Обманываться не рады: в поисках "новой серьёзности"


О молодёжи, ловушках постмодернизма и о том, что придёт ему на смену. Мнение редактора сайта mosfilm.ru

Быть молодым в наше время трудно. Вот ведь парадокс: за всю историю человечество повидало немало - войны, эпидемии и прочие напасти, но никогда ещё наш мир не был настолько выжжен иронией и цинизмом. И это при относительном спокойствии и благополучии! Но для молодого поколения, как выясняется, по части последствий этот моральный тупик может оказаться похлеще любого стихийного бедствия.

Не доверяйте. Не чувствуйте. Ни в чём нет, и не может быть никакой правды – ни в семье, ни в политике, ни в искусстве. Всё ситуативно. А попробуете быть искренними – тут же подвергнетесь осмеянию. Мемам. Такие установки транслирует постмодернизм, выросший из кризиса классической культуры и победивший во всех сферах жизни, отчасти даже задавший ей новые формы.

Стоит ли удивляться, что везде - фальшь. Массовая культура, потребляемая подростками, утратила остатки всяких смыслов, осталось только желание «творцов» хайпануть. Какая уж тут «сила искусства», когда кругом сплошные симулякры! Имитация любви, имитация страдания, имитация счастья… Что при этом чувствует человек, только-только входящий во взрослую жизнь? За что «уцепиться», когда нравственные ориентиры размыты, многовековые непреложные истины растоптаны и осмеяны?

Страшно за них, становится. За молодых. И не только за их растерянность, но и за их гордыню.

Им-то и невдомёк, что посмеиваясь надо всем и вся, они порой и сами незаметно становятся объектами хорошо продуманной манипуляции. При помощи тех же нехитрых симулякров – к примеру, той же «свободы», о которой так любят кричать системные и не очень системные политики. Штука только в том, что в данном случае опытные кукловоды цинично играют как раз на искренности и чистоте молодых людей. Лучших чувствах, которые просто не могут исчезнуть, поскольку являются неотъемлемой частью человеческой сути. (Кстати, выходит у них не очень – несмотря на огромные силы и колоссальные финансовые средства).   

Что с этим делать? Как долго всё это продлится? Можем ли мы каким-то образом этому противостоять?

Коль уж мы решили разбираться с молодёжью на культурологическом уровне, напомню, что в 2010-м году голландский философ Робин ван ден Аккер и норвежский теоретик медиа Тимотеус Вермюлен провозгласили грядущее наступление новой культурной эпохи – метамодернизма. В ней, по мнению авторов, переплетутся черты как модерна, так и постмодерна, создав тем самым новую, уникальную ситуацию, имеющую свои характеристики. Главная из которых – преодоление «циничной неискренности», поворот от всеобъемлющей иронии к романтике. Тогда же появился термин «новая искренность».

«Мы предлагаем прагматичный романтизм, не скованный идеологическими устоями, - заявили авторы манифеста метамодерна. - Таким образом, метамодернизм следует определить как переменчивое состояние между и за пределами иронии и искренности, наивности и осведомлённости, релятивизма и истины, оптимизма и сомнения, в поисках множественности несоизмеримых и неуловимых горизонтов. Мы должны двигаться вперёд и колебаться! Колебания — естественный миропорядок».

Понятно, что провозглашённый «поиск новой серьёзности» — задача даже не на ближайшие годы, а на целые десятилетия. Задача для литераторов, кинематографистов, музыкантов – для всего искусства в целом. Ведь ему предстоит бороться с лицемерием человека, взявшим в современном мире верх над открытостью и искренностью. И касается это не только молодёжи, а всего общества, ставшего чудовищно инфантильным. Пока результаты этой борьбы ощущаются слабо. Но те, кто действительно интересуется современной культурой, смогут найти авторов, чьё творчество идёт вразрез с современными «канонами» постмодерна. На «новую искренность» есть общественный запрос, он остро чувствуется. Вернее, запрос на правду жизни, чего уж там.

Да и, в конце концов, важно помнить: массовый человек во все времена скользит по поверхности. Настоящая же личность всегда идёт вглубь. Пусть и через ошибки и заблуждения молодости.

Как бы пафосно в наши постмодернистские времена это ни прозвучало.


Позиция автора может не совпадать с позицией редакции сайта mosfilm.ru

На главной странице: иллюстрация Кейт Гринуэй к поэме Роберта Браунинга "Гамельнский крысолов уводит детей из Гамельна" (1910, общественное достояние).

Поделиться новостью: