Закончена цифровая реставрация знаменитой картины Михаила Ромма. 19 ноября в 18-00 состоится онлайн-премьера фильма на официальном канале «Мосфильма» в Youtube, после которой лента будет доступна для бесплатного просмотра в высоком качестве.
Реставрация драмы «9 дней одного года» Михаила Ромма продолжалась три месяца. Исходные материалы – плёнки производства фирмы ORWO (ГДР) – были предоставлены Госфильмофондом РФ в рамках договора о сотрудничестве с «Мосфильмом». Главный реставратор, работавший над восстановлением ленты – Марина Алексахина, цветокоррекция – Ирина Агафонова, сканирование – Евгений Верлочёв (все - специалисты ПК «Телекино»).
Один из самых знаменитых кадров картины "9 дней одного года"
Напомним, что фильм в процессе реставрации проходит несколько технологических этапов. Сначала проводится подготовка плёнки к оцифровке – производится ультразвуковая чистка, удаляются поверхностные загрязнения, пыль и грязь. После такой физической очистки, материалы оцифровываются в высоком разрешении на фильм-сканерах (ArriScan и Northlight). Каждый кадр преобразуется в цифровой файл. Например, в картине длительностью 100 минут – 150 тысяч кадров, и практически каждый необходимо отреставрировать. Некоторые работы проводятся в автоматическом режиме, но многое специалисты выполняют вручную.
Далее производится первичная цветокоррекция материала, выстраивается цветовой ряд, идет поиск цветового решения. Чтобы сделать это корректно, специалистам необходимо отсмотреть имеющиеся материалы прошлых лет – картины на пленке, «видеомастера» (используются специалистами как ориентир для дальнейшей работы в целях понимания авторского замысла).
На следующем этапе, собственно, устраняются дефекты, о которых говорилось выше. Одновременно идет работа по реставрации звука, устраняются щелчки, «шипы», устанавливается необходимый уровень звучания. Затем выполняется финальная цветокоррекция, и фильм уже со звуком и в обновленном качестве получает «второе рождение». Все материалы, необходимые для распространения фильма, будь то кинотеатральный, телевизионный показ или размещение на Интернет-площадках, поступают в цифровой архив, а исходные материалы на физических носителях передаются в «Мосфильмофонд».
Премьера картины уже сегодня – на официальном канале «Мосфильма» в 18 часов. Не пропустите!
Киноконцерн «Мосфильм» проводит все реставрационные работы полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования.
К настоящему моменту специалистами «Мосфильма» отреставрировано уже более 110 кинолент, в числе которых: «Иди и смотри» (реж. Элем Климов), «Восхождение», (реж. Лариса Шепитько), киноэпопея «Война и мир» (реж. Сергей Бондарчук), «Сталкер», «Андрей Рублев» (реж. Андрей Тарковский), «Курьер» (реж. Карен Шахназаров), «Иван Грозный», «Александр Невский» (реж. Сергей Эйзенштейн), «Калина красная» (реж. Василий Шукшин), «Любовь и голуби» (реж. Владимир Меньшов), «Я – Куба» (реж. Михаил Калатозов), «Вий» (реж. Александр Птушко) и многие-многие другие. Важно отметить, что все фильмы ведущих мастеров советского кинематографа – С. Бондарчука, А. Тарковского, Э. Рязанова, Г. Данелия, Л. Гайдая и др. права на которые принадлежат «Мосфильму», отреставрированы полностью.
Отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).
В 2017 году «Мосфильм» получил гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Э. Климова.
Справочная информация:
Действие киноповести происходит в 1960-е годы. Молодые учёные-ядерщики — одержимый экспериментатор Дмитрий Гусев и скептически настроенный теоретик Илья Куликов — давние друзья, влюблённые в одну девушку по имени Лёля. Гусев возглавляет научные изыскания, начатые его учителем Синцовым, который в результате эксперимента получил смертельную дозу радиации. Облучён и Гусев. Врачи предупреждают об опасности, но, понимая важность своей работы, учёный продолжает опыты.
Алексей Баталов и Татьяна Лаврова
Рабочее название фильма - «365 дней». На главные роли были приглашены популярные актёры Юрий Яковлев и Алексей Баталов. Перед самым началом съёмок Яковлева, попавшего в автомобильную аварию, получившего сотрясение мозга и перелом ключицы, пришлось заменить Иннокентием Смоктуновским. На главную женскую роль была утверждена молодая и малоизвестная актриса театра «Современник» Татьяна Лаврова. Роль Лёли стала для Татьяны главной в её кинокарьере.
«Я с огромным интересом работал над образом Дмитрия Гусева. Жизнь этого ученого-атомщика заполнена упорным, осмысленным и притом совершенно не бросающимся в глаза подвигом. Роль Гусева особенно привлекает меня тем, что он — человек сегодняшнего дня, глубоко интеллигентный, можно сказать — человек новой советской формации», — признавался позднее Алексей Баталов.
Сценарий фильма был написан Даниилом Храбровицким совместно с Михаилом Роммом. Оператором картины стал дебютант Герман Лавров. Во многих отношениях картина стала новым словом в советском кинематографе. Специалисты отмечали необычную трактовку музыкальной темы и звукорежиссуры — собственно музыки там почти нет, есть только некое звуковое сопровождение технологического толка. Новаторскими с технологической стороны стали также и декорации к картине.
Алексей Баталов и Михаил Ромм на съемкх картины
Съёмки фильма заняли 6 месяцев. 5 марта 1962 года в московском кинотеатре «Россия» состоялась премьера фильма.
Научным консультантом в картине был лауреат Нобелевской премии по физике 1958 года Игорь Тамм. Конец 1950-х и начало 1960-х - время значительных успехов в области управляемого термоядерного синтеза. Тогда начались смелые эксперименты советских учёных на установке МТР. Случай с так называемыми «фальшивыми нейтронами» получил широкую огласку, но в реальности управляемой термоядерной реакции, о которой так мечтал герой фильма Гусев, тогда не произошло. Специалисты отмечали, что в целом физическая картина вымышленного эксперимента в фильме отражена достаточно верно.
Построение картины как о девяти днях одного года стало примером нового «бесфабульного» монтажа картины. От классической «линейной» сюжетной последовательности режиссёр переходит к новому организующему началу. Разрозненные эпизоды картины объединены только общей авторской идеей.
Лента вызвала неоднозначную и подчас резко критическую реакцию уже на этапе работы над сценарием, но риск режиссёра, затронувшего новаторскую тему, оправдался. Прокатный успех, призы ведущих кинофестивалей, споры в прессе и среди рядовых зрителей — это было свидетельством того, что фильм стал культовым явлением для своего времени.
«9 дней одного года», 1962
Жанр: драма, мелодрама
Режиссёр: Михаил Ромм
Автор сценария: Михаил Ромм, Даниил Храбровицкий
В главных ролях: Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Лаврова
Оператор: Герман Лавров
Композитор: Джон Тер-Татевосян
Производство: «Мосфильм», СССР
Длительность: 111 мин.
Прокат — 23,9 млн зрителей
Лучший фильм 1962 года, Алексей Баталов — лучший актёр года по опросу журнала «Советский экран».
Большая премия «Хрустальный глобус» Международном кинофестивале в Карловых Варах (1962)
Главная премия на кинофестивале трудящихся в Чехословакии (1962)
Почётные дипломы международных кинофестивалей в Мельбурне (1965) и Сан-Франциско (1962)
Лучший иностранный фильм в польском прокате (1962) по решению жюри клуба польской кинокритики
Государственной премии им. братьев Васильевых (1966) удостоены режиссёр и сценарист М. Ромм, сценарист Д. Храбровицкий, оператор Г. Лавров, художник Г. Колганов, актёр А. Баталов
Комментарии (0)