«Состарить костюм – целое искусство!»

«Состарить костюм – целое искусство!»
Фотогалерея
Отобранные для массовки костюмы
Часть костюмов будет создана по эскизам Дмитрия Андреева и Владимира Никифорова
Художник по костюмам Дмитрий Андреев - обладатель премий "Золотой Орел" и "Ника"
Специалистки по "фактуриванию" тканей
Одежда для участников массовки
Жилеты конца 19 века
Головные уборы
"Состаренные" ткани
В производственной мастерской
Фотографии городских типажей конца 19-начала 20 вв.
⇐ Вернуться к списку

Mosfilm.ru представляет интервью с Дмитрием Андреевым – одним из художников по костюмам предстоящей кинокартины «Хитровка». Съемки нового фильма режиссера Карена Шахназарова начнутся летом этого года, а в данный момент на «Мосфильме» полным ходом идёт подготовительный период: проводятся актёрские пробы, строятся декорации, шьются костюмы для главных героев и массовки. Подробнее об этой огромной и интересной работе – читайте в нашем материале.

 

- Дмитрий, «Хитровка» (рабочее название – прим.) проект масштабный, исторический. Соответственно, и задачи перед художниками по костюмам стоят глобальные?

- Задачи, прежде всего, интересные. Несмотря на то, что я очень люблю историческую точность костюма, здесь мы изначально договорились с режиссером-постановщиком Кареном Шахназаровым, что можем не сдерживать нашу фантазию, отходить от устоявшихся канонов. Я изначально увидел героев этого фильма, как персонажей фентэзи в стиле Гая Ричи или Тима Бертона… Но мы, конечно, пытаемся нащупать своё оригинальное решение. Сейчас пытаюсь примерять на актёров костюмы, которые придумал. Что-то подходит, что-то нет, поэтому ищется что-то другое. Мы постоянно всё обсуждаем. (Художники по костюмам кинокартины «Хитровка» - Дмитрий Андреев и Владимир Никифоров – прим.)

- На каком этапе вы находитесь сейчас?

- Работа идёт по двум направлениям. Первое – пробуем актёров, главные герои, второй план. Какие-то персонажи у нас уже утверждены, буквально сегодня утвердили исполнительницу главной роли. Второе - готовим массовку. Какие-то вещи дошиваем, какие-то «фактурим». Идет пошив одежды городской массовки, которая у нас делится на представителей респектабельного класса и обитателей городских низов. Изначально с режиссером Кареном Шахназаровым и художником-постановщиком Сергеем Февралёвым мы приняли общие концепции - по свету, по силуэтам. В рамках этих коллективных решений мы и воплощаем наши замыслы в жизнь.

- Давайте разъясним читателю слово «фактурить». Я так понимаю, что это искусственное состаривание, покраска, загрязнение одежды?

- Да. И то, и другое, и третье! Как говорил один известный режиссер: «Фактура – это не грязь, хотя и грязь тоже». Фактура – это прошлое. Понятно, что среди костюмов есть просто ношенные или потёртые вещи. Мы же достигаем нужного состояния костюма искусственным способом – красками, щетками, тёрками и т.д Тут все идёт в ход – даже марганцовка. Поверьте, состарить костюм – это целое искусство! В советском кино на это не так сильно обращали внимание, сейчас обращают.


IMG_2276.jpg
Искусственное состаривание ткани


- Ну, сейчас и картинка лучше. На экране видны мельчайшие детали.

- Это тоже – цифра читает фактуры иначе, чем плёнка. Но и мы научены опытом наших западных коллег, которые в какой-то момент увлеклись фактурой костюмов. Со времен «Парфюмера» Тома Тыквера в кино наступил настоящий бум фактуры! Стараемся соответствовать современным стандартам.

- Сколько всего костюмов будет в фильме?

- Конкретно по пошиву – сто комплектов. Но это только то, что шьется специально. Будут использоваться и уже готовые костюмы. Всего - более 1200-т комплектов.

- Как вы структурируете весь этот массив?

- Есть «хитровская группа» - это босяки, нищие, бродяги. В общем, обитатели Хитровки и её окрестностей. Я называю эту группу «Ад». Ей противопоставлен условный «Рай» - респектабельная Москва, городской свет и интеллигенция. Обитатели этих двух миров, так или иначе, соприкасаются друг с другом. Один из главных героев – и вовсе проводник из одного мира в другой. Эдакий Вергилий.

- Много ли приходится непосредственно шить и насколько фонды «Мосфильма» закрыли ваши потребности?

- И с продюсером, и с режиссером я с Владимир договорились о том, что постараемся максимально пополнить наши кладовые новыми костюмами, свежим пошивом. И хотя здесь не такое большое поле для деятельности, как например, в «Анне Карениной. Истории Вронского» - мы постараемся. Дошиваем костюмы периода 1895-1897 годов - это будет в основном светская женская одежда. То, что касается самой Хитровки, то тут особый подход. Мы берем определенные вещи в «Доме костюма и реквизита» - в основном те, что не пользуются спросом, и «дофактуриваем» их. После съемок из этих вещей в ДКР будет создан отдельный ряд под названием «Фактурные костюмы». Ведь с ними-то как раз всегда большие проблемы – всё, что хранится, как правило, чистое, стиранное. А ведь в кино нужны и «грязные» вещи.

- Какой-нибудь разорванный зипун. Для большей достоверности…

- Именно! Рваный зипун, повидавший многое на своем веку – грязный, с дырками. Как иначе добиться в кадре правды жизни? Теперь такая одежда будет представлена – на радость художникам по костюмам.  


IMG_2252.jpg
В пошивочной мастерской


- А на что вы ориентируетесь, создавая эти костюмы? Чем вдохновляетесь?

- Лично для меня Хитровка – тема новая, ранее никак с ней не соприкасался. Конечно, прочитал все то, что было написано на эту тему Владимиром Гиляровским. Он же – знаток той Москвы и её нравов. Но, знаете, мы решили отойти от клише, что российская столица рубежа 19—20 вв. – это ярмарочный, пестрый, яркий город. С Сергеем Февралёвым мы договорились, что вне Хитровки – это будет холодное отстраненное городское пространство, в какой-то степени прообраз мира будущего. Очень много наружной рекламы, электрические столбы, спешащие по делам люди и т.д. А вот сама Хитровка – это такой тёмный угрюмый мир прошлого.

- Насколько тесно сотрудничество художника по костюмам и художника-постановщика?

- Наитеснейшее сотрудничество! Формально мы с Владимиром Никифоровым вообще подчиняемся департаменту художника-постановщика. И, конечно, помимо решений режиссера и оператора картины, я в первую очередь отталкиваюсь от его видения и от его решений. Для нас это уже не первое сотрудничество с Сергеем Февралёвым, так что работаем в плотной спайке.

- Насколько ваш цех готов к съемкам в процентном отношении?

- Думаю, процентов на тридцать пять. Мы долго разгонялись, но теперь бежим. Подключились художники по фактуре – сегодня посмотрели как она «работает». Фотографировали персонажей в интерьере и на натурной площадке. Костюмы главных героев зависят от наличия самих актеров – пока артист не утвержден на роль, шить на него костюм просто невозможно! И хотя главных персонажей не так много, для каждого из них будет создано несколько комплектов костюмов. Пробы продолжаются, актерский ансамбль собирается постепенно. Нами уже закуплены нужные ткани, скоро начнем крой – так что самый первый этап по созданию костюмов мы прошли.

 

Ранее по теме:

Кинокартина «Хитровка»: идут актёрские пробы

«Мосфильм» запустил в производство кинокартину под рабочим названием «Хитровка»

Поделиться новостью: