Публикации по материалам Архива Киноконцерна «Мосфильм» о создании фильма «Война и мир» (подбор актеров – часть 1)

Публикации по материалам Архива Киноконцерна «Мосфильм» о создании фильма «Война и мир» (подбор актеров – часть 1)
Фотогалерея
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
⇐ Вернуться к списку

К 100-летию режиссера Сергея Бондарчука.

Части 1, 2

Одной из самых сложных задач, стоявших перед съёмочной группой фильма, был подбор актёров. Их поиск потребовал длительного времени и больших усилий, поскольку кроме большого количества персонажей самого романа Л.Толстого «Война и мир», режиссер С.Ф.Бондарчук предъявлял к каждому актёру и образу, который он будет представлять, крайне высокие требования. Даже самым второстепенным ролям уделялось серьезное внимание. Поиски исполнителей некоторых ролей заняли больше года, а кого-то из актеров находили, когда съёмки шли уже полным ходом.

Актёров на роли — от главных до эпизодических — помощники режиссёра разыскивали по театрам всей страны. В докладной записке главного директора картины В. С. Циргиладзе, второго режиссёра А. П. Голованова и директора Н. А. Иванова — руководителю Киностудии «Мосфильм» В. Н. Сурину от 1 июля 1961 г («Дело картины «Война и мир») сообщалось, что «Командированы... асс. режиссера тт. Бушкова С. и Хаенко М. в Ленинград, Горький, Ярославль, Саратов, Куйбышев и др. на подбор актеров, откуда привезли фото на кандидатов заглавных ролей».

Ассистенты режиссёра по актерам составляли списки персонажей с описанием их внешности и характера. (Дело 300, опись 6)

Описания внешности и характеров персонажей

Описания внешности и характеров персонажей

В июле 1961 г. был составлен список кандидатов на главные роли, и начались фотопробы. Самыми первыми актерами, утвержденными режиссёром-постановщиком были всего три человека: Ангелина Степанова – на роль Анны Шерер, Александр Борисов – на роль дядюшки Ростовых и Ирина Скобцева – на роль Элен. Все другие роли потребовали длительных поисков. Первоначально, в качестве кандидатов, например, на роль Андрея Болконского, предлагались Э.Марцевич (впоследствии в фильме он сыграл сыграл Бориса Друбецкого), Л.Топчиев, Р. Хомятов, на роль Наташи Ростовой – О. Красина, В. Маляева, И. Гулая, на роль Долохова – В. Ливанов, О.Стриженов, на роль Денисова – А. Лазарев, Курагина – В. Сошальский и А. Шворин, Лизы Болконской – Н.Крачковская. (В списке кандидатов на роли допущена опечатка - 1968 г. следует читать, как 1961)

Список кандидатов на роли на 1 июля 1961 г.

Список кандидатов на роли на 1 июля 1961 г.

Замечательным источником по истории фильма «Война и мир» служит пресса 1960-х годов, которую бережно собирали сотрудники «Мосфильма». В периодике публиковались интервью с С.Ф. Бондарчуком и другими представителями съемочной группы, по вырезкам из газет, уже ставшими историческими документами, можно проследить каким был первоначальный замысел фильма, кто пробовался на роли в картине, что происходило на съёмочной площадке.

Поиски актёров продолжались всю осень и всю зиму 1962 года. Вокруг подготовки к фильму царила необычайно оживлённая атмосфера. То, как восприняла публика подготовку к съёмкам фильма «Война и мир» в то время, сейчас, наверное, покажется удивительным. Журналист газеты "Советская Россия" (27 ноября 1961 г.) цитирует редактора фильма: «Это необыкновенно радует, воодушевляет наш съёмочный коллектив, –говорит редактор фильма М. В. Качалова. – У нас впечатление, будто вместе с нами ставить «Войну и мир» будет весь народ». К подбору актрис для роли Наташи Ростовой подключились зрители всего Советского Союза. На «Мосфильм», в редакцию пришли сотни писем с пожеланиями и советами, кому следует предложить роль Ростовой.  

В ленинградской газете «Смена»от 22 февраля 1962 вышла статья: «Кто будет играть Наташу»?:

«Стоило появиться в печати весточке о том, что будет ставиться "Война и мир", как в неширокие двери проходной будки "Мосфильма" только с трудом смогли протискиваться письмоносцы – так разбухли их сумки. Писали рабочие, инженеры, врачи, литераторы, актеры, педагоги, студенты, школьники. Писали из Москвы, Ленинграда, Совгавани, Ташкента, Ростова-на-Дону, Баку, Челябинска, Магадана, Киева, Одессы, Хабаровска, Сухуми, Риги, Севастополя, Перми, Горького и многих других городов страны.

Больше всего писем с предложением сыграть роль Наташи Ростовой или с советами, кому из артисток поручить эту роль. Здесь фигурируют имена Шенгелая, Дробышевой, Борисовой, Марченко, Самойловой, Вертинской и других».

Многие студенты и школьники предлагали кандидатуры из собственных классов и студенческих групп. Некоторые случаи можно отнести к разряду анекдотов:

«Десять юношей из одного московского института, написали, что на их курсе есть девушка: "только она и может играть Наташу". Ее пригласили на студию. В комнату вошла девушка, которая не понимала, почему её вызвали, и росту которой, пожалуй, позавидовал бы рекордсмен по прыжкам Валерий Брумель...» (Смена, 22 февраля 1962 г.

Газета «Молодой целинник» г. Целинограда от 23 декабря 1961 г.:

«Учащиеся московской школы прислали на студию десятиклассницу, уверяя, что именно она должна сыграть Наташу, так как обликом своим абсолютно такая, как у Толстого. Эта девушка скромно объяснила режиссеру, что она не хотела идти. Но так потребовал класс!..

Вырезка из газеты "Смена", 22 февраля 1962 г.

Вырезка из газеты "Смена", 22 февраля 1962 г.

В результате, на роль Наташи Ростовой претендовали такие актрисы как Л. Кадочникова, Н. Величко В. Головлёва, В Григорьева, И. Гулая, Л. Гурченко, Л. Долгорукова, Н.Кустинская, В.Малявина, Л.Марченко, Р. Недошковская, Е.Санаева, Л.Суворова, М.Хатунцева, Н.Дробышева, О. Кедрова и другие. Их фотопробы хранятся в Архиве «Мосфильма» (Опись 6, дела Дела 2493-2501)

Фотопробы актрис на роль Наташи Ростовой

Фотопробы актрис на роль Наташи Ростовой

Зимой 1962 года актриса на роль Наташи Ростовой наконец была найдена. Людмилу Савельеву привела на пробы монтажер фильма «Война и мир» – Татьяна Сергеевна Лихачева, о которой рассказала в своих воспоминаниях сама Людмила Савельева: «Татьяна Сергеевна обожала балет, но Сергей Федорович ей строго-настрого наказывал: «Балерин не смотреть, все они плохие артистки». А вообще на Наташу Ростову пробовались более трехсот молодых актрис…. И вот в нашем огромном репетиционном зале она отыскивает меня:

–  А вы не хотите попробоваться на Наташу Ростову?

– Я – на Наташу? – спросила я с гордым видом. – Да с какой стати! Одри Хепберн – потрясающая Наташа, никто лучше ее не сыграет!

А Татьяна Сергеевна так ласково, словно уговаривая неразумное, капризное дитя, говорит:

– Поедем. Познакомитесь с Бондарчуком, посмотрите, что такое «Мосфильм».

Ну, любопытство взяло свое… (Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников.- М., 2003, с. 167-168)

В газете «Советская культура» от 18 сентября 1962 г. опубликовано интервью с Людмилой Савельевой об её участии в картине: 

«Когда я получила известие, что я утверждена на роль, то была просто вне себя от счастья, а родители долго не верили этому. Мое первое кино-крещение состоится в конце сентября, недалеко от Каширы, где будет сниматься сцена охоты в Отрадном...Вошла ли я..."в образ"? Пожалуй, да. Несколько раз перечитывала, и сейчас читаю "Войну и мир", знакомилась со многими литературоведческими материалами. Сейчас я занимаюсь еще тем, что учусь скакать в дамском седле. Тренирует меня директор школы верховой езды Георгий Тимофеевич Рогалев... Любопытно: Ростовскую лошадь звали Арабчик, мою же - Телецентр...»

Фото из журнала «Огонек» 30 мая 1962 г. и газеты Комсомольская правда» от 23 сентября 1962 г.

Фото из журнала «Огонек» 30 мая 1962 г. и газеты Комсомольская правда» от 23 сентября 1962 г.

23 марта, согласно «Списку утвержденных актёров» (Опись 6 , дело 301) помимо Людмилы Савельевой были утверждены также ещё несколько актёров: Виктор Станицын (граф Ростов), Олег Табаков (Николай Ростов), Эдуард Марцевич (Друбецкой), Гиули Чохонелидзе (Багратион), Вадим Сафронов (Франц Иосиф I), Виктор Мурганов (Александр I), а также Георгий Милляр (пленный француз Морель).

Список утвержденных актёров

Список утвержденных актёров

На роль Пети Ростова был выбран Никита Михалков, которому на тот момент исполнилось 16 лет. Никита Михалков участвовал в репетициях к фильму, и даже в съёмках сцены «Охоты», однако, его участие в фильме не состоялись, роль Пети Ростова сыграл Сергей Ермилов.

Фотопробы Никиты Михалкова

Фотопробы Никиты Михалкова

Репетиции и кинопробы начались зимой 1962 года и продолжались до середины лета. Отношение к репетициям было очень ответственным, как к настоящим съемкам – актеры играли в готовых костюмах, гриме, уделялось внимание даже малозначимым деталям.

Гиули Чохонелидзе поделился своими впечатлениями от репетиций с корреспондентом «Вечернего Тбилиси» Н. Микеладзе:

«Запомнился один эпизод. Первые репетиции прошли без Бондарчука, под руководством его ассистентов. Играли в полном параде – в костюмах и гриме. Мне предложили сложный грим: сделали специально парик, подклеили горбинку к носу, бакенбарды, углубили морщины. Пробные снимки показали Бондарчуку. Не понравилось: очень уж подчеркнут грим, кинообъектив легко может выдать фальшь. И вот я снова в гримерной, и на этот раз надолго. В зеркале пытливые, изучающие глаза Сергея Федоровича. Он пробует уменьшить грим, доводит его до минимума. Каждая черточка в портрете продумывается тщательно: волосы лучше оставить свои, только чуть-чуть завить, горбинку с носа снять. Так появился новый вариант грима». («Вечерний Тбилиси», 20 февраля 1962 г.)

Гиули Чохонелидзе в роли Багратиона

Гиули Чохонелидзе в роли Багратиона

Особое значение С. Ф. Бондарчук уделял кинопробам – не только для поиска актеров, но и для проработки визуальных решений и возможностей будущего фильма. Беспрецедентным фактом в истории кино было создание для кинопроб в картине «Война и мир» четырех декорационных комплексов: дома Болконских, Ростовых, салона Шерер, а также – балагана военнопленных и лесной избушки. 18 мая 1962 года произошло совещание съемочной группы и дирекции Киностудии «Мосфильм» (Протоколы – Дело 297, опись 6), где обсуждались производственные вопросы, в том числе и постройка декораций для кинопроб. Заместитель Генерального директора киностудии Р.А. Семенов предложил «скромнее» подойти к строительству декораций для кинопроб, на что С.Ф.Бондарчук возразил:

«В кинопробах мы хотим проверить возможности широкоформатного экрана всесторонне, – у нас много задач, в том числе – воссоздание подлинности фактур. Поэтому необходима тщательная работа над постройкой декораций...»

Протокол заседания съёмочной группы 18 мая 1962 г.

Протокол заседания съёмочной группы 18 мая 1962 г.

Приближалось лето, кинопробы шли полным ходом, предстояло утвердить ещё множество ролей, ведь за 11 месяцев кинопроб в выборе актёров на главные роли съёмочная группа обрела лишь одну  «творческую удачу» в лице Людмилы Савельевой. Руководство «Мосфильма» забило тревогу. Во время заседания 31 мая 1962 г. (Протоколы — Дело 297, опись 6) В. Н. Сурин попросил съёмочную группу сократить срок кинопроб:

«Я прошу сократить срок кинопроб, к 20 июня закончить. Но не за счет ухудшения качества. Мы заинтересованы в том, чтобы представить в Коллегию Министерства в полном блеске весь актёрский ансамбль фильма. Общественность и Министерство должны апробировать состав артистов фильма»

Однако С. Ф. Бондарчук настаивал на тщательной и методичной работе, ведь съёмки некоторых сцен из кинопроб планировались «для включения в фильм».
Бондарчук:

 Сократить срок кинопроб невозможно. Количество сцен, предназначенных для съемок, - 13, 14-я  «Цветочная», будет сниматься для включения в фильм

Шеленков — поддерживает Бондарчука:

— Нужно либо сократить количество снимаемых сцен, либо увеличить срок кинопроб. Может быть, не все сцены снять в том объеме, как это запланировано? По-моему, срок кинопроб четырех картин несколько короток. Раньше 25 июня мы не закончим. 1 июля — показ в Коллегии.

Сурин:

 —  25 июня — самый последний срок завершения кинопроб.

Выдержки из протокола 31 мая 1962 года

Выдержки из протокола 31 мая 1962 года

В результате - на строительство декораций для кинопроб ушло больше средств, чем планировалось. ("Анализ технико-экономических показателей" по фильму, дело 2924, опись 6)

Выдержка из "Анализов технико-экономических показателей" о перерасходе средств на декорации для кинопроб

Выдержка из "Анализов технико-экономических показателей" о перерасходе средств на декорации для кинопроб

Кинопробы — Обсуждение.

Список сцен к кинопробам (Дело 2784, опись 6)

Список сцен к кинопробам (Дело 2784, опись 6)

В архиве «Мосфильма» сохранились Стенограммы Обсуждения кинопроб в Коллегии при Генеральном Директоре 9 и 20 августа 1962 года.

Из стенограммы обсуждения кинопроб 9 августа 1962 г.

Из стенограммы обсуждения кинопроб 9 августа 1962 г.

В первом заседании коллегии участвовали Генеральный директор Киностудии, режиссеры и сценаристы С. Ф. Бондарчук, В.П. Строева, С.В.Герасимов, Л.О.Арнштам, Г.Я.Колтунов, композиторы Г. Н. Попов , В. И. Мурадели, литературоведы Н. К. Гудзий, В. Р. Щербина и представители Министерства культуры СССР И.А.Кококева и А. Г. Халтурин. Открывал и закрывал Обсуждения — Генеральный директор киностудии В. Н. Сурин.

Во втором заседании кинопробы обсуждали режиссёры и сценаристы В.С.Ордынский, Б.В.Барнет, К.Н.Воинов, А.А.Алов, Г.А.Александров, оператор В.И.Юсов, художник Б.К.Немечек.

Из стенограммы обсуждения кинопроб 20 августа 1962 г.

Из стенограммы обсуждения кинопроб 20 августа 1962 г.

В кинопробах С.Ф.Бондарчуком были задействованы:

Наташа Ростова — Л. М. Савельева

Пьер — С.Ф.Бондарчук

Илья Андреевич Ростов — В.Я.Станицын

Наполеон — В.И.Стржельчик

Александр I — В.А.Мурганов

Кутузов — Н.К.Симонов

Денисов — А.А.Петров

Николай Ростов — А.П. Табаков

Петя Ростов — Н.С.Михалков

Платон Каратаев — А.Ф.Борисов

Княгиня Лиза — Л.И.Красенкова

Графиня Ростова — О.А.Жизнева и Л.А.Скопина

Андрей Болконский — О.А.Стриженов, А.В.Вербицкий, затем К.Ю.Лавров

Князь Николай Андреевич Болконский — В.Г.Кольцов и А.П.Кторов

Любопытно отметить, что, например, Г.Ф. Милляр на роль Мореля и А. А. Некрасов на роль виконта Мортемара были утверждены режиссёром без кинопроб.

Актёры, задействованные в кинопробах

Актёры, задействованные в кинопробах

Во время обсуждения самые доброжелательные отзывы получила Людмила Савельева. Почти все участники заседания приняли эту начинающую актрису с восторгом. Она буквально покорила и очаровала членов комиссии. Многие сравнивали её по внешности и манере исполнения с Одри Хепберн, которая сыграла Наташу Ростову в постановке Кинга Видора в 1956 г. Однако, всё же некоторые участники просмотра кинопроб решились высказать осторожные опасения по поводу слишком явной «непосредственности» молодой актрисы, которая, возможно, не сможет полностью раскрыть образ Наташи уже повзрослевшей.

Фотопробы Л. Савельевой на роль Наташи Ростовой

Фотопробы Л. Савельевой на роль Наташи Ростовой

Режиссер Вера Строева:

«...Абсолютно убедительна Наташа. Мне кажется, что Савельева  это очарование неповторимое и вся прелесть ее в том, что как будто она ассоциируется немного с предыдущей Наташей, но наряду с этим она совершенно в другом ключе. И это замечательно».

Литературовед Н. К. Гудзий:

«...Разумеется, наша русская Наташа не могла избежать некоторого влияния американской Наташи  и во внешности, и по приемам, но тут ничего не поделаешь. Может быть, и не нужно избегать этой преемственности в том великолепном исполнении роли Наташи, которое было у американской актрисы. Так или иначе, наша советская Наташа играет прекрасно».

Режиссер С.В.Герасимов:

«...Наташа… естественная, живая. И всякий культурный человек должен использовать все, что было до него. Но я думаю, что эта Наташа будет лучше, чем в американском фильме "Война и мир". потому что она будет русская».

Композитор В.И.Мурадели:

«Возьмем Наташу. Это исключительно одаренная актриса. Это талант. Это существо /извините за это слово/ необыкновенное… Из нее можно лепить многое. И режиссеру удалось вылепить много такого, что мы не видели до сих пор в образе Наташи. Мне очень понравилась Наташа, но прошу извинить, что я буду говорить с позиций мужчины. Наташу Ростову я всегда воспринимал как женщину, не только как девушку. В этой актрисе я не увидел этого. Может быть Бондарчук, как режиссер, увидел это. Здесь она еще не женщина, не физически, а душевно.

Представьте себе вы подходите к кусту роз и хотите сорвать цветок, вы сорвете не бутон, а раскрытый цветок, который благоухает. Она еще бутон, а не раскрытый цветок. Я вижу в ней девочку… Может быть. Через 2-3 года она немного пополнеет и будет выглядеть женщиной. Сейчас ей не хватает женственности. Но игра ее меня удовлетворила целиком. Она очень талантлива, у нее в глазах солнце. В ней и XVIII век и то, что сегодня»

И.А.Кокорева:

«Я не буду говорить о Наташе. Это действительно какое-то существо, рожденное определенным стилем жизни, эпохи. Она действительно как бы вышла из того мира. Это действительно какое-то открытие. Но из нее нужно делать образ, потому что рождается опасение, что не будет ли она обыгрывать свою такую непосредственность…. Но есть гораздо больше оттенков. Нужно, чтобы было мужание этого образа на экране. Если она останется этим милым непосредственным существом и не раскроется как женщина, как у Толстого, в жизни и обществе… Вот Одри Хепберн прекрасна, хороша, но, к сожалению, и Одри Хепберн не мужает».

Г.Н. Попов:

«Так вот по поводу Наташи. Она мне очень нравится, но тут правильно было сказано,  нельзя полагаться только на Божий дар. У меня вызвали опасения ее непосредственность и непрерывная порывистость – это немного навязчиво. Может быть, это будет не так. Я буду рад, если все скажут, что я не прав. Эта непосредственность сначала очаровывает, а потом может стать надоедливой. Но образ будет расти и ее манеры, очевидно, будут становиться более сдержанными. Но вообще она очаровательна и хорошо подойдет для этой роли».

А.А. Алов:

«Разумеется, как и всех, убедила Наташа. У меня было свое представление об образе, сейчас его нет. Теперь у меня это представление, настолько одухотворено, жизненно, что у меня иного представления об этом образе просто не существует».

Почти никаких нареканий не вызвала игра С.Ф. Бондарчука в роли Пьера, правда положительные отзывы о роли были достаточно краткими и немногословными. Однако, кому-то не понравилось исполнение роли Пьера в сцене с Наташей, а некоторые рецензенты (А. Алов, В. Юсов) не смогли расценить Сергея Фёдоровича вообще как подходящую кандидатуру на роль Пьера. Особенно вескими кажутся замечания режиссёра А. Алова, который справедливо замечает, что Пьеру в начале романа — всего 20 лет.

С.Ф.Бондарчук в роли Пьера

С.Ф.Бондарчук в роли Пьера

В.П.Строева:

«Вторая очень перспективная неожиданность — это сам С.Ф.Бондарчук в роли Пьера. Мне кажется, что это очень перспективно и очень интересно».

Н.К.Гудзий:

«Я получил большое удовольствие и от роли Пьера – С.Ф.Бондарчука. Это то, что нужно для Андрея».

В. И. Мурадели:

«Хочу сказать о С.Ф. Бондарчуке. Мы представляем С.Ф. как выдающегося трагедийного актера, а в этом фильме раскрывается новая черта, новая дорога его творчества. Это очень интересная область. Мне кажется, что это будет значительное явление в нашей кинематографии».

В.С.Ордынский:

«Что касается Безухова, когда он вошел, я увидел сразу Сергея Федоровича и немного внутренне сробел, но в последнем монологе мне понравилось».

К.Н. Воинов:

«Вот Вы не похожи на Пьера, но я знаю, что вы меня убедили своей внутренней сущностью, значительностью, которая есть у актера».

Г.Н.Попов:

«… Бондарчук великолепно может сыграть. Но вот сейчас первое впечатление, когда у вас идет драматический монолог объяснения в любви мне больше понравился, а вначале вы мне не понравились. В жизни у вас добрый рот, а на экране у вас дуга… злой рот».

А. А. Алов:

«Не забудьте, что у Толстого Пьеру Безухову всего 20 лет, и я не могу принять Бондарчука в этой труднейшей роли… Я не буду говорить, как я отношусь к Сергею Федоровичу, как к актеру; конечно, он может играть эту роль, но я бы на его месте подумал, чтобы кого-то заставить так играть эту роль по всем тем психофизическим данным, которые предлагает нам Лев Николаевич Толстой, к мнению которого нужно относиться уважительно».

В. И. Юсов:

«Относительно такой ответственной роли, которую взял на себя Сергей Федорович, здесь безусловно его актёрская игра убеждает, но мое представление о Пьере не увязывается с внешностью Сергея Федоровича».

Некоторые актёры, например, Н.К.Симонов, пробовавшийся на Кутузова, или Л.И.Красенкова в роли княгини Лизы – вызвали единодушное неодобрение у членов комиссии.

Л.О. Арнштам:

«Кутузов – Симонов никуда не годится. Это совершенно декоративное решение этого образа».

Б.В. Барнет:

«Кутузов /актер Симонов/, по-моему, это совсем не Кутузов, у него нет портретного сходства, и какая-то в нем появилась обветшалость человеческая, которую, по-моему, Кутузову не следовало бы давать».

Члены комиссии попросили доработать образ Николая Ростова, представленного О. П. Табаковым.

В.П.Строева:

«Мне кажется, что Николай Ростов – Табаков немного переиграл. Конечно, Табаков все может сделать, но где-то внутренне, мне кажется, он не ощутил этого образа. Хотелось бы, чтобы где-то за скобками чувствовалась вся толстовская глубина, какой бы образ не решался. И здесь, мне думается, нужно многое взять у Табакова, хотя он является одним из самых талантливых наших актеров».

Л.О.Арнштам:

«…Табаков производит впечатление человека измученного алкоголем, а не исстрадавшегося от того, что случилось. А у Толстого простое помещичье-дворянское здоровье, обыденность. Этого прелестного здоровья у него нет. Я понимаю твою задачу, но в Николеньке не должно быть никакого инфантилизма, он крепкий мужичок и весь в папеньку»

Многочисленные дискуссии вызвала и роль Александра I в трактовке С.Ф. Бондарчука. Многим комментаторам он показался слишком «женственным», «шаржированным», «опереточным». Так, режиссеры Г.Я. Колтунов и Л.О. Арнштам попросили С.Ф. Бондарчука отнестись к фигуре Александра I более серьёзно, как к умному политику и незаурядной личности. Занимательно, что в оценке фигуры Александра I не было претенциозного «классового» подхода, наоборот – роль Александра I в истории оценивалась членами комиссии беспристрастно.

Виктор Мурганов в роли Александра I

Виктор Мурганов в роли Александра I

В. Строева:

«Внешне любопытен Александр I - Мурганов. Но он мне не показался сильным актером. Глубинности в нем нет. Александр I был все-таки большой игрок. он великолепно играл. Поэтому актер должен немного вырасти. А внешний выбор мне кажется очень интересным».

В. Р. Щербина:

«Александр I действительно женственен. Не знаю, как он будет раскрываться как актер, но внешне он создает довольно внушительное впечатление. Вы правы, что одна фраза еще ничего не говорит, но в истории Ключевского и у Толстого он всегда был таким»

Н.К. Гудзий:

«Александр I выглядит несколько женоподобно. Я бы придал ему более острые черты во внешности».

Г. Н. Попов:

«Если взять исторического государственного деятеля Александра I, то можно говорить много, что он женственный, что он незначительный, но не в этом дело, такой краткий показ производит первое впечатление: он слишком субтильный. Если вы будете шарживать, тогда нужно идти по этому пути. Рано судить, но он мне не понравился»

Л.О.Арнштам:

«Александр I мне не нравится. Все-таки гомосексуалиста из него не следует делать. Все-таки в нем было прелестное обаяние, которое действовало и которое нельзя отрицать».

Г. Я.Колтунов:

«Александр I портретно сначала произвел на меня хорошее впечатление. Мне интересно было на него смотреть, хотя вначале он был чуть-чуть опереточным. Но, мне кажется, что он должен быть постарше к 1812 году. В нем должен быть виден не только аристократ и владетельный человек, но и ум. Он был тогда человеком тонким, хитрым, великолепным дипломатом».

Г. Я. Колтунов о персонаже Александре I

Г. Я. Колтунов о персонаже Александре I

В отношении двух актёров, которые представляли в кинопробах старого князя Болконского, мнения коллег разошлись. Одним понравился В.Г. Кольцов, другим — А.П. Кторов.

А. П. Кторов в роли старого князя Болконского

А. П. Кторов в роли старого князя Болконского

Н.К. Гудзий:

«Что касается старика Болконского, по внешности, больше понравился Кольцов. Кторов моложаво выглядит. Но я не могу сказать, кто из них предпочтительнее, потому что каждый из них дан в различных положениях и эпизодах. Трудно сказать, как бы Кторов играл то, что играет Кольцов, и как бы Кольцов играл тот фрагмент который играет Кторов».

Б.В. Барнет:

«Я никак не могу принять Кольцова, он нашел какой-то кусочек шепелявого, но, по-моему, Кторов (это первая проба) сильнее, убедительнее. Кторову нужно показать эту пробу и он поймет, чего не надо делать, и, по-моему, Кторов – актер очень интересный, и нужно добиться подлинности поведения».

Л.О.Арнштам:

«Из стариков Болконских мне кажется непосредственно лучше Кторов. Кольцов это Екатерининский барин, но это чертовски острый образ. Но то, что заложено в старике Болконском у Кольцова не присутствует, а у Кторова это есть».

Г. Я.Колтунов:

«Старик Болконский. На меня из двух значительно большее впечатление произвел Кольцов. Правы товарищи, что он должен быть немного сам Суворов с виду и по поведению для того, чтобы в нем чувствовалось суворовское начало. Об этом хорошо говорила В.П. Строева. Но он конечно острее, интереснее. Ему мешает немного то, что в нем есть такой немецкий педантизм. Но в этой неясной речи, в этой манере актера. Если ближе повести к Суворову, он может быть интереснее».

Однозначно положительной оценки удостоился актёр В. Я. Станицын, которого С. Ф. Бондарчук утвердил на роль Ильи Андреевича Ростова.


В. Р. Щербина:

«Станицын, по-моему, очень хороший. Это действительно XVIII век, это настоящий граф Ростов».

И. А. Кокорева:

«Если смотреть на эти пробы и на выбор актёров как на попытку представить определенный мир в определенной эпохе, мне кажется, что здесь у режиссера больше всего удач. И в этом смысле выбор актера Станицына тоже очень справедлив, потому что, во-первых, за Станицыным стоит школа МХАТа, и это актер, несущий в себе весь груз русской культуры».

Так как на некоторые роли было предложено несколько кандидатур – после просмотра кинопроб в Художественном Совете «Мосфильма», а затем в Министерстве культуры – актёры были выбраны и утверждены «коллегиально»: Б. А. Смирнов на роль князя Василия, Е. А. Тяпкина на роль Ахросимовой, А. П. Кторов на роль старого князя Болконского. (Дело 318, оп. 6)

Утверждение актёров на роли Худ. Советом 10 сентября 1962 г.

Утверждение актёров на роли Худ. Советом 10 сентября 1962 г.

Но гораздо более сложным оказался поиск исполнителя роли Андрея Болконского….

Продолжение материала о подборе актеров доступно по этой ссылке.

Иллюстрации: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».














Поделиться новостью: