Версия для слабовидящих
3

«Война и мир» – история создания фильма (часть 2)

04 марта 2020
Анна Резанова
437

К 100-летию Сергея Федоровича Бондарчука.

Части 1234567891011

Часть вторая.

Кроме творческих задач съёмочной группе «Война и мир» пришлось решать множество организационных вопросов.

По просьбе С. Ф. Бондарчука еще 19 октября 1961 года вся съемочная группа фильма "Война и мир» перешла из Первого Творческого объединения в Творческое объединение писателей и киноработников, но «учитывая большую постановочную сложность и масштабы картины» 31 января 1962 года коллектив фильма был переподчинен непосредственно Генеральной Дирекции Киностудии "Мосфильм".

В приказе №23 от 31 января 1962 г (Из дела №2784, оп. 6 - "Генеральная смета на подготовительный период") сказано:

«….Учитывая большую постановочную сложность и масштабы

работы по картине "Война и мир",  

П Р И К А З Ы В А Ю:

            1. Съемочную группу "Война и мир" подчинить непосредственно генеральной дирекции.

            2. Непосредственное руководство организационно-производственными вопросами возложить на заместителя генерального директора
тов. Семенова Р. А.

            3. Непосредственное руководство материальным обеспечением и финансированием возложить на заместителя генерального директора студии тов. Худякова М. И.

            4. Непосредственную ответственность   за   техническое обеспечение и необходимое оборудование возлагается на главного инженера тов. Коноплева Б.Н.

Приказ В. Н. Сурина от 31 января 1962 г.

Приказ В. Н. Сурина от 31 января 1962 г.

Работа над сценарием продолжилась. Несмотря на то, что литературно-режиссерский сценарий был одобрен Киностудией "Мосфильм" и Министерством культуры как четырехсерийный, Министр Е.А.Фурцева утвердила производство фильма – только в трёх сериях и сократила метраж до 8000 м. Это отразилось в приказе от 7 марта 1962 г. (Дело №296, оп. 6)

Приказ Е. А. Фурцевой от 7 марта 1962 г.

Приказ Е. А. Фурцевой от 7 марта 1962 г.

            В связи с этим приказом Министерства Директор киностудии В.Н.Сурин поручил С.Ф.Бондарчуку приступить к разработке режиссерского сценария "Война и мир" – только в трёх сериях (приказ 76 от 14 марта 1962 года, дело №2784, оп. 6 – "Генеральная смета на подготовительный период").

«…В связи с приказом Министра культуры СССР №92 от 7 марта 1962 г.

                                                    ПРИКАЗЫВАЮ

1.     Приступить к режиссёрской разработке литературного сценария «Война и мир».

2.     Срок режиссерской разработки установить с 1 марта по 25 марта 1962 г.

3.     Режиссерскую разработку поручить:

Режиссеру-постановщику    С. Ф. Бондарчуку

Режиссеру                                       Голованову

Главным операторам            А. В. Шеленкову
                                                    Чен Ю-лан

Главному художнику              Е. И. Куманькову

Звукооператорам                   И. М. Урванцеву
                                                    Ю. А. Михайлову

Главному директору            В. С. Циргиладзе

4.     При разработке режиссерского сценария исходить из длины фильма (на 3 серии) – 8000 метров.

Общего срока производства (включая подготовительный и монтажно-тонировочный периоды) широкоформатотного варианта фильма – 26 месяцев.

Генеральный директор В. Сурин

 Приказ В. Н. Сурина о режиссёрской разработке сценария от 14 марта 1962 г.

Приказ В. Н. Сурина о режиссёрской разработке сценария от 14 марта 1962 г.

С этого момента у С. Ф. Бондарчука и съёмочной группы возникли серьёзные проблемы в реализациии первоначального замысла будущей картины в тех условиях, которые предписали группе вышестоящие организации.

Согласно логике романа Л. Н. Толстого и всей проделанной работе по написанию литературно-режиссёрского сценария– режиссёрский сценарий необходимо было писать тоже в четырёх сериях. Если учесть, что прикрепленные к работе военные и литературные консультанты просили расширить сценарий, новое требование сократить фильм звучало почти абсурдно. Трёхсерийное деление нарушало целостность картины, фильм рассыпался. Тем не менее, сценарий пришлось существенно ужать. Режиссёрский вариант сценария в трех сериях был утвержден 29 марта 1962 года.

30 марта 1962 картина была запущена в Подготовительный период (Сроком с 30 марта по 26 августа 1962 г., затем продлённым до 30 ноября 1962 г.) (Анализы технико-экономических показателей по картине «Война и мир»)

Приказ В. Н. Сурина о запуске фильма «Война и мир» в Подготовительный период

Приказ В. Н. Сурина о запуске фильма «Война и мир» в Подготовительный период

Любопытно отметить, что при этом существовало «негласное» разрешение Е. А. Фурцевой планировать фильм в рамках четырёх серий. («Анализы технико-экономических показаний» : Письмо В. Н. Сурину от И.О. начальника Управления по производству фильмов В. Разумовского)

                                                   МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР

                                                 Управление по производству фильмов

                                                 10 мая 1962 г.

                                                При ответе ссылаться на 1/1048

                                                Генеральному директору студии
                                                «Мосфильм»
                                               тов. Сурину В. Н.

  Управление по производству фильмов ставит Вас в известность, что в соответствии с просьбой тов. Бондарчука Министр культуры тов. Фурцева Е. А. разрешила установить объём всех четырех серий фильма «Война и мир» в 8800 метров без изменения сроков производства и сметных ассигнований.

                                                                         И. о начальника Управления
                                                                       по производству фильмов
                                                                                                  (В. Разумовский)

Письмо Е.А.Фурцевой В. Н. Сурину от 10 мая 1962 г.

Письмо Е.А.Фурцевой В. Н. Сурину от 10 мая 1962 г.                                                                               

  Есть предположение, что это «негласное» разрешение давало С.Ф. Бондарчуку надежду, что четырёхсерийный вариант фильма всё же будет одобрен. Тем не менее, без официального согласия на производство 4-х серий и увеличения метража – вопрос оставался нерешённым. В течение года С.Ф. Бондарчук продолжал вести переговоры, стараясь добиться логичной и правильной структуры фильма.

На производственном совещании 22 мая 1963 года съёмочная группа постановила:

«Обратиться к председателю Комитета по делам кинематографии тов. Романову А. В. с просьбой об увеличении метража сценария с 8.000 до 10.000 метров в связи с неправильностью определения метража в установленном для съемок сценарии, а также просить увеличить количество серий – вместо запланированных трех серий просить об утверждении четырехсерийного сценария».

Протокол производственного совещания съёмочной группы «Война и мир» 22 мая 1963 г.

Протокол производственного совещания съёмочной группы «Война и мир» 22 мая 1963 г. 

Летом 1963 г. С.Ф. Бондарчук написал письмо Председателю Госкомитета Совета Министров СССР по кинематографии А.В. Романову с просьбой увеличить объём фильма до четырёх серий и метраж до 10.000 метров. (Дело «Письма 1962, 1963, 1964, 1965 гг.») Следует обратить внимание, что С.Ф. Бондарчук в этом письме признался, что он начал снимать фильм, обращаясь к «режиссерской разработке первоначального варианта сценария».

«Уважаемый Алексей Владимирович!

            Обращаюсь к Вам с убедительной просьбой разрешить увеличить метраж сценария-экраницазии «Война и мир» до 10.000 метров с делением сценария на четыре серии в изменение запланированных студией трех серий метражом 7.878 м.

            Классическая завершенность композиционного строя четырхтомного романа-эпопеи «Война и мир» обязывает к четырехсерийному делению сценария, каждая серия которого должна вбирать основные драматургические линии соответствующего тома романа.

            Первый вариант литературно-режиссерского сценария, утвержденный Коллегией Министерства культуры СССР, состоял из четырех серий. На обсуждении сценария ни разу не было высказано замечание о неправильности четырехсерийного деления и о превышении объёма. Напротив, литературные и военные консультанты настаивали на введении ряда опущенных эпизодов романа.

            После утверждения сценария Коллегией Министерства культуры СССР вышестоящие инстанции предложили значительно сократить сценарий, сведя его к трём сериям.

            Переработка сценария привела к вынужденному исключению важных в идейно-художественном значении сцен, обеднила сценарий, разрушила его композиционную целостность. Трехсерийное деление фильма, поставленного по этому сценарию, в частности, вызовет необходимость показа его в три вечера, тогда как четырехсерийный фильм, в силу композиционных особенностей, будет для просмотра в два вечера.

            Производственную несостоятельность трехсерийного сценария, включенного в план работы студии, со всей очевидностью обнаружили проведенные в Москве и Закарпатье съёмки фильма, для благоприятного ведения которых приходилось систематически обращаться к режиссерской разработке первоначального варианта сценария.

            Ограниченность метража рабочего сценария 7.878 м, искусственность трехсерийного построения, отсутствие необходимых драматургических компонентов исключают творческий подход к воплощению средствами киноискусства величайшего национального памятника русской культуры.

РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК                              /С. Бондарчук/

 Письмо С. Ф. Бондарчука от 17 июня 1963 г.

Письмо С. Ф. Бондарчука от 17 июня 1963 г.

            К сожалению, в Архиве «Мосфильма» нет официального Приказа 1963 года, утверждающего четырёхсерийное деление. Однако у съёмочной группы была уверенность в том, что фильм будет четырёхсерийным. На совещании 27 июня 1963 г. «постановили»:
            «В ближайшие дни представить дирекции строго прометрированный сценарий в 11.000 метров...
            В конце третьего квартала 1964 г. сдать в прокат 1-ю и 2-ю серии фильма. 1-я и 2-я серия = 5.500 метров и 3-я и 4-я серии = 5.500 метров».

Протокол совещания съёмочной группы 27 июня 1963 г.

Протокол совещания съёмочной группы 27 июня 1963 г.

            Как оказалось, эта уверенность имела основания. 25 августа 1964 года Председатель Государственного Комитета Совета министров СССР по кинематографии А.В. Романов наконец официально установил объём фильма "Война и мир" в четырех сериях общим метражом 11046 полезных метров. (Опись 6 Дело 296, с. 5).

Приказ А. В. Романова от 24 августа 1964 г.

Приказ А. В. Романова от 24 августа 1964 г.

Это был только один из многочисленных актов борьбы за авторское решение фильма. Так непросто, шаг за шагом, С.Ф. Бондарчук и его коллектив приближались к желаемому результату.

Упорство и усердие были необходимы как в решении творческих задач, так и в работе с историческим материалом.
Киноэпопея «Война и мир» поражает не только масштабностью, но и документальной точностью деталей, относящихся к эпохе начала XIX века. Особая тщательность в воссоздании мелочей быта и батальных сцен потребовала привлечения не одного десятка консультантов – помимо военных консультантов В. В. Курасова, Н. С. Осликовского, специалистов по военной истории П. А. Жилина, А. И. Любимова, историка костюма Е. Д. Курбатовой, в подготовке фильма участвовали также историки В. М. Глинка, В. П. Люшковский, консультант по быту В. В. Познанский, консультант по сервировке Н. В. Коршунов, консультант по оружию О. В. Харитонов, консультанты по охоте В. В. Рябов и В. И. Казанский и многие другие.

Фрагменты дела «Анализы технико-экономических показателей по фильму «Война и мир»

Фрагменты дела «Анализы технико-экономических показателей по фильму «Война и мир»

Для выполнения изобразительно-декорационных задач в фильме было задействовано пять художников-постановщиков: Г. А. Мясников, М.А. Богданов, С. Д. Меняльщиков, А. С. Дихтяр, С. А. Валюшок. Геннадий Мясников вспоминал:

«Достаточно сказать, что предполагалось подготовить к съёмке 200 декорационных объектов. Правда в ходе работы мы сократили эту цифру вчетверо, но и 50 объектов – это 50 объектов, в них всё должно быть исторически достоверно, даже в деталях» (Искусство кино. 1968 №1, с. 41).

Эскизы художника М.А.Богданова

Эскизы художника М.А. Богданова      

Кроме художников-постановщиков в подготовке фильма принимали участие три художника по костюмам: М. Г. Чиковани, Н. В. Бузина, В. М. Вавра. Если учесть число персонажей, задействованных в эпопее, трудно представить, с каким объёмом работ пришлось столкнуться создателям костюмов. Для разных сцен главным героям требовалось несколько нарядов. Так, например, Андрею Болконскому полагалось 7 костюмов, Пьеру Безухову – 8, Наташе Ростовой – 4. (Опись 6, дело 306)

Документы по костюмам

Документы по костюмам
           Особо сложной и значимой была работа по реконструкции военной формы, как персонажей, так и участников многотысячной армии. С невероятной скрупулёзнозностью – мундир за мундиром изучал и воссоздавал на бумаге историк военного костюма и художник Вячеслав Михайлович Вавра (1920−1964). Сохранилось письмо В.М. Вавры директору картины Н.А. Иванову, в котором, поручая «ввиду болезни» решить все вопросы, связанные с цветом и покроем костюмов Е.И. Куманькову и М.Г. Чиковани, художник уверяет, что можно смело придерживаться его эскизов, так как они «выполнены на основании самых авторитетных источников». (Опись 6, Дело 306, с 19)

Письмо В. М. Вавры и эскиз В. М. Вавры

Письмо В. М. Вавры и эскиз В. М. Вавры

В Информационном центре «Мосфильма» хранится несколько альбомов эскизов с подробной прорисовкой костюмов М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, Наполеона, Александра I, персонажей, задействованных в военных действиях, формы одежды в различных войсковых частях, как русской, так и французской армий.

В целом, эскизы В.М. Вавры содержатся в 5 папках:

1. Эскизы военных костюмов французской армии 1805-1812 гг.

2. Эскизы военных костюмов французской армии 1805-1812 гг. (Персонажи)

3. Эскизы военных костюмов русской армии 1812 г.

4. Эскизы военных костюмов русской армии 1805 г.

5. Эскизы военных костюмов русской армии 1805 – 1812 гг. (Персонажи)

Эскизы В. М. Вавры

Эскизы В. М. Вавры

            Для того, чтобы заготовить все постановочные средства для картины: костюмы, амуницию, реквизит, невозможно было обойтись только силами цехов киностудии, театральных мастерских – требовалась организация размещения заказов на предприятиях страны. Только для русской пехоты предполагалось пошить примерно 3000 «полных костюмов» и сверх этого – 1000 «киверов II-го плана», столько же – для французской армии, более 2000 костюмов – для кавалерии и т. д.

Документы по костюмам

Документы по костюмам

В такой ситуации коллектив съёмочной группы «Война и мир» обратился за помощью к представителям государственной власти. В результате переговоров решение зачач, связанных с производством постановочных средств было взято под контроль Госплана РСФСР, Государственного комитета местной промышленности, ВСНХ РСФСР, Главснабсбыта Министерства культуры СССР и Министерства обороны СССР. Об этом говорится в письме Главного директора картины «Война и мир» В.С.Циргиладзе Начальнику отдела труда и зарплаты Госкомитета по кинематографии Л. Г. Ивановой (Опись 6, дело 318, часть 23, с167-168):

«Понимая, что силами цехов студии, мастерских театров и других аналогичных предпрятий в 5-ти месячный срок подготовительного периода заготовить постановочные средства в объеме, необходимом для съемок батальных сцен, невозможно, мы обратились к Председателю Совета министров РСФСР т. Полянскому Д.С. с просьбой оказать содействие для привлечения промышленных предприятий для изготовления постановочных средств.

На это обращение последовало указание его заместителя тов. Московского В.П. Госплану РСФСР, ВСНХ РСФСР и Государственному комитету местной промышленности об оказании помощи съемочной группе…

Трудно перечислить все те наименования и виды материального обеспечения, которые были получены от Министерства обороны СССР вплоть до пошива костюмов военных и обуви для персонажей в экспериментальном комбинате, обслуживающем генералитет.

С помощью Госплана РСФСР и Госкомитета местной промышленности к обеспечению костюмами, реквизитом и другими постановочными средствами были привлечены свыше сорока предприятий, в том числе часть предприятий массового производства, что практически и дало возможность в пятимесячный срок подготовить съёмки массовых сцен.

Большую помощь в этом вопросе коллективу оказал наш Главснабсбыт. Так как фонды на материалы, необходимые для обеспечения привлеченных предприятий Госплана СССР, были спущены лишь в июле 1962 года, Главснабсбыт отдал по отдельным видам материалов значительную часть своих ресурсов, которые в превалирующей части реализовались непосредственно силами съёмочного коллектива, что практически позволило закончить оснащение батальных сцен в августе 1962 года...»

Письмо-отчёт В.С.Циргиладзе о работе коллектива съёмочной группы

Письмо-отчёт В.С. Циргиладзе о работе коллектива съёмочной группы

Более 40 предприятий выполняло заказы съемочной группы. Среди них:

7-я Швейная фабрика им. Тельман – 6500 мундиров

20-я швейная фабрика – 2500 чакчир (военных брюк)

3-я швейная фабрика – 2000 гетр, 900 вольтрапов и чапраков

19-я трикотажная фабрика – 4600 лосин

13-я кожгалантерейная фаврика – 6200 киверов

(Опись 6, дело 318, с 13, с. 14, с 16)

Список предприятий, выполнявших заказы съёмочной группы

Список предприятий, выполнявших заказы съёмочной группы

Кроме размещения заказов на изготовление необходимого реквизита, часть вещей закупалась в комиссионных магазинах и у антикваров, часть – брали напрокат. Но этого было недостаточно. Поэтому директор фильма В.С. Циргиладзе обратился к Генеральному директору Киностудии «Мосфильм» с предложением поставить вопрос «о предоставлении, в порядке исключения, права пользоваться предметами из фондов, а в отдельных случаях – из экспозиций музеев и зданий, находящихся под наблюдением управления по охране памятников старины». (Опись 6 Дело 318)

Докладная записка В. С. Циргиладзе В. Н. Сурину

Докладная записка В. С. Циргиладзе В. Н. Сурину

Разрешение на предоставление в качестве реквизита для съёмок подлинных вещей, хранящиеся в музеях страны, а также многочисленные съёмки на территориях и в помещениях памятников культуры – было получено. Около 40 организаций предоставили предметы из своих фондов. (Дело №2924, опись 6 "Анализы технико-экономических показателей")

ПЕРЕЧЕНЬ

Музеев и организаций, предоставлявших на

съемки предметы быта XVIII – начала XIX вв.

1.     Музей Московского Кремля (Оружейная палата)

2.     Государственный исторический музей

3.     Рыбинский историко-художественный музей

4.     Музей народного искусства

5.     Управление по обслуживанию Дипломатического корпуса

6.     ЦДСА

7.     Центральный литературно-исторический музей

8.     Музей В/Ч 55208

9.     Музей-усадьба Архангельское

10. Государственный научно-исследовательский музей им. Щусева

11. Московсая Государственная консерватория

12. Московский Институт геодезии

13. Музей А. С. Пушкина

14. Государственная Третьяковская галерея

15. Государственная Центральная Художественно-реставрационная мастерская

16. Государственный комитет по гражданскому строительсту

17. Московский дом Учителя

18. Загорский музей игрушки

19. Дворцы, музеи, парки города Пушкино

20. Загорский краеведческий музей

21. Ленинградский Государственный Русский музей

22. Павловский парк и музей художественного убранства русских дворцов XVIIIXIX веков… и другие

Перечень организаций, предоставлявших на съёмки предметы быта

Перечень организаций, предоставлявших на съёмки предметы быта

Трудно представить, какой осторожности требовали все эти подлинные предметы во время съёмок. Для того, чтобы обеспечить сохранность раритетов, на съемочной площадке висело объявление:

Объявление на съёмочной площадке

Объявление на съёмочной площадке

Одним из ключевых вопросов, связанных с производством фильма, стал вопрос о технических характеристиках картины. Так как картине придавалось важное художественное значение, этот вопрос обсуждался в Министерстве культуры СССР. На совещании Производственно-технического отдела по вопросу «О мероприятиях по обеспечению технических средств для производства кинофильма «Война и мир» 30 ноября 1961 г. было решено «производить фильм в двух вариантах: широкоформатном – на 70 мм. пленке и обычном варианте – на 35 мм. пленке... Для тиражирования широкоэкранного варианта этого фильма изготовить исходные негативные материалы методом оптической печати с 70 мм негатива». (Опись 6, дело297, с 8-10)

Протокол совещания в Производственно-техническом отделе

Протокол совещания в Производственно-техническом отделе

Однако самым роковым для фильма стал выбор плёнки, на которой будет сниматься фильм. Министр культуры Е.А. Фурцева предложила снимать на импортной плёнке "Истман-Колор". Этот вариант был неразумно отвергнут, и в целях поддержания отечественного производства решили снимать на экспериментальных плёнках Шосткинской плёночной фабрики ДС-5 и ЛН-5. К сожалению, плёнка оказалась малопригодна, приходилось делать множество дублей, тратя время, силы и возможности съемочной группы. Такое положение осложнялось ещё и тем, что съёмка была сопряжена с постоянным передвижением с места на место многотысячной армии.

Из Дела №2924, оп. 6 "Анализы технико-экономических показателей":

"Негатив отснятого материала, проявленный в лаборатории, показал полосы и потерю чувствительности. В период освоения этой плёнки чувствительность доходила до 32°, а во время съёмок чувствительность была потеряна более чем вдвое и доходила до 8°. В результате оказалось, что плёнка не пригодна, в полном смысле слова, для съёмок объектов материальными и художественно-организационными затратами, производимыми при съёмках Аустерлицкого и Шенграбенского сражений, где участвовало до 5000 человек. Приходилось снимать большое количество дублей, иной раз до 30-40. Каждое передвижение войск в кадре отнимало много времени для новой организации кадра при неоднократных повторениях."

Министерство культуры было вынуждено разрешить «не распространять существующие нормативы расхода цветной негативной кинопленки на фильм «Война и мир» и принимать от съёмочной группы этого фильма отчет по негативной пленке в соответствии с ее фактическим расходом». Это разрешение существенно помогло С.Ф.Бондарчуку осуществлять съёмки по своему плану.

Письмо Заместителя Министра культуры В. Баскакова Ген. Директору киностудии «Мосфильм» В. Н. Сурину

Письмо Заместителя Министра культуры В. Баскакова Ген. Директору киностудии «Мосфильм» В. Н. Сурину

Низкая чувствительность плёнки не позволяла снимать при недостаточном освещении, поэтому из-за плохой погоды съемки полностью прекращались, и съемочной группе и войскам приходилось простаивать. И даже Шенграбенское сражение, которое в действительности происходило в дождливый и пасмурный день, вынуждены были снимать при ярком солнце.

Неоднократно на киностудии «Мосфильм» и в Министерстве культуры собирался Технический Совет на котором обсуждались вопросы по «доработке» и выпуске новых сортов пленки. В феврале 1963 года была изготовлена новая «улучшенная» партия пленки ДС-5. Но эта новая партия также не отвечала заданным условиям. В письме директора киностудии В.Сурина заместителю министра культуры В.Е. Баскакову (дело №310, оп. 6) указывалось, о том, что чувствительность новой пленки «13-16⁰ вместо 22⁰, контраст завышен, имеются просматриваемые на экране неровности – полосы».

Вновь и вновь съемочная группа обращалась с жалобами по поводу качества пленки. В преддверии съёмок Бородинского сражения В. Циргиладзе обратился к заместителю Генерального директора киностудии «Мосфильм» Р. А. Семенову от 10 июня 1963 г. (дело №310, оп. 6 Материалы по пленке):

«Как Вам известно, такое положение с пленкой длится на протяжении всего периода съемки кинокартины «Война и мир» и приводит на практике:

1.     К значительному удлинению съемочного процесса, т. к. группа вынуждена была снимать по 30-40 дублей, оперируя массовками в 2,5 – 3,5 тыс. человек.

2.     К резкому сокращению норм выработки и …увеличению расходов, много превышающему ассигнования, предусмотренные сметой….

Прошу Вас принять соответствующие меры к обеспечению группы качественной пленкой, тем более, что в ближайшем будущем должны быть начаты съемки «Бородинского сражения»…»

Докладная записка В. Циргиладзе Генеральному директору киностудии «Мосфильм» Р. А. Семёнову

Докладная записка В. Циргиладзе Генеральному директору киностудии «Мосфильм» Р. А. Семёнову

После завершения всех съёмок С. Ф. Бондарчук написал письмо Главному инженеру Киностудии «Мосфильм» Б. Н. Коноплёву с просьбой не благодарить Шосткинскую фабрику в титрах фильма. В этом письме он изложил все сложности и недочёты, которые возникли в процессе работы с некачественной плёнкой. ­(Дело 318, с. 161):                                        

Уважаемый Борис Николаевич!           

Я не могу согласиться с Вами и включить Шосткинскую плёночную фабрику в число организаций, которых коллектив кинокартины благодарит в титрах за помощь, оказанную за постановку фильма «Война и мир».
            Во-первых, съёмочной группе благодарить плёночную фабрику также нелепо, как благодарить киностудию «Мосфильм» за то, что она производит фильмы…
            Во-вторых, Вам более чем кому либо известны трудности в течении 3-х лет, сопровождавшие работу съёмочной группы из-за резких колебаний технических показателей экспериментальной плёнки…

Обстановка постоянно «обновляющейся неуверенности за качество плёнки и тревога за результаты не только очередного съёмочного дня, но за судьбу отснятого материала ряда объектов, в том числе «Бородинского сражения» и «Бала у Екатерининского вельможи» далеко не способствовала творческому процессу и зачастую приводила к невосполнимым художественным потерям.

Один только пример. В фильме «Война и мир» с тремя батальными сценами немалое значение имеет то, что разнообразит их, делает непохожими одна на другую и по линии драматургии, в изобразительном отношении. Авторским замыслом в осуществлении этих сцен руководили исторические сведения и художественно-образный строй соответствующих глав романа.

Так, Шенграбенское сражение – достойный памятник героизма русских воинов – происходило в дождливый пасмурный день в отличии от позорно проигранной в прекрасную солнечную погоду Аустерлицкой битвы. Но из-за низкой чувствительности плёнки мы были вынуждены снимать «Шенграбен» при ярком солнце, также как «Аустерлиц» и весь «Бородинский бой».
            Тот же недостаток – низкая чувствительность плёнки привела к необходимости даже при солнце открывать диафрагму объектива полностью, в результате чего утрачивалась резкость изображения в сложных многоплановых композициях в батальных сценах…
            Если отмечается успешное использование цвета в фильме «Война и мир», то это свидетельствует лишь о том, что нам удалось в какой-то степени преодолеть техническую неполноценность плёнки.
            К сожалению, не удалось устранить результаты небрежности и халатности, проявляемых при изготовлении плёнки. Неправильное перфорирование, посторонние предметы в эмульсии, древесные опилки в упаковке вместе с роликами плёнки, - да разве перечтёшь все виды брака, допущенного плёночной фабрикой...»

Письмо С. Ф. Бондарчука Б. Н. Коноплёву

Письмо С. Ф. Бондарчука Б. Н. Коноплёву

Колоссальное напряжение из-за технических недостатков, противостояние с вышестоящими организациями по вопросу деления фильма сказались на здоровье С. Ф. Бондарчука (который летом 1963 года заболел), а также и на общей атмосфере в съемочной группе. Так, операторы-постановщики А. В. Шеленков и Чен Ю Лан не смогли продолжить работу дальше. Их сменил начинающий оператор А. А. Петрицкий, человек огромной воли, твёрдого характера и невероятного таланта. Он придумал множество приемов, позволивших снять великолепные сцены. Даже сейчас при наличии компьютерных технологий невероятно сложно добиться такого мастерски выстроенного изобразительного ряда.

Только люди большой выдержки и дарования смогли довершить работу по созданию этой беспрецендентной в нашем кинематографе картины "Война и мир".

Продолжение следует...

Продолжение: материал о подборе актеров (часть 3)

Фото: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».