких лет реализует программу по реставрации и переводу фильмов на цифровые носители. Требования к контенту уже совершенно другие, приходится им соответствовать.
Сколько картин оцифровано и отреставрировано за это время?
Порядка 70 фильмов оцифровано и отреставрировано на сегодняшний день. Это примерно 5-10 картин в год. Своими силами нам больше и не сделать. Реставрация - это очень долгий и дорогостоящий процесс. С материалами работают специалисты «Тонстудии», «Телекино», группа компьютерной графики – «Мосфильм» как киноконцерн в целом. Сначала изображение сканируется, каждый кадр вручную чиститься, стабилизируется, восстанавливается фонограмма... Это большие трудовые затраты, речь идет даже не сотнях тысяч, а о миллионах рублей. Совершенно очевидно, что без поддержки государства невозможно реализовать столь масштабный проект. В марте этого года на «Мосфильме» прошло заседание Правительственного совета по развитию отечественного кинематографа во главе с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. Оно как раз и было посвящено обеспечению сохранности советского Госфильмофонда - классики отечественного кино.
Какими принципами Вы руководствуетесь, когда решаете, какие фильмы будут отреставрированы в этом году?
Есть некоторая очередность, но она очень условна. Пять лет назад, когда работа только начиналась, мы исходили из принципа наличия материалов. С этим много проблем: в идеале восстанавливать исходный материал нужно с оригинального носителя – негатива. Он хранится в Госфильмофонде в единственном числе, и это такая хрупкая вещь, что вывезти ее совершенно невозможно, поэтому мы вынуждены заказывать позитивную пленку и потом сканировать ее. Есть фильмы, которые и в Госфильмофонде хранятся в очень плохом качестве. Когда мы реставрировали фильм «Война и мир» Сергея Бондарчука, где только не приходилось искать материалы! Это была одна из первых наших реставраций, и в общей сложности она заняла, наверное, полгода. То же повторилось с фильмом Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни»: найти материалы оказалось очень сложно, и реставрация постоянно сдвигалась. Фильм Евгения Карелова «Дети Дон-Кихота» очень часто спрашивают каналы, но, как мы ни старались сделать хоть что-то, реставрация оказалась невозможной, там тоже очень плохой съемочный носитель. Сейчас ведущий принцип отбора фильмов – их востребованность. Мы реставрируем наиболее популярные, наиболее рейтинговые и чаще других запрашиваемые телеканалами картинами. Говорить о принципе художественной ценности несколько неправильно, конечно, фильмы, признанные классикой отечественного кино, - это картины первой очереди, но ценно все кинонаследие, все творческие произведения.
Как происходит работа с телеканалами?
На данный момент оцифровка и реставрация ведутся, прежде всего, для телевидения. Мы заботимся о качестве материалов, которые передаются телеканалам, поэтому, как только у нас появляется копия лучшего качества, мы сразу же передаем ее в Мосфильмофонд. Специалисты нашего Телевизионного отдела за этим также следят. Появляется, например, программа, заявленная на следующей неделе, они смотрят, есть ли в ней наши фильмы, и если вдруг в Мосфильмофонде есть Betacam Digital, HDCAM или отреставрированной материал на другом цифровом носителе, то они связываются с каналом и предлагают заменить материал. Естественно обращаются и сами телеканалы. Они хранят фильмовые материалы на Betacam, но носители со временем изнашиваются, а требования к передаваемому сигналу возрастают, поэтому они иногда звонят и просят более современный носитель. Это все ежедневная работа.
Но ведь еще не все каналы перешли на формат высокого разрешения…
«Первый канал» и «Россия» уже начали вещание в HD-формате. Правительство наметило переход страны на цифровое телевещание к 2016 году. Уже есть телевизоры, которые способны воспроизводить HD-сигнал, а материалов, в общем-то, нет. Фильмофонды, киноколлекции… - нельзя же выкинуть целый пласт культуры. Простая оцифровка в этом случае ничего не даст: качество все равно будет плохое и для целей цифрового телевидения не подойдет. Для реставрации нужны материалы и, что сложнее всего, специалисты. Поэтому сейчас эту работу делает только Госфильмофонд и «Мосфильм».
О технологической стороне процесса читайте в нашем следующем интервью с Главным инженером Киноконцерна "Мосфильм" Игорем Львовичем Богдасаровым.
29.09.2014
Комментарии (0)