Кино, к счастью, уже обессмертило подвиг советского народа

Кино, к счастью, уже обессмертило подвиг советского народа
Фотогалерея
Кадр из киноэпопеи "Освобождение" (реж. Ю. Озеров)
Режиссёр Элем Климов на съемках фильма "Иди и смотри"
Артист Николай Олялин в роли капитана-артиллериста Сергея Цветаева ("Освобождение")
Станислав Любшин и Олег Янковский в фильме "Щит и меч"
Игорь Петренко в фильме "Звезда"
Алексей Вертков в роли командира экипажа танка Ивана Найдёнова ("Белый Тигр")
⇐ Вернуться к списку

Авторская колонка редактора сайта Mosfilm.ru

80 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Чем дальше от нас этот день, тем больше исторических спекуляций, «точек зрения» и «мнений» о причинах произошедшего, готовности Советского Союза к войне, яростных споров о цене Победы. Как верно заметил режиссёр Карен Шахназаров – прошлое непознаваемо в полной мере, оно все время мистифицируется. И чем дальше, тем сильнее. В какой-то момент реальное историческое событие превращается в миф – ореол вокруг него додумывается, создаётся и подчас меняется в угоду текущему политическому моменту.

Что мы знаем, к примеру, о какой-нибудь Троянской войне? То, что о ней написано Гомером - личности, чьё существование также находится под большим вопросом. Но его тексты шагают сквозь века, становясь тем самым едва ли не реальным историческим документом, а порой просто заменяя его! В этом - великая сила искусства, обыгрывающего в конечном итоге сиюминутную политику. Коллективная человеческая память, память народов фиксирует не исторические документы, а суть эпохи, отражённую в искусстве, в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. Конечно, это не только литература, но и музыка, живопись, театр, архитектура и пр., а с изобретением братьями Люмьер киносъемочного аппарата – и кинематограф.    

В условиях, когда «человек читающий» стремительно превращается в «человека смотрящего», чья жизнь перемещается в цифровую реальность, кино в части познания и понимания собственного прошлого обретает особое значение. И прежде всего – кино военное.

Великая Отечественная война остаётся, пожалуй, одним из главных стержней, на котором держится современная Россия, остающаяся, пусть и в усеченных границах, многонациональной империей. Победа – это наш код, единственная общая скрепа достаточно поляризованного и атомизированного общества. И содержанием эта скрепа наполняется уже только из искусства – главным образом, из советского кинематографа. Увы, поколение ветеранов уже практически ушло, молодёжи остаётся черпать информацию из книг и фильмов.

На этом поле, собственно, тоже идёт война. Каждый год дарит нам громкие премьеры фильмов о Великой Отечественной, большая часть которых не героизирует подвиг советского народа, а занимается бесконечными разоблачениями – Сталина, НКВД, штрафбатов и проч. Картины эти зачастую проваливаются в прокате, талантливо высмеиваются в Сети блогерами, что, однако, не мешает государству вновь и вновь выделять киноделам бюджетные деньги на очередные «шедевры».   

Я принципиально хочу оставить за скобками разговор об исторической «правде» и «неправде» в советском и российском военном кино – это личная нравственная ответственность художников. Если прошлое, даже близкое, непознаваемо, остаётся оперировать мифом, символом – так давайте оперировать им в целях государства, а не наоборот! Это не значит лгать. Советское кино делалось фронтовиками – разве могли лгать зрителям Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай, Станислав Ростоцкий? А вот смерть Зои Космодемьянской «за булочку», как это было продемонстрировано нам в новом фильме «Зоя» (реж. Л. Пляскин и М. Бриус) - это ложь. Более того – предательство и плевок на могилы миллионов молодых людей, отдавших свои жизни за социализм.

Но я повторюсь: память народная фиксирует суть эпохи. Народ безошибочно отделяет ложь (или так называемый художественный вымысел) от правды.

Судя по данным официального канала «Мосфильма» на Youtube зритель, в том числе и молодой, предпочитает советское кино новоделам. Это подтверждают цифры просмотров: «Освобождение» (5 фильмов) – более 23 млн, «Горячий снег» - 7,3 млн, «Они сражались за Родину» - 3,6 млн, «Батальоны просят огня» - более 3,5 млн, «Иди и смотри» - 2,9 млн.

Любопытно, что не отстают, а порой и превосходят по цифрам советское кино именно те режиссёры, кто относится к советскому периоду с уважением или как минимум не готов в него плевать. «Звезда» (реж. Н. Лебедев) - 18 млн, «Дорога на Берлин» (реж. С. Попов) - 15 млн просмотров. Эти фильмы сняты уже в новое время, но они в какой-то мере являются продолжением советской традиции, вернее традиции всей русской культуры. Это, кстати, ценит и иностранный зритель - фильм Карена Шахназарова «Белый Тигр» White Tiger») с английскими субтитрами преодолел отметку в 22 миллиона просмотров (8,9 млн – русскояз. версия).

Сегодня мы отмечаем скорбную дату в истории нашего Отечества. Пройдёт ещё 80 лет – откроются архивы, прольется свет на многие «темные» страницы истории, появятся новые фильмы. И думается, что споры не утихнут, а станут ещё более яростными. Но при всей непознаваемости прошлого, всё же необходимо помнить: есть вневременные неизменяемые константы – Родина и подвиг советского человека. Последний, к счастью, кино уже успело сделать бессмертным.

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции сайта Mosfilm.ru

Фильмотека "Мосфильма" доступна для бесплатного онлайн-просмотра на официальном канале киностудии на Youtube, а также в онлайн-кинотеатре

Поделиться новостью: