«Мосфильм» запустил в производство полнометражный фильм под рабочим названием «Владивосток». Режиссёр картины - Антон Борматов, хорошо знакомый зрителю по популярным сериалам и полнометражным лентам, среди которых «Чужая» и «Околофутбола». Mosfilm.ru поговорил с кинематографистом о его творческом пути, проблемах современного кино и, конечно, о новом фильме, который будет сниматься в столице Приморья.
- Антон, почему Вы решили принять участие в проекте «Мосфильма»?
- Ну, собственно, мне прислали сценарий. Как только я его прочитал, понял, что хочу снимать этот фильм. Перезвонил редактору «Мосфильма» Елене Подрез и сказал, что готов к работе. Мне понравилась эта история, зацепила своей загадкой. Она держит в напряжении до самого финала. Мне всегда были интересны истории человеческих взаимоотношений, их глубина. В то же время, это зрелищное кино – с захватывающим сюжетом, интригой.
- А как бы Вы определили жанр этой картины?
- Это драма. С элементами остросюжетного фильма. Просто у драмы очень широкие границы – там, к примеру, можно увидеть элементы мелодрамы. Но это уже нюансы. Так что драма, да.
- Если представить рекламный постер картины, афишу. «Владивосток» - фильм о… О чём этот фильм?
- Я не мастер коротких заголовков, уж простите. Сложно охарактеризовать интересный сюжет одной фразой. Давайте так: это фильм о любви. Конечно, это расплывчатая формулировка, учитывая, сколько всего соединяется в слове «любовь».
- По словам сценариста картины Алексея Бузина, идея фильма навеяна старым французским кинематографом 1930-х годов. Чёрно-белые ленты тех лет тяготеют к детективу, нуару – тогда это было модно. Какие-то отголоски будут в вашем фильме?
- Отголоски, какие-то мотивы, безусловно, будут. Но наша картина всё-таки о современности. Молодые люди, их взгляд на вещи, собственное восприятие окружающей действительности. Наши герои, особенно, если говорить о главной героине, не похожи на своих предшественников. Но «матрица» отношений персонажей, их чувства, поступки – кинематограф имеет свои законы. Они слабо изменились. Кино – это, прежде всего, интересно рассказанная история. Насколько наша картина будет перекликаться с французскими фильмами, скажем, Марселя Карне? – вопрос на самом деле к зрителю. Я как режиссёр такой задачи не ставлю. Это самостоятельное произведение.
- Я внимательно читал сценарий – мы с Вами не имеем сейчас права обсуждать сюжет, это понятно. Скажу так: я в этом фильме увидел конфликт классического героя и человека постмодерна. Человека нового типа личности…
- Это конфликт, да. В нём и сила, в нём и загадка. Я для себя это определил таким образом: прошлое встречается с будущим. Что из этого получится – увидите в кино. Вообще, я признаюсь Вам, что я во многом решил взяться за это кино из-за личности главного героя. Такой герой сегодня – лакомый кусочек для режиссёра.
- Вы кого-то уже конкретно видите в качестве исполнителей главных ролей?
- Идут пробы. Фамилий не могу назвать. Даже те, артисты, которые мне нравятся, будут пробоваться повторно – в других сценах, с другими актёрами. Очень важно точно попасть в заявленный возраст героев – это молодые люди.
- Вы побывали на местах будущих съёмок во Владивостоке. Нашли подходящую натуру?
- Да, нашли практически все объекты (процентов на девяносто), прописанные в сценарии – я в целом доволен. Перед съёмками будет небольшой довыбор локаций.
- Вы работали на студии и ранее – как Вам атмосфера «Мосфильма»?
- Конечно, я часто здесь бывал. В Тонстудии мы неоднократно проводили речевое озвучивание для нескольких проектов. Кроме того, здесь же записывали Российский государственный симфонический оркестр кинематографии – я работал с музыкантами для двух своих картин. Монтаж, цветокоррекция, шумы – хорошо знаком с постпроизводством. Да и вообще с технической базой «Мосфильма». Здесь есть всё, что нужно для создания фильма.
- Фамилия Борматов сегодняшнему зрителю известна достаточно хорошо. Вы режиссёр успешных сериалов для федеральных каналов, в прокате хорошо прошли ваши полнометражные фильмы. Но, готовясь к интервью, я так и не нашел информации о том, как Вы начинали свой путь. Почему решили связать свою жизнь с кино? Расскажите об этом.
- Всё началось во время моей службы в армии – я исполнял обязанности киномеханика. Наверное, именно тогда я проникся магией кино, увидел его по-настоящему. Хотя, по сути, был вынужден смотреть ленты по десять-двадцать раз в день! Но как раз тогда я понял, что кино – это искусство, и в нём есть шедевры, которые в десятый раз смотреть ещё интересней, чем в первый. Такое юношеское открытие, скажем так. К концу службы я уже понимал, что мне нужно поступать во ВГИК. Попробовал поступить в 1991 году – не получилось. Однако стал вольным слушателем. Времена тогда были смутные, но как я сейчас понимаю, у меня было даже больше возможностей учиться и развиваться, чем у обычных студентов. Курсовые и дипломные работы к тому моменту снимали уже не на пленку, а на видео – было бы желание. Проходив на лекции год, я решил, что нормально себя чувствую и продолжу обучение в том же вольном статусе. В этом даже были какие-то преимущества. С середины 1990-х я снимал клипы (Антон Борматов снял порядка двадцати музыкальных клипов, в числе которых ролики на песни Дельфина, «IFK», «Мумий-тролля», «Спиралей», «Second Hand Band», «Deadушек» и др. – прим. ред.), всё время заявляя продюсерам о своей готовности работать в кино. И в 2004-м году мне представилась такая возможность: сначала это был эпизод в «Убойной силе», затем полностью сериал «Хиромант». Таким вот тернистым путём я пришёл в кино (улыбается). Потом были и сериалы, и полнометражные картины – уже выбирал, к счастью, на свой вкус проекты. Старался снимать то, что по душе.
- Для любого режиссёра, творца каждый его проект сродни ребёнку. Оглядываясь назад, все-таки, какие картины считаете для себя главными, ценными? То есть то, что получилось, как задумывалось?
- Назову, конечно, фильм «Чужая» - я по-своему увидел эту изначально литературную историю, но то, что получилось, меня устроило, понравилось. Это мой авторский взгляд, который мне позволили сделать. В «Околофутбола» тоже многое удалось, но не всё. Вообще эта картина особняком стоит – это такой более коллективный труд, авторского присутствия тут меньше. Я хотел добиться объективного взгляда зрителя на эту субкультуру. И тут огромное значение имел момент, как на эту историю посмотрят сами футбольные фанаты – важно было показать всё так, как оно есть. Что касается сериалов, доволен «Планом Б». Нравится сериал «Подкидыш» - такой постмодернистский взгляд на НЭП. Как-то хотелось посмотреть на этот исторический период под другим углом, более свободно, поиграться что ли. Такой для меня любопытный опыт, ведь в основном мои картины ближе к реализму, к жизненной правде. Так что «Подкидыш» таким забавным экспериментом оказался.
- Кстати, о реализме. Как вы считаете, не устал ли современный зритель от всевозможных фэнтези, супергероев? Где кино о самих людях, об их реальной жизни, настоящих проблемах? То, что пытаются снимать, например, «Завод» Юрия Быкова, выходит неудачно. Стоит ли нам ждать от кинематографистов не развлечения, а честного разговора? По-моему, он назрел. И тот, кто снимет такой фильм – точно попадёт в этот общественный запрос.
- На этот вопрос Вам лучше ответит тот, у кого есть ощущение, что в сегодняшнем кино не хватает реализма. По-моему, реализм никуда не ушёл – он есть и в российском кино, и в западном кино, вообще в мировом кино…
- А по-моему сейчас правит бал вселенная Marvel.
- Marvel – это один из сегментов мирового кино. А именно развлекательный сегмент. Я всё-таки режиссёр, а не исследователь современного кино. Может быть, сегмент реалистического кино сузился, но это уже не мне судить. Если задаться целью: недостатка в подобных фильмах нет, уж поверьте! И прекрасных картин немало. Жизнь меняется, открываются новые аспекты, и если кино показывает их, эти ленты просто поражают! Я такие фильмы вижу. Из последних - «Бык» Бориса Акопова, «Большая поэзия» Александра Лунгина. Вполне реалистичное кино – очень качественное, талантливо сделанное. И упомянутый Вами Юрий Быков в этой же когорте. Он вообще – апологет реализма! (смеется)
- Хорошо, тогда это видимо вопрос проката – почему такое кино не дошло до меня, зрителя.
- Я не могу оценить, какой процент зрителей сейчас жаждет реализма. Возможно, он большой. Тут ещё вопрос в тематическом охвате. «Аритмия» Хлебникова – реализм? Конечно! Это кино о людях, их чувствах, богатом внутреннем мире. Я считаю, что зритель хочет смотреть разное кино. А Вы, напротив, хотите сказать публике: «Не смотрите вы этот Marvel!» Ну, хорошо. Будем смотреть только социальное кино. Но ведь от этого тоже устанешь!
- Я понял. «Пусть расцветают сто цветов». Но тогда давайте делать и фэнтези, и социальное кино равнопривлекательным. Развлекательное кино всегда будет продаваться лучше. Может, делать его умнее? Но тут уже разговор о задачах кинематографа. Это большая тема.
- Я согласен, у кинематографа должны быть задачи. Он не должен только развлекать – это чисто коммерческий подход. Бизнес-модель для зарабатывания денег. Но вы правы: зрителей, желающих просто развлечься, всегда будет больше! Конечно, нам нужны фильмы, после которых хочется подумать, что-то для себя открыть, измениться внутренне… Я сам воспитан на картинах, которые внутренне меня меняли. Я просто не мог оставаться прежним! Люди во все времена одинаковы: любой молодой человек рано или поздно оказывается на распутье, в сложной ситуации нравственного выбора – и здесь ему могут помочь не только родители, друзья, хорошая книга, но и кино. Ведь кино – это, прежде всего, искусство. Потребность в кино, которое воспитывает, удивляет, переворачивает все в твоей душе с ног на голову, будет всегда. И если оно вдруг исчезнет, поверьте, мы сразу очень остро почувствуем его нехватку.
- Современное кино стремительно покидает кинотеатры – этот тренд был замечен еще до пандемии. Всё чаще зритель выбирает интернет-платформы и онлайн-сервисы, смотрит кино дома. Как Вы к этому относитесь?
- Лично про себя могу сказать, что удовольствие от просмотра фильма в кинотеатре несравнимо с просмотром в Сети. Я не обесцениваю интернет показ, домашний просмотр, просто кинотеатр – это другое. Очень не хотелось бы, чтобы кинопрокат уступил место сетевому прокату. Очень надеюсь, что пандемия рано или поздно закончится и ситуация с кинотеатральным показом выправится. И зритель, который долгое время не мог прийти в кино, сможет это сделать. Надеюсь, что зритель вернётся в полном объёме. Я человек старой формации – мне нравится смотреть фильмы в кинотеатре. Там совсем другой уровень внимания к произведению! Там есть цельность зрительского восприятия. А дома можно отвлечься, поставить на паузу… Так что я за кинотеатры! Но в то же время и в интернет-прокате я ничего плохого не вижу. Это реалии нашей сегодняшней жизни. Главное, чтобы сама киноиндустрия пережила проблемы, связанные с пандемией. Но, уверен, что всё будет нормально.
Комментарии (0)