Mosfilm.ru продолжает серию публикаций «Мосфильм: История. Люди. Тайны», посвященных 100-летию киностудии, которое будет отмечаться 30 января 2024 года. О том, как складывались для «Мосфильма» 1980-е годы – время «крутого перелома», фактически подведшего черту под историей советского кино - в нашем материале.
История «Мосфильма» 1980-х стала наиболее ярким отражением бурных общественно-политических событий десятилетия, ставшего для СССР последним. Вслед за настроениями в обществе радикально менялась и тональность кинематографа – его сюжеты, проблематика, герои... И если на старте десятилетия, совпавшего с Олимпиадой в Москве, кино ещё оставалось в полном смысле «советским» - создавалось прежними методами и на прежних принципах - то после эпохального Пленума ЦК КПСС 1985 года и с началом «Перестройки» кинематограф, вслед за государственной системой, переживал поистине революционные изменения.
48 художественных и документальных фильмов было выпущено «Мосфильм» в 1980-м – и это не считая короткометражных лет. С производственной точки зрения – пик развития и возможностей киностудии, с содержанием и смыслами картин – пока тоже внешнее спокойствие, привычные жанры и формы. Отход от неистовой романтики произошел ещё в прошлое десятилетие, предчувствие и желание перемен «висит» в воздухе, но внятно эти настроения пока себя никак не артикулируют. Это, впрочем, не означает, что сам кинопроцесс пребывает в стагнации или вовсе остановился.
В начале-середине 80-х выходят блестящие, во многом прорывные фильмы Карена Шахназарова «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх» - свежий взгляд, фактически перезагрузка жанра музыкального фильма, значительно расширившая ранее установленные рамки. Состояние смутного общественного беспокойства в те годы достаточно смело фиксирует творческий тандем Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе в картине «Охота на лис», а позже более радикально в ленте с говорящим названием «Остановился поезд». Тревожные контуры будущего можно было разглядеть и в фантастической аллегории Александра Митты «Сказка странствий». Впрочем, большая часть режиссеров продолжает работать в духе предыдущих десятилетий. Но и эти картины тоже правдивы, своевременны, талантливы – «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова, «Формула любви» Марка Захарова, народная комедия «Любовь и голуби» Владимира Меньшова…
На съемках фильма "Мы из джаза" (1983)
Крутой перелом происходит в середине десятилетия. После Пленума ЦК КПСС в апреле 1985 года, обозначившего курс на дальнейшую политику «гласности», в стране достаточно быстро была ослаблена цензура, произошел слом привычных стереотипов. Многие архивные документы были рассекречены, перестали замалчиваться хозяйственные проблемы, было снято строгое «табу» с многих ранее запрещенных тем. Разрешенная «сверху» свобода творчества незамедлительно отразилась и на кинематографе. Вехой в истории советского кино в этом смысле стал V съезд Союза кинематографистов СССР, состоявшийся год спустя – в мае 1986 года. Съезд проходил в Кремле и стал поворотным пунктом в развитии кинематографического сообщества страны, по сути, оформив в нем скандальный раскол. Часть кинематографистов, недовольных государственной монополией, консерватизмом «старой школы», худсоветами и прочим, выступали за «омоложение» режиссуры, выпуска в прокат «полочных» фильмов. Многие признанные мэтры советского кино – такие как Сергей Бондарчук и Станислав Ростоцкий - были обвинены в «застойности», лишены права голоса и просто вычеркнуты из состава СК. На волне перестроечного энтузиазма на пост председателя Союза кинематографистов был избран режиссер-мосфильмовец Элем Климов. Кстати, чуть ранее, сразу после «апрельских тезисов» Михаила Горбачева сменился и гендиректор «Мосфильма» - кресло Николая Сизова занял Владимир Ильич Десятерик (1937 - 2019), тоже человек не из кинематографической среды – историк, журналист, директор издательства «Молодая гвардия».
Владимир Ильич Десятерик - директор киностудии "Мосфильм" в 1885 - 1987 гг.
В одночасье оказавшись в новых реалиях и «Мосфильм», и весь советский кинематограф если не подстраивался, то хотя бы пытался поспеть за быстро меняющимся временем. На экраны возвращаются запрещенные ранее фильмы – такие как «История Аси Клячиной…» Андрея Кончаловского, «Скверный анекдот» А. Алова и В. Наумова, «Урок литературы» Алексея Коренева, легшие «на полку» ещё в 1960-е, «Тема» Глеба Панфилова, «Агония» Элема Климова и другие. Параллельно в производство стали запускаться картины, поднимающие острые социальные темы, актуализирующие исторические события, казалось бы, давно преданные забвению.
Темпы производства по-прежнему стабильно высокие – в 1986 году «Мосфильм» выпускает 50 фильмов. Но теперь для большей части лент характерны раскрепощение, поиск внутренней свободы, попытка выйти за общепризнанные идеологические нормы. Советское кино, пожалуй, впервые по-настоящему честно, без флёра романтики отреагировало на появление нового поколения - самостоятельного, критичного, острого на язык. Таков герой знаменитого «Курьера» Карена Шахназарова – Иван Мирошников. Циничной, а порой и просто запредельно жестокой предстаёт молодёжь в фильмах «Плюмбум, или Опасная игра» Вадима Абдрашитова и «Дорогая Елена Сергеевна» Эльдара Рязанова. Предельно реалистичный фильм о подростках «Чучело» снял Ролан Быков, картины которого раньше не выходили за рамки детских музыкальных сказок.
Кристина Орбакайте и Ролан Быков на съемках фильма "Чучело"
Сергей Соловьев снимает фильмы-манифесты, девизом которых становится песня-клич Виктора Цоя в «Ассе»: «Мы ждём перемен!» Хотя перемены уже идут такие, что впору притормозить, чтобы хотя бы отдышаться… Ведь многие еще вчера образцово-советские кинематографисты вдруг как по команде стали смаковать на экране самые тёмные стороны человеческой натуры, нищенский быт, беспросветность и жестокость… «Чернуха» - емкое определение жанра, возникшее именно в 1980-е.
Ведущие режиссёры «старой школы» не то чтобы избегают новых тем и драм современной жизни, но работают всё же с оглядкой на традицию, на верность высоким идеалам искусства – Сергей Бодарчук выпускает историческую картину «Борис Годунов», Георгий Данелия снимает фантастическую антиутопию «Кин-дза-дза!», где за довольно мрачным визуальным рядом можно разглядеть гуманистический посыл. Оптимизмом, верой в человека наполнены картины «Человек с бульвара Капуцинов» и «Самая обаятельная и привлекательная» - в то время поколения сорокалетних режиссеров Аллы Суриковой и Геральда Бежанова. Карен Шахназаров снимает фантасмагорию "Город Зеро" - это первая серьезная и во многом новаторская попытка осмысления реалий позднесоветской жизни, причин происходящего в стране и весьма пугающих перспектив в будущем - впрочем, о смыслах картины спорят до сих пор.
"Кин-дза-дза" - оригинальный плакат фильма (1986 г.)
Запретных тем – нет совсем. Но долгожданная свобода творчества обернулась и неожиданной стороной. Государство, отказавшись от контроля за кинопроизводством, в то же время значительно сократило и его финансирование. Так что первоначальное воодушевление кинематографистов, какое-то время вполне свободных в своем творчестве за государственный счёт, довольно быстро разбилось о хаос экономической жизни позднего СССР. На рубеже 80-90-х киностудиям и объединениям, активно создававшимся в это время при «Мосфильме», всё чаще приходилось самим изыскивать средства на производство картин. Фильмы все чаще снимались на деньги коммерческих структур, зачастую далеких от киноискусства, к концу десятилетия на «Мосфильме» впервые возникает проблема технического переоснащения, своевременного ремонта павильонов. Приходит в упадок и система кинопроката. С развитием видеосалонов посещаемость кинотеатров заметно снижается, а советское кино – пусть и заметно раскрепостившееся – всё равно проигрывает конкуренцию голливудским и азиатским боевикам.
Владимир Досталь - руководитель "Мосфильма" в 1987 - 1998 гг.
Тем не менее, «Мосфильм» оставался государственной структурой. С 1987-го года должность генерального директора занял Владимир Николаевич Досталь (р. 1942), человек долгое время работавший в кинематографе, мосфильмовец, знавший систему кинопроизводства не понаслышке. С 1989 года киностудия перешла на полный хозрасчет и самоокупаемость, что предполагало так же полный объем уплаты всех налогов. С учетом произведенных изменений приказом Госкино СССР от 20 июля 1989 года Киностудия «Мосфильм» была переименована в Государственное творческо-производственное объединение (ГТПО) «Мосфильм». Спустя полтора года - 19 октября 1990 года Совет Министров СССР принял постановление «О создании Киноконцерна «Мосфильм».
В новое десятилетие страна буквально вползает, пребывая в состоянии нарастающего политического, экономического, социального и культурного хаоса. Но вот что удивительно: кинопроизводство ещё живо, «Мосфильм» чувствует себя вполне бодро, хотя всем понятно – ближайшие годы будут для студии весьма непростыми. Ресурсы предыдущих лет стремительно истощаются, а в общих общественных настроениях «Разрушить все до основанья!» внятного будущего – не то, что для киностудии, для самого государства, увы, пока не просматривается.
Комментарии (0)