В 3-м павильоне «Мосфильма» начинаются съёмки военной исторической драмы «Работу выполнил. Возвращаюсь». Режиссер Константин Буслов.
Картина рассказывает о первой бомбардировке Берлина в 1941 году советскими бомбардировщиками.
В павильоне «Мосфильма» уже построен макет бомбардировщика, в котором будут сниматься сцены эффекта полета, крена, турбулентности и пикирования.
Для того чтобы рассказать и показать, как всё это устроено, редакцию сайта «Мосфильма» в павильон пригласил художник-постановщик фильма Сергей Февралёв – наше интервью мы начнём со знакомства с ним самим.
- Ваше творчество тесно связано с Мосфильмом уже на протяжении 16 лет, с чего начинались Ваши первые шаги, как и кем и с кем?
- Я приехал в Москву из другого города и сразу попал на Мосфильм. Нужна была работа, и я поступил на курсы «Мосфильма» учится на художника-декоратора. Потом практически сразу работал под руководством художника-постановщика Людмилы Кусаковой («Обыкновенное чудо», «Покровские ворота», «Город зеро», «Цареубийца», «Волкодав» и др.) А она любила «Мосфильм»! Мне посчастливилось с ней поработать на картинах у Эльдара Рязанова и Карена Шахназарова. И когда я стал самостоятельным художником-постановщиком, то делал свои фильмы на студиях, тесно сотрудничающих с «Мосфильмом». И здесь дело не в привычки или любви. На «Мосфильме» просто сохранились практически все цеха для строительства декораций и находятся они в одном месте. Достаточно двух часов чтобы пробежать по всем специалистам и скорректировать задачи по изготовлению и строительству. Я так же считаю мосфильмовские павильоны лучшими в стране! Близость к цехам, необходимое обслуживающее оборудование, и единственные павильоны в стране в которых сохранились в рабочем состоянии сложнейшая колосниковая система с мостками, талями, лебёдками и лесами. Одним словом художнику, который придумывает технически сложные декорации «Мосфильм» удобен. Поэтому на протяжении своей работы в кино я часто строил свои декорации на «Мосфильме».
- За работу над фильмом «Анна Каренина. История Вронского» получили премию «Золотой Орёл». Можно сказать, что это работа прошла «красной нитью» через весь Ваш творческий путь?
- Кинокартина «Анна Каренина. История Вронского». Это вторая моя картина с Кареном Шахназаровым. До этой работы был еще фильм «Белый тигр». И попав на такой проект, с такими сложными художественными и техническими задачами я уже знал, что это станет серьезным испытанием. Каждая из этих двух работ это больше года жизни, время которое ты живешь определенной темой. И «Анна Каренина. История Вронского», конечно же, проект которым каждый причастный отмеряет свою жизнь. У нас в российском кинематографе немного режиссеров, которые ставят перед собой непростые вопросы и пытаются на них ответить с помощью кино. Фильмы, на которых тебе приходиться сталкиваться с такими режиссерами, работать непросто, но интересно. «Анна Каренина. История Вронского» была одной из таких редких картин. И Карен Шахназаров один из таких редких режиссеров. И эти усилия были оценены наградой «Золотой орел». Но что касается наград за работу… Дело в том, что это просто сложная и интересная работа. И оценить ее могут немногие, так как оценивают не качество художественной работы, а количество видимых декораций. А дальше начинает работать влияние и весомость режиссера или продюсера. Это влияние привлекает к работе художника внимание киносообщества. И кого- то отмечают, а кого то нет. Все субъективно.
- Художник кино обречён, не иметь громкой славы. Обидно?
- Художники кино всегда в тени для зрительской аудитории. Их знают в основном в профессиональной среде. Так что он может тешить свое самолюбие только среди своих коллег. И если ты занимаешься только своей профессией это нормально. Ни режиссеров, ни операторов, ни художников, ни композиторов, ни сценаристов не знают. В наше время узнаваемость возникает если кто- то из создателей кино выходит за рамки своей профессии и начинает заниматься общественной деятельностью. Нынешний зритель в своём большинстве интересуется прямым высказыванием и прямым поступком, а кино относит к времяпрепровождению. Вспомните все наиболее кассовые фильмы последних лет и спросите таксиста или прохожего знают ли они фамилии создателей. Даже режиссёра не назовут. А вот если кто-то снял интересное кино да ещё и что-то волнительное заявил или сделал тогда запомнят. Актеры в этом смысле в более привилегированном положении. Художник кино сложная сосредоточенная работа, которая занимает практически все время. И мне приходится выкраивать часы на не менее важную часть моей жизни как преподавание и просветительскую деятельность.
- Сергей, а что Вы думаете про современное кино сегодня, «про наше» и «не наше»? Почему так одинаково не интересно?
- В современном российском кинематографе художнику душно. Отсутствует целый пласт киножанров, в которых художник может по максимуму проявить свою фантазию. А если за эти жанры и берутся, то подходят к ним либо слишком шаблонно, либо слишком бытово. Музыкальное кино практически отсутствует за редким исключением. Кинофантастика практически вся шаблонна и поэтому, вторична. После долгого отсутствия практически с нуля зарождается киносказка и уже есть некоторые успехи, но утеряно понимание юного зрителя. Историческое кино строится на исторических стереотипах, а не на серьезных исследованиях, но и здесь есть единичные удачи. Жанровое кино стилистически подгоняется под, успешные иностранные кинообразцы. Одним словом в этих направлениях киноиндустрия только ищет. Я специально назвал эти киножанры, потому что они наиболее интересны для работы художника кино. Если у художника достаточно замыслов и неповторимой индивидуальности, то он сможет наиболее ярко проявиться в любом, из вышеперечисленных направлениях. Они заточены под авторский взгляд художника. Но пока что наша киноиндустрия всего лишь эпигон мирового кинематографа. И проблема не в отсутствии денег. Деньги с лихвой заменяются фантазией. Проблема в отсутствии смелости быть непохожим на мировые эталоны.
- Сергей, а Вам интересны Ваши коллеги по цеху? Можете назвать их работы в кино?
- Художник-постановщик кино не простая профессия. Есть техническая сторона дела: умение работать с чертежами, цехами, людьми, сметами, сроками. Без этих навыков художник кино не будет успешным. Но все же основная часть нашей профессии — это художественность. Я знаком со своими коллегами по профессии и мне они интересны, так как каждый из них это отдельный изобразительный стиль в кино. Мне интересен Владимир Гудилин с его чувственной нежной и при этом яркой стилистикой. Я общаюсь с Сергеем Ивановым и люблю его изобразительный кураж, баловство и эклектичность. Присматриваюсь к Андрею Панкратову с его холодной строгой и дотошной манерой. И многие, многие другие. Если каждому из нас дать работать над одним и тем же литературным материалом, то это будут визуально совершенно разные, непохожие друг на друга кинокартины. Любой художник кино имеет свой уникальный изобразительный язык, и присутствие каждого из нас делает наш кинематограф многообразным.
ЭТО НАШИ «РОДНЫЕ», А ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ЗАРУБЕЖНЫХ ХУДОЖНИКАХ КИНО?
Зарубежный кинематограф в своих самых ярких проявлениях радует зрителя не только актёрской игрой, операторской работой, режиссёрским видением, но и яркими изобразительными решениями и экспериментами в этой области.
Ганс Рудольф Гигер – швейцарский художник сюрреалист участвовал в создании фильма «Чужой» и имел настолько яркий авторский стиль, что эта франшиза ассоциируется только с художником и не с кем другим.
Пабло Ферро – художник кино так же с яркой индивидуальностью. Он придумал стиль для фильма «Заводной апельсин». Участие этого художника сделала этот фильм изобразительно самым ярким в фильмографии Кубрика.
Из последних Штефан О.Гесслер. Художнику нет ещё и 50 лет, а в списке его работ такие как «Бесславные ублюдки», «Облачный атлас», «Начало», «Отель «Гранд Будапешт» и впереди выход фильма «Матрица 4».
А есть ещё Бен ван Ос, Деннис Гасснер, Колин Гибсон, Данте Ферретти, Джек Фикс и многие другие. И это я говорю о самых ярких художниках. А есть ещё целая череда художников работающих на полутонах, которые так же привносят новые стилистические решения в мировой кинематограф. К сожалению, Россия становится вторичной в плане изображения в кино. Все новые художественные стили в мировом кино создаются не здесь. За рубежом научились использовать сложную авторскую индивидуальность художника, делая её яркой и удобоваримой для массового зрителя. Одно из направлений зарубежного кинематографа это поиск новой стилистики и зарабатывание на ней как на эксклюзиве. Хотя есть другие схемы кинобизнеса. А наш кинематограф стремится ровняться в своей работе на «референсы» - изобразительные материалы уже придуманные другими художниками и использовать их вторично. Конечно, есть редкие исключения но все же…
- Сергей, у Вас начинается работа в 3-ом павильоне Мосфильма, расскажите?
Сейчас я работаю с Константином Бусловым над картиной «Работу выполнил. Возвращаюсь», которая рассказывает об истории первой бомбардировки Берлина в 41-м году советскими бомбардировщиками. Это уникальная история, не рассказанная в кино еще никем. И режиссер очень горит этой темой. В павильоне «Мосфильма» будут сниматься сцены внутри бомбардировщика, для которых делается интерьер корпуса ДБ-3. У нас один из лучших консультантов по данному виду бомбардировщиков Михаил Кужим. Благодаря его работе удалось наиболее точно воспроизвести деталировку корпуса: механизмы, приборы, иное оборудование. Для создания эффекта полета, крена, турбулентности, пикирования декорация будет стоять на гимбле – подвижной платформе. Подобную техническую задачу моя команда уже выполняла. Для картины «Белый тигр» мы делали интерьер танка Т-34-85 и так же ставили его на гимбл для имитации движения. И стояла декорация интерьера танка в том же павильоне, в котором мы будем ставить декорацию интерьера бомбардировщика. Разница только в том, что новая декорация в 3 раза больше.
Комментарии (0)