Высочайшую планку задал Михаил Ромм: ко дню рождения актрисы Татьяны Лавровой

Высочайшую планку задал Михаил Ромм: ко дню рождения актрисы Татьяны Лавровой
Фотогалерея
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
⇐ Вернуться к списку

7 июня отмечался день рождения советской и российской актрисы театра и кино, народной артистки РСФСР Татьяны Лавровой (1938 — 2007). Она исполнила более 40 ролей в кино.

Кадр из фильма «Испытательный срок»

Кадр из фильма «Испытательный срок»

Татьяна родилась в кинематографической семье: ее отец и мать кинооператоры Евгений Андриканис и Галина Пышкова. Именно мать впоследствии была оператором-постановщиком картин с участием дочери-актрисы «Песня о Кольцове» и «Испытательный срок».

Кадр из фильма «Испытательный срок»

Кадр из фильма «Испытательный срок»

В 1959 году Татьяна Евгеньевна окончила Школу-студию МХАТ. Сразу после завершения учебы она поступила в труппу МХАТа, затем с 1961 по 1978 год играла в «Современнике», а с 1978 года навсегда вернулась во МХАТ.

Кадр из фильма «Девять дней одного года»

Кадр из фильма «Девять дней одного года»

Кадр из фильма «Девять дней одного года»

Кадр из фильма «Девять дней одного года»

Татьяна Лаврова много снималась и исполнила около десяти замечательных ролей в фильмах, снятых на студии «Мосфильм». Она снялась в картинах «Песня о Кольцове» (реж. Владимир Герасимов, 1959); «Испытательный срок» (реж. Владимир Герасимов и Хасан Бакаев, 1960); «Девять дней одного года» (реж. Михаил Ромм, 1961); «Время, вперед!» (реж. Михаил Швейцер и Софья Милькина, 1965); «Строится мост» (реж. Гавриил Егиазаров, Олег Ефремов, 1965); «Таинственная стена» (реж. Ирина Поволоцкая, 1967);  «Вылет задерживается» (реж. Леонид Марягин, 1974); «Бегство мистера Мак-Кинли» (реж. Михаил Швейцер, 1975); «Трагедия в стиле рок» (реж. Савва Кулиш, 1988). Многие из этих картин доступны для бесплатного просмотра на официальных ресурсах «Мосфильма»: в онлайн-кинотеатре и на YouTube-канале.

Кадр из фильма «Девять дней одного года»

Кадр из фильма «Девять дней одного года»

Наибольшую известность Татьяна Лаврова получила благодаря созданному ей образу Лели — физика и жены главного героя Дмитрия Алексеевича Гусева в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года». Эта картина удостоилась почетного приза «Хрустальный глобус» на МКФ в Карловых Варах в 1962 году и почетного диплома Международного кинофестиваля в Сан-Франциско в 1962 году. Картину посмотрели в прокате 24 миллиона человек, кинолента была признана лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран». Наряду с картинами «Летят журавли», «Неотправленное письмо» и «Гамлет» фильм попал в международный кинопрокат.

Кадр из фильма «Девять дней одного года»

Кадр из фильма «Девять дней одного года»

Картина «Девять дней одного года» по праву считается одним из символов кинематографа 1960-х годов и «шестидесятничества» как эпохи со своими новыми смыслами и ценностями.

«Фильм остался моментальным снимком исторического мгновения, с его радостной верой в могущество познающего разума; с его надеждой, что главное в жизни человечества случится уже завтра; с его готовностью работать на это завтра до самозабвения и самопожертвования и с его иронией к самому себе, к собственным готовностям. А главное, с его счастливым ощущением обновления.

Ромм сменил добротную, как двубортный пиджак, завершенную сюжетность на свободную (по тогдашним меркам), непринужденную (по тогдашним меркам) новизну стиля жизни и кино. Его раскованные герои были воплощением того времени: «что-то физики в почете, что-то лирики в загоне…», — писала об этой картине критик Майя Туровская (статья «Михаил Ромм, или Двадцать пять лет спустя…» в сборнике «Обыкновенный фашизм» СПб, 2006, отрывок опубликован на сайте www.kino-teatr.ru).

Кадр из фильма «Девять дней одного года»
Кадр из фильма «Девять дней одного года»

Леля — очень интересный и неоднозначный с психологической точки зрения персонаж, обаятельная, живая, но в то же время загадочная и неспособная определиться в любви, мечущаяся. Героиня, при очевидном таланте сочетать легкость характера и серьезную профессию физика вызывает у зрителя сочувствие, образ получился драматическим и противоречивым. Леля порой даже неосознанно заставляет страдать двух близких ей людей, которые притом дружат между собой.

О том, как Татьяна Лаврова работала над этой ролью и понимала ее красноречиво свидетельствует этот случай:

«Во время съемок она спросила у режиссера Михаила Ромма: «Так кого же она любит, этого или этого?». Он сказал: «Деточка, можно любить двоих». 

Об этой роли Татьяны Лавровой так отозвался журналист газеты «Коммерсант» Роман Должанский (номер от 17. 05. 2007):

«Молодая актриса играла в „Девяти днях“ вместе с Иннокентием Смоктуновским и Алексеем Баталовым, но выдерживала партнерство с ними на равных. Понятие „экзистенциальной драмы“ тогда в Советском Союзе не использовали, но именно таковой и стала эта история — во многом благодаря Татьяне Лавровой, которая никогда не была просто „бытовой“ актрисой».

Кадр из фильма «Время, вперед!»
Кадр из фильма «Время, вперед!»
Кадр из фильма «Бегство мистера Мак-Кинли»
Кадр из фильма «Бегство мистера Мак-Кинли»

О характере актрисы рассказывал народный артист России Альберт Филозов:

«Она всегда была очень определенная, без компромиссов. То есть качество, которое только в молодости бывает, у нее осталось с годами. Красивый цветок с шипами, так как ее просто так в руки не возьмешь».

Кадр из фильма «Строится мост»
Кадр из фильма «Строится мост»

Татьяна Лаврова была очень щепетильна в выборе ролей, самокритична и старательна в профессии. Возможно, поэтому в ее фильмографии не так много работ, но все их отличает кропотливая работа над образом, полное погружение в роль и глубочайшее понимание мотивов поступков персонажей.

«Я недоигранная актриса. В „Современнике“ играла чаще, а мне казалось, редко. Редко играла у Олега Ефремова, а считалось, что я — его любимая артистка. У Галины Волчек я тоже была любимая актриса, а потом перестала…» — говорила актриса о себе в интервью «Комсомольской правде».

Кадр из фильма «Трагедия в стиле рок»
Кадр из фильма «Трагедия в стиле рок»
Кадр из фильма «Трагедия в стиле рок»
Кадр из фильма «Трагедия в стиле рок»

Награды Татьяны Лавровой:

1974 — Заслуженная артистка РСФСР
1988 — Народная артистка РСФСР
1998 — Орден Почёта
1975 — Приз «Серебряная нимфа» на Международном фестивале телефильмов в Монте-Карло (фильм «Вылет задерживается»)
2002 — Приз кинофестиваля «Созвездие» Гильдии актёров России (фильм «Кино про кино»).
2003 — Премия «Ника» за лучшую женскую роль второго плана (фильм «Кино про кино»).

Кадры из фильмов: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».

Поделиться новостью: