В детстве, подолгу разглядывая фотографии известных артистов, он и представить не мог, что однажды со многими встретится на съемочной площадке и с некоторыми подружится. Он любил и цирк, и кино. С поступлением во ВГИК и театральные вузы не сложилось. Он стал студентом студии клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре, которому был верен всю свою жизнь. При этом он отнюдь не считал себя великим, скорее, “хорошим, добротным” клоуном, которого прославило кино. Зрителям сразу запомнился и полюбился Балбес из гайдаевского трио, сам артист тоже любил и не считал отрицательным “странного, неунывающего, добродушного героя”. Впрочем, ему прекрасно давались как комические, так и драматические характеры, он мог сыграть кого угодно, кроме, разве что, предателей и шпионов, от которых всегда отказывался. Артист цирка, киноактер, телеведущий, автор нескольких книг, невероятный рассказчик анекдотов и смешных историй “из тетрадки в клеточку”. Среди множества талантов народного артиста СССР Юрия Никулина самыми главными были доброта и способность оставаться человеком: «Я буду счастлив, если обо мне потом скажут: «Он был добрый человек». Это не значит, что я всегда добрый. Но доброта - на первом месте». У Никулина была своя “концепция счастья”, она заключалась в умении радоваться приятным мелочам и радовать других. Он был уверен, что если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека, хотя бы одного, то на земле все будут счастливы.
Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в Смоленской области, чуть позже его семья перебралась жить в Москву. Никулин с детства любил кино, куда он ходил вместе вместе с родителями, не пропуская премьер. В этих походах ему нравилось все: покупать билеты, стоять в фойе в ожидании сеанса, есть мороженное, ведь «самое вкусное то, что куплено в кинотеатре». Однажды отец пообещал познакомить сына с одним потрясающим киногероем. И Юра все ждал встречи, гадая, кто же этот «маленький, в котелке, в руках тросточка, ходит, переваливаясь, очень смешной». Подростком в Зеленом театре Парка Горького под открытым небом на громадном экране он увидел, наконец, Чаплина в фильме «Новые времена». Сидя под дождем, забыл обо всем на свете: «С первых кадров я понял, что маленький смешной человек - мой самый любимый и близкий друг». Чарли Чаплин навсегда останется любимым комиком Никулина. Фильмы с его участием станут «эталоном смешного» и сыграют немалую роль в дальнейшей судьбе артиста цирка и кино, но случится это много позже.
"И у нас, ребята, будут наши победы. Главное, чтобы они были не с оружием в руках"
После школы в 1939-ом Никулин отправится в армию, где будет охранять воздушные подступы к Ленинграду во время Финской войны. По окончанию службы вместо демобилизации уйдет на фронт, переживет блокаду, пройдет путь от рядового до старшего сержанта, победу в Великой Отечественной встретит в Прибалтике и лишь в 1946 вернется домой с наградами "За отвагу", "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германией". Вспоминая о «самой ужасной трагедии на земле» Никулин потом напишет: «Если пережил эту страшную войну, то все остальное как-нибудь преодолею». Фронтовик Никулин, конечно же, был еще и массовиком-затейником, поддерживал боевой дух, не позволяя сойти с ума однополчанам, которые в ответ восхищались его комическим талантом.
После войны тщетно пытался поступить во ВГИК, потом в ГИТИС и другие театральные вузы столицы, актера в нем не разглядели, наоборот, подчеркнули отсутствие способностей. Зато Никулина приняли в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре, где через два года он вышел на арену в качестве артиста. В течение десяти лет успешной работы в цирке он продолжал «лелеять мечту сняться в кино», при случае участвовал в массовках, но оставался незамеченным. Однажды, в 1958-ом ему предложили сыграть пиротехника в картине «Девушка с гитарой». Никулину «сниматься и хотелось, и было страшно», думал отказаться, но Татьяна, его жена, настояла, чтобы он попробовал себя, пусть даже в небольшой эпизодической роли. Оказавшись впервые перед камерой, Никулин разволновался, после щелчка хлопушки “заколотилось сердце”, “ноги стали ватными”. Он впал в ступор и сорвал несколько дублей, прежде, чем смог произнести четыре фразы своего героя, но благодаря терпению режиссера Александра Файнциммера, все получилось. На просмотре материала все так хохотали, что сценаристы решили написать второй эпизод для «козырного туза» Никулина, которому оба они дались труднее, чем будущие главные роли, но благодаря им, он поверил в свой актерский талант. Кстати, именно Никулин предложил режиссеру поджигать шутиху папиросой, которую горе-пиротехник забирает у курящего члена комиссии. После выхода фильма артиста впервые узнали, когда он с бидоном стоял в очереди за квасом. Никулин был очень рад и переживал, что больше его никогда не позовут сниматься.
Жизнь начинается и другие приключения Юрика
Как оказалось напрасно. Вскоре он получил приглашение от Юрия Чулюкина, который затеял «Жизнь начинается», как серьезную производственную картину о молодежи и перевоспитании разгильдяев. Но вместо энергичного и компанейского, по задумке режиссера, Клячкина, у Никулина получился флегматичный, немногословный герой с фразами, вроде знаменитой: «Уплочено!» А вместо серьезного фильма вышла комедия, еще бы, одна только Надя Берестова (Надежда Румянцева) на шкафу чего стоит. В общем на показе первой копии фильма зрители смеялись от души. Как напишет потом Юрий Никулин, это был едва ли не единственный на его памяти случай, ведь часто случается наоборот: создают комедию, а ее потом смотрят в унынии. Вместе с жанром поменялось и название фильма, так, в прокат в 1959 году вышли “Неподдающиеся”.
Совмещать кино с работой в цирке было непросто, и все же в начале 60-х Юрий Никулин снялся сразу в нескольких фильмах. Это и «Яша Топорков» Евгения Карелова, и «Друг мой, Колька» Александра Митты и Алексея Салтыкова, и «Укрощение строптивой» Сергея Колосова. В картине Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» впервые раскрылся драматический талант актера, который прочувствовал и прожил на экране своего героя, «жулика с пробуждающейся совестью».
Известность и народное признание пришли к Никулину после знакомства с Леонидом Гайдаем и участия в знаменитой тройке вместе с Георгием Вициным и Евгением Моргуновым. Правда, тогда короткометражке не придали особого значения и уж тем более не подозревали, что случится «роман с продолжением». Никулину предложили попробоваться в комедии «Пес Барбос и необычный кросс», которая входила в альманах «Совершенно серьезно». При встрече Гайдай, внимательно оглядев претендента, сказал: «В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам».
Проб и репетиций, можно сказать, не было. Режиссер, подбирая трио, прежде всего, смотрел, получается ли ансамбль. И он получился. После выхода на экраны истории про незадачливых браконьеров Леонид Гайдай стал признанным комедийным режиссером. «Пес Барбос» был настолько популярным, что однажды на зарубежных гастролях на приеме в советском посольстве похвастались, что фильм хранят в сейфе, вынимают по праздникам и смотрят всем коллективом. Но, самое главное, комедия помогает в работе с иностранцами, если устроить просмотр до начала переговоров.
Следующими стали «Самогонщики», которых снимали в морозы, Никулин с Вициным несколько дублей лежали на снегу, и чтобы они не простудились, им выдали водку для растирания. Затем Гайдай снял фильм по трем новеллам О'Генри под названием «Деловые люди», где Никулин сыграл жулика в «Родственных душах». А после этого как-то осенью встретил на Цветном бульваре одетого не по погоде человека. «Посиневший от холода» он сообщил, что на дело Никулин ходит неправильно и позвал в гости, чтобы научить его правильно воровать. Актер вежливо отказался от «заманчивого» предложения, но телефон «коуча» пришлось все же записать.
В 1964-ом Юрий Никулин исполнил главную роль лейтенанта Глазычева в драме о взаимной дружбе и преданности человека и собаки «Ко мне, Мухтар!». Через год Никулин снова «стал третьим» у Гайдая, который в этот раз взялся снимать «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика». Кстати, в этом году картине исполнилось 55 лет. Как и в предыдущих фильмах Гайдая, во время съемок не обошлось без импровизаций. Так, после занятий по фехтованию актеры продемонстрировали мастерский бой на рапирах. Гайдай посмотрел со скучающим видом и сказал, мол, дерутся они хорошо, но скучно, а должно быть смешно. После этого придумали трюк с «кровавой» раной Балбеса и вином из бутылки за пазухой. После «Операции «Ы»» Гайдай решил больше не снимать отдельных фильмов с Балбесом, Трусом и Бывалым. В «Кавказской пленнице» они не стали ключевыми героями, но участие трио в этом фильме оказалось, пожалуй, самым ярким, не смотря на скептический настрой Никулина, который не верил в успех картины. Фильм стал лидером проката 1967 года (более 76 млн. зрителей), но для легендарной тройки этот взлет стал финальным аккордом в совместной работе с Гайдаем.
Сценарий «Бриллиантовой руки» был написан под Никулина, вместе с «Семеном Семеновичем» на Черноморское побережье махнула его семья и даже приняла участие в съемках. Жена - в роли экскурсовода, сын Максим - в роли «идущего по воде» мальчика с ведерком и удочкой. Вскоре задор мальчугана поостыл из-за того, что на репетициях приходилось всякий раз повторять одно и тоже, особенно, когда дело дошло до дублей, в которых герой Андрея Миронова ногой толкает его в воду.
Драматические роли самого доброго клоуна
В фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» актер сыграл монаха Патрикея. Никулин назвал роль «трагедийной, трудной и необычной для него», не похожей ни на одну из сыгранных ранее. Ему интересно было попробовать себя в этом, а еще поработать с Андреем Тарковским, чье режиссерское мастерство «расценивалось, как явление незаурядное». К слову, в эпизоде с пытками пришлось на самом деле помучиться. Помимо двухчасового грима для создания «ожогов и язв» на теле, актеру пришлось терпеть у лица горящий факел, с которого при этом капала горячая солярка на босые ноги. В конце съемок Тарковский похвалил Никулина за настоящую боль в глазах и за то, что он так натурально громко кричал. В ответ артист показал свои обожженные ноги.
Необычная встреча в коридоре Мосфильма случилась у Никулина с Сергеем Бондарчуком, который был рад знакомству и сказал, что хочет написать об артисте цирка и кино статью. Юрий Никулин не принял его слова всерьез, но вскоре и вправду прочитал о себе в журнале «Советский цирк»: «Сам Бондарчук, человек с мировой славой, написал о клоуне! В цирке меня поздравляли”.
Через много лет Бондарчук пригласил, а затем утвердил актера на роль капитана Тушина в «Войне и мире». Но принять участия в киноэпопее Никулину не довелось из-за гастролей в цирке. Режиссер пообещал Никулину «все-таки снять его непременно» и вскоре предложил сыграть английского офицера в фильме «Ватерлоо». Но Никулин снова уехал на гастроли, и только годы спустя они с Сергеем Бондарчуком встретились на съемках фильма «Они сражались за Родину», который в 2020-ом отметил свое 45-летие. Никулин сомневался, соглашаться ли ему на роль Некрасова. Бондарчук, тоже бывший фронтовик, убедил, что участие в картине, приуроченной к 30-летию со дня победы - их солдатский долг. И хотя Никулин четко отделял съемки картины со взрывами и горящими домами от воспоминаний, сознание говорило, что он это уже проходил. А когда подбирал на Мосфильме солдатское обмундирование для своего героя и после взглянул на себя в зеркало, сделалось жутко: «Выгоревшая гимнастерка, стоптанные сапоги заставили вспомнить забытые годы фронтовой жизни, землянки, окопы, бомбежки, голод и тоску тех тяжелых лет».
Еще одного солдата Никулин категорически отказывался играть, уверенный в том, что не подходит на роль фронтового журналиста Лопатина. Но режиссер фильма «Двадцать дней без войны» Алексей Герман сумел его переубедить. В результате сложился сильный и трогательный актерский дуэт Юрия Никулина и Людмилы Гурченко.
"Много доброго можно сделать, если у тебя хорошее настроение"
В 1971 году Юрий Никулин сыграл дворника Тихона в «Двенадцати стульях» Гайдая и Мячикова в «Стариках-разбойниках» у Рязанова. Любопытно, что задолго до этого, в самом начале актерской карьеры Никулина Эльдар Рязанов предложил ему стать главным «человеком ниоткуда», которого впоследствии сыграл Сергей Юрский, а Никулину досталась лишь небольшая роль милиционера. Потом вместе с Трусом и Бывалым он появился в фильме Рязанова «Дайте жалобную книгу», а через год Рязанов вместе с Эмилем Брагинским написали под Никулина сценарий «Берегись, автомобиля», но "утвержденный Деточкин" уехал на полгода на зарубежные гастроли и не смог сниматься. Всего у Юрия Никулина более 40 ролей, среди которых нельзя не упомянуть его участие в юношеском и семейном кино. Это роль отца Леши Жильцова из музыкальной комедии Александра Митты «Точка, точка, запятая», а также герои картин Ролана Быкова - Федор Федорович из «Телеграммы» и любящий дедушка Николай Николаевич из фильма «Чучело».
Юрий Никулин перестал выступать на манеже в 1981 году и перешёл на должность главного режиссера Московского цирка на Цветном бульваре, с 1984 года был его директором и худруком. Мало кто, проходя сегодня мимо цирка, которому он посвятил более полувека своей жизни, избегает соблазна остановиться для фото в кабриолете из «Кавказской пленницы», или хотя бы на ходу потереть клоунский нос и загадать желание. Невероятно, но даже отлитый из бронзы Никулин дарит тепло и продолжает нести свою главную миссию: «Я всегда радовался, когда вызывал смех у людей. Кто смеется добрым смехом, заражает добротой и других. После такого смеха иной становится атмосфера: мы забываем многие жизненные неприятности, неудобства».
Комментарии (0)