Информационный центр «Мосфильм-Инфо» - одна из самых необычных кинобиблиотек, о ее работе рассказывает руководитель центра ГАЯНЭ АМБАРЦУМЯН.
Гаянэ Ромэновна, чем занимается Информационный центр «Мосфильм-Инфо»?
«Мосфильм-Инфо» условно можно разделить на несколько секций. Прежде всего, это музейные фонды, в которых собрана вся история киностудии «Мосфильм»: фотографии рабочих моментов со съемок, кадры из фильмов, монтажные листы и другая документация. Это огромный фонд, с которым работают все российские массмедиа: начиная от газет и журналов, заканчивая телевидением. В центр также входят видеотека и так называемая производственная библиотека.
Чем библиотека «Мосфильма» отличается от привычных городских библиотек?
Производственная библиотека была создана более 60 лет назад. Изначально ставилась задача не просто помочь читателям найти ту или иную книгу, как это делают в любой другой библиотеке, но облегчить жизнь творческому составу съемочных групп в подборе изобразительного, справочного, культурологического материала при работе над фильмом. Словом, художникам, режиссерам и сценаристам не нужно самим идти в библиотеку, и тратить там массу времени. Представьте, вы приходите, чтобы найти информацию о костюмах горничных. Это невозможно сделать в какой-либо другой библиотеке, ни в каком другом каталоге нет рубрикатора, посвященного данной теме. Производственная библиотека «Мосфильма» была создана именно для таких случаев, чтобы члены съемочной группы могли просто прийти и сформулировать запрос, а сотрудники его сами обработали.
Можно несколько слов о самом фонде?
За годы работы собран гигантский книжный, журнальный и газетный фонд. У нас хранится великолепный справочно-иллюстративный материал, уникальные энциклопедии, книги по истории искусства и мира... Мы комплектуем не только то, что связано с кинопроизводством, в большей степени это материалы, которые могут помочь сценаристам, художникам, ассистентам по реквизиту, гримерам воссоздать на экране время, все его особенности и бытовые мелочи. Чтобы точно попасть в эпоху, необходимо увидеть исторический прототип, а то иногда получается, что в кадре костюм середины XIX века, а мебель начала века. Мы стараемся помочь сделать картину исторически достоверной.
Каким образом происходит поиск?
Особенность нашего каталога в том, что он систематизирован не просто, как обычное библиотечное хранение, а с подробным описанием иллюстраций. При необходимости мы можем и книги выдать, но что гораздо ценнее - быстро подобрать изобразительный материал. Мы подходим к нашей уникальной картотеке и ищем, в каких книгах встречаются те же костюмы горничных. В поисковой системе указано, какое изображение на какой странице и в какой книге находится. Как правило, их можно найти в абсолютно разных по тематике книгах, костюм горничной, например, в книге по истории Москвы. В любом случае все необходимые издания мы положим на стол художнику с закладкой на нужной странице, и при необходимости он тут же – на месте – сделает копию. Все темы дополнительно продублированы изотекой: фотографии, вырезки, небольшие буклеты – точно также систематизированы по всем возможным темам. Поэтому дополнительно к книгам выдается уже готовая подборка фотографий, которая нам уже когда-то встречалась, и мы ее сохранили.
Смотрят ли художники-постановщики старые фильмы, чтобы почерпнуть какие-то детали для себя?
Видеотека - наиболее молодая часть нашего фонда. Мы собираем классику мирового кино, мосфильмовские картины разных лет и документальные фильмы по многим эпохам. Но художники, как правило, не любят хроникальный материал, предпочитают фотографии, которые можно переснять. Видеоматериал, конечно, помогает составить общее представление, но фотография - более прикладная вещь, им с ней проще работать.
Получается, ваша работа существенно упрощает подготовительный период?
Раньше, когда подготовительный период был длительный, можно было работать не спеша. Сейчас художники работают в крайне сжатые сроки: дают заявку, убегают, а на следующий день работают в центре час, может быть, два. За это время они получают всю необходимую информацию по своему запросу и готовят следующий. Это значительно ускоряет их работу над картиной. Те художники, которые хоть раз воспользовались нашими услугами, приходят снова, особенно если речь идет об исторической картине. Сценаристы, например, обращаются, если им нужно описать нечто, чего они не знают, скажем, производство XIX века. Совсем недавно мы искали, как выглядела приемная в больнице XIX века, и как собственно происходил прием пациента, это мы выискивали в истории медицины.
Вы говорили, что библиотеке 60 лет. Повлияли ли на ее работу новые технологии, появившиеся в последнее время?
Наш каталог уже переведен в электронный вид, а в последнее время сканируется и перефотографируются изображения, таким образом создается еще и цифровая изотека. Что касается интернета, это инструмент, с которым нужно обращаться очень осторожно: либо нужно заходить на очень качественные, исторически выверенные сайты, быть крупным специалистом, хорошо понимающим определенную эпоху, либо можно совершить ошибку. Картинку могут просто неправильно подписать, мы с этим сталкивались. Хотя сотрудники «Мосфильм-Инфо» тоже пользуются интернетом, но мы уже имеем большой опыт работы в сети и, если предоставляем информацию из интернета, она всегда подтверждена и проверена.
23.09.2014
Гаянэ Ромэновна, чем занимается Информационный центр «Мосфильм-Инфо»?
«Мосфильм-Инфо» условно можно разделить на несколько секций. Прежде всего, это музейные фонды, в которых собрана вся история киностудии «Мосфильм»: фотографии рабочих моментов со съемок, кадры из фильмов, монтажные листы и другая документация. Это огромный фонд, с которым работают все российские массмедиа: начиная от газет и журналов, заканчивая телевидением. В центр также входят видеотека и так называемая производственная библиотека.
Чем библиотека «Мосфильма» отличается от привычных городских библиотек?
Производственная библиотека была создана более 60 лет назад. Изначально ставилась задача не просто помочь читателям найти ту или иную книгу, как это делают в любой другой библиотеке, но облегчить жизнь творческому составу съемочных групп в подборе изобразительного, справочного, культурологического материала при работе над фильмом. Словом, художникам, режиссерам и сценаристам не нужно самим идти в библиотеку, и тратить там массу времени. Представьте, вы приходите, чтобы найти информацию о костюмах горничных. Это невозможно сделать в какой-либо другой библиотеке, ни в каком другом каталоге нет рубрикатора, посвященного данной теме. Производственная библиотека «Мосфильма» была создана именно для таких случаев, чтобы члены съемочной группы могли просто прийти и сформулировать запрос, а сотрудники его сами обработали.
Можно несколько слов о самом фонде?
За годы работы собран гигантский книжный, журнальный и газетный фонд. У нас хранится великолепный справочно-иллюстративный материал, уникальные энциклопедии, книги по истории искусства и мира... Мы комплектуем не только то, что связано с кинопроизводством, в большей степени это материалы, которые могут помочь сценаристам, художникам, ассистентам по реквизиту, гримерам воссоздать на экране время, все его особенности и бытовые мелочи. Чтобы точно попасть в эпоху, необходимо увидеть исторический прототип, а то иногда получается, что в кадре костюм середины XIX века, а мебель начала века. Мы стараемся помочь сделать картину исторически достоверной.
Каким образом происходит поиск?
Особенность нашего каталога в том, что он систематизирован не просто, как обычное библиотечное хранение, а с подробным описанием иллюстраций. При необходимости мы можем и книги выдать, но что гораздо ценнее - быстро подобрать изобразительный материал. Мы подходим к нашей уникальной картотеке и ищем, в каких книгах встречаются те же костюмы горничных. В поисковой системе указано, какое изображение на какой странице и в какой книге находится. Как правило, их можно найти в абсолютно разных по тематике книгах, костюм горничной, например, в книге по истории Москвы. В любом случае все необходимые издания мы положим на стол художнику с закладкой на нужной странице, и при необходимости он тут же – на месте – сделает копию. Все темы дополнительно продублированы изотекой: фотографии, вырезки, небольшие буклеты – точно также систематизированы по всем возможным темам. Поэтому дополнительно к книгам выдается уже готовая подборка фотографий, которая нам уже когда-то встречалась, и мы ее сохранили.
Смотрят ли художники-постановщики старые фильмы, чтобы почерпнуть какие-то детали для себя?
Видеотека - наиболее молодая часть нашего фонда. Мы собираем классику мирового кино, мосфильмовские картины разных лет и документальные фильмы по многим эпохам. Но художники, как правило, не любят хроникальный материал, предпочитают фотографии, которые можно переснять. Видеоматериал, конечно, помогает составить общее представление, но фотография - более прикладная вещь, им с ней проще работать.
Получается, ваша работа существенно упрощает подготовительный период?
Раньше, когда подготовительный период был длительный, можно было работать не спеша. Сейчас художники работают в крайне сжатые сроки: дают заявку, убегают, а на следующий день работают в центре час, может быть, два. За это время они получают всю необходимую информацию по своему запросу и готовят следующий. Это значительно ускоряет их работу над картиной. Те художники, которые хоть раз воспользовались нашими услугами, приходят снова, особенно если речь идет об исторической картине. Сценаристы, например, обращаются, если им нужно описать нечто, чего они не знают, скажем, производство XIX века. Совсем недавно мы искали, как выглядела приемная в больнице XIX века, и как собственно происходил прием пациента, это мы выискивали в истории медицины.
Вы говорили, что библиотеке 60 лет. Повлияли ли на ее работу новые технологии, появившиеся в последнее время?
Наш каталог уже переведен в электронный вид, а в последнее время сканируется и перефотографируются изображения, таким образом создается еще и цифровая изотека. Что касается интернета, это инструмент, с которым нужно обращаться очень осторожно: либо нужно заходить на очень качественные, исторически выверенные сайты, быть крупным специалистом, хорошо понимающим определенную эпоху, либо можно совершить ошибку. Картинку могут просто неправильно подписать, мы с этим сталкивались. Хотя сотрудники «Мосфильм-Инфо» тоже пользуются интернетом, но мы уже имеем большой опыт работы в сети и, если предоставляем информацию из интернета, она всегда подтверждена и проверена.
23.09.2014
Комментарии (0)