Алексей Герман мл.: «Воздух» - история о том, как мы уперлись и оттолкнули немецкую военную машину

Алексей Герман мл.: «Воздух» - история о том, как мы уперлись и оттолкнули немецкую военную машину
Фотогалерея
На съемках фильма "Воздух" (фото кино-театр.ру)
На съемках фильма "Воздух" (фото кино-театр.ру)
На съемках фильма "Воздух" (фото кино-театр.ру)
На съемках фильма "Воздух" (фото кино-театр.ру)
На съемках фильма "Воздух" (фото кино-театр.ру)
На съемках фильма "Воздух" (фото кино-театр.ру)
⇐ Вернуться к списку

На «Мосфильме» идёт звуковое постпроизводство картины «Воздух» - военной драмы о советских лётчицах Великой Отечественной войны. Съемки фильма заняли почти три года. По масштабу и технологической сложности ленту Алексея Германа мл. уже сравнивают с «Дюнкерком» Кристофера Нолана. Mosfilm.ru встретился с режиссером и выяснил, что это будет предельно реалистичное, но в то же время зрелищное кино.


- Алексей Алексеевич, рады видеть вас на «Мосфильме», тем более, на потспроизводстве после, как выясняется, достаточно долгого съемочного периода. Сообщалось, что съемки картины «Воздух» то останавливались, то возобновлялись. Из первых уст, как говорится – за какое время был снят фильм?

- Съемки картины «Воздух» начались 12 января 2020 года. Мы должны были снимать «зимнюю картину» - должно было быть много снега, много объектов должно было находиться на льду. В итоге той зимой лед в Санкт-Петербурге не встал вообще – ни на Ладоге, ни в Финском заливе, нигде… Снега тоже не было. Зато были февральские штормы, которые сносили наши декорации! Только-только мы подстроились под погоду, началась пандемия Covid-19. Пришлось остановиться. Но даже когда закончился локдаун, возобновить съемки мы не смогли - учитывая противоэпидемиологические требования, съемочная группа в триста человек просто не могла работать на площадке одномоментно. Кроме того, изначально мы планировали съемки в Чехии (там находился необходимый парк военных самолётов 1940-х годов) – их тоже пришлось отменить. Так что мы довольно долго простояли. В 2021 году снова началась подготовка к съемкам – к этому времени значительно поменялся состав съемочный группы, изменился и сам концепт нашего проекта. Мы уже не верили, что будем работать в Чехии (фильм был «заточен» под настоящие военные самолёты), так что начали менять саму технологию воздушных съемок. В итоге снимали долго – некоторые досъёмки были всего неделю тому назад.

- Сложно возвращаться в работу после перерыва? Какие тут могут быть риски?

- Главная сложность - постоянный набор новой команды. Люди не могут ждать год – кто-то приходит, кто-то уходит. По сути, это же был перезапуск картины – повторный набор реквизита, поиск новых локаций, новые графики актёров… Многое пришлось начинать с нуля.

1079692.jpg
Анастасия Талызина и Алексей Герман мл. на съемках фильма "Воздух" (фото кино-театр.ру)


- В начале 2000-х вы сняли военную картину «Последний поезд». «Воздух» тоже военная картина, однако гораздо большего масштаба. Для вас это вызов, новый профессиональный этап?

- Это самая технически сложная моя картина. Технологически она и в рамках сегодняшнего российского кино одна из самых масштабных. Безусловно, это профессиональный вызов. Изначально была идея сделать достаточно реалистичный и в то же время зрелищный военный фильм – с точки зрения воздушных съемок не уступающий условному «Дюнкерку» (реж. К. Нолан, 2017 г. – прим. ред.) В принципе, мы очень к этому близки, на мой взгляд.

- Алексей Алексеевич, а почему мы вообще равняемся на кого-то? Нужно ли это с учетом текущих реалий?

- Я тоже считаю, что не нужно. Но есть общепризнанные критерии качества.

- Кстати, помимо масштабов, «Дюнкерк» ещё и снят достаточно новаторски, и монтаж там тоже оригинальный.

- С точки зрения технологий, думаю, мы эквиваленты ленте Кристофера Нолана. Возможно, в некоторых моментах, мы даже лучше и гораздо более «продвинуты» в плане технологических решений. Другое дело, что создателям «Дюнкерка» было проще – они снимали при другой погоде, у них были настоящие самолеты, у них был кратно больший бюджет. Мы же элементарно были вынуждены обшивать весь аэродром – летной формы тех лет практически не сохранилось. У нас очень сложная технология воздушных съемок – есть фрагменты с участием реальной боевой техники, есть высший пилотаж, есть съемки с интегрированием компьютерной графики, масштабные макеты самолетов, которые мы поднимали в воздух с использованием специальной техники. Одних только самолетов Як мы построили двенадцать! Воссоздавали и «Мессершмитты». Художник-постановщик картины Елена Окопная, на мой взгляд, создала крайне убедительный художественный мир – начиная от разных модификаций военной техники, причем редкой, до очень убедительных костюмов. Съемки проходили в павильонах, и на натуре. Снимали мы в основном на Севере России – Санкт-Петербург и Ленинградская область, Петрозаводск. Отдельные сцены были сняты в Саратовской и Нижегородской областях.

- Это оригинальная история либо за ней стоит военная проза? Может быть биографии, реальные факты из жизни?

- В картине рассказывается история о подразделении девушек-лётчиц, поступивших на службу в истребительный авиационный полк. Здесь они взрослеют, любят, ссорятся, мирятся, учатся летать, воюют... Это история, в том числе, про то, как мы уперлись и оттолкнули немецкую военную машину, которая ехала на нас катком. События в фильме разворачиваются в период 1942-1944-гг. Это вымышленная история - мы идем на некоторые исторические допущения. Например, весной 1942-го ещё не было самолетов Як-1Б. Мы же ввели в фильм более позднюю модификацию самолета. С одной стороны это историческая ошибка, с другой – мы шли на это сознательно. В том числе потому, что для графики нам нужна была именно такая кабина. Помимо небольших исторических и драматургических «обострений», на мой взгляд, картина очень близка к тому, что вполне могло быть в реальной жизни.

- Как вы думаете, военное кино - это вообще тренд ближайшего десятилетия?

- Понятно, что таких фильмов будет много, но военное кино нельзя делать «для галочки». Зачастую такие картины сейчас снимают люди, ничего о войне не знающие – элементарно не понимающие, что они снимают. Так что есть большая опасность в этом плане. Стране не нужны плохие фильмы о Великой Отечественной войне, пусть их будет меньше, но они должны быть достойными. Этот процесс не должен затеваться ради зарабатывания денег массой непонятных кинокомпаний и продюсерских центров.

- Несколько слов о работе непосредственно на «Мосфильме».

- Сейчас идёт речевое озвучивание. Здесь же будем делать перезапись картины. То есть большая часть звуковых работ будет сделана на «Мосфильме». Думаю, месяца через три-четыре должны картину закончить.

 

 

«Воздух» (Россия, 2023). Информация о фильме

Постер.jpg

«Вторая мировая война. В СССР идут тяжелые бои. Немецкая армия наступает. В смешанный авиационный полк прибывает подразделение девушек-летчиц. Все они – еще юные, необстрелянные и не совсем понимают пока, что такое война. Они одни из первых девушек-летчиц на фронте. Многие к ним еще не привыкли, как не привыкли вообще к войне.

Девушкам приходится трудно, но они день за днем доказывают, что они не хуже мужчин.

Главная героиня Женя – талантливая летчица со сложной судьбой, многое пережившая, научилась не привязываться к людям, чтобы потом не страдать от боли утраты. Она боится своих чувств и старается сдерживать их. Единственное, чего хочет Женя – хорошо летать и побеждать противника. Ей бы хотелось слиться с воздухом, с ветром, с самолетом в одно целое. В череде воздушных боев девушки воюют все лучше и лучше. Но многие в полку гибнут. Жене трудно даются дружба и любовь, в небе, в бою она чувствует себя больше на своем месте. Вскоре она становится лучшим летчиком полка, хотя вокруг нее остается все меньше живых. Женя взрослеет и готовится вступить в свой последний бой».


Режиссер Алексей Герман мл.

Сценаристы Елена Киселёва, Алексей Герман мл.

Операторы Константин Постников, Наталья Макарова, Юлия Галочкина

Художник Елена Окопная

Продюсеры Артём Васильев, Константин Эрнст, Леонард Блаватник

В ролях Анастасия Талызина, Кристина Лапшина, Аглая Тарасова, Елена Лядова, Антон Шагин, Сергей Безруков, Кристина Исайкина-Бергер, Полина Дудкина, Пётр Логачёв, Ксения Попова-Пендерецкая, Филипп Дьячков, Дарья Шевелько, Андрей Кондратьев, Алёна Митюшкина, Юлия Шишова, Игорь Митюшкин и др.

Производство METRAFILMS, «Амедиа Продакшн» при участии Фонда Кино, Первого канала, Фонда «Кинопрайм», Комитета по культуре города Санкт-Петербурга и Киностудии «Ленфильм»

Жанр военный фильм, драма


Фото в галерее: Кино-театр.ру

Поделиться новостью: