
Кадр из фильма «Новый Гулливер»
Помимо своей несомненно сильной и убедительной художественной составляющей, эта картина стала настоящим прорывом советского кинопроизводства с технической точки зрения. «Новый Гулливер» — первый в мире полнометражный фильм, созданный средствами объемной мультипликации. Особенность киноленты в том, что живая актерская игра сочетается с кукольной анимацией. Многие кадры сняты одновременно с участием исполнителя главной роли

Кадр из фильма «Новый Гулливер»
О работе Александра Птушко над фильмом «Новый Гулливер» рассказывал лектор Сергей Капков (лекция о фильме «Новый Гулливер» опубликована на сайте Культура.рф):
«Он был удивительный изобретатель, кустарь, мастер. Он все делал своими руками… постигал секреты, премудрости оживления кукол. Первым стал применять жесткий каркас, на который надевались оболочки… И он стал менять маски — „лица“ кукол».

Кадр из фильма «Новый Гулливер»
Картина снята по мотивам первой часть романа Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера в страну лилипутов». В основе сюжета фильма искусное переплетение мотивов романа и элементов советской действительности. В картине отражены антибуржуазные и антикапиталистичские идеи, революционный дух, борьба пролетариев с угнетателями и идея рабочей революции.

Кадр из фильма «Новый Гулливер»
Авторы сценария киноленты «Новый Гулливер» Сигизмунд Кржижановский (в титрах не указан), Серафима и Григорий Рошаль и Самуил Болотин. Оператор киноленты Николай Ренков, композитор Лев Шварц. В фильме снялись актеры Владимир Константинов, Иван Юдин, Иван Бобров, Фёдор Брест и Михаил Дагмаров.

Кадр из фильма «Новый Гулливер»
О значении фильма «Новый Гулливер» размышляла критик и исследователь творчества Александра Птушко
«Ввести куклу в мир людей — этому были посвящены первые советские фильмы, комбинирующие в кадре кукольного персонажа и человека, — серии о Бузилке, Братишкине. Фильм Юрия Желябужского „Приключения болвашки“ (1927) представлял подробный процесс создания деревянного человечка на фабрике игрушек. Исключением стал „Новый Гулливер“: артековцу Пете, оказавшемуся в удивительной стране, приходилось интегрироваться в герметичный мир маленьких человечков. Драматургия „Нового Гулливера“ строится не на взаимоотношениях пионера и лилипутов, а на взаимодействии пограничных миров. Петя остается зрителем, высказывающим свое мнение, но никак себя не проявляет, пока не включается в действие потусторонний мир Лилипутии — мир подполья. О борьбе с правящим классом
лилипуты-пролетарии узнают благодаря тетрадке пионера, испещренной лозунгами; назревает восстание. Когда правительство пытается отравитьПетю-Гулливера , рабочие спасают ему жизнь. Правительство призывает на помощь бронечасти, полицию, флот: грохот крошечных танков, марши миниатюрных войск, взрывы маленьких домиков впечатляют значительно больше, чем подвиг Пети, одной рукой отводящего от города весь лилипутский флот. Человек помещен в центр, но мир Лилипутии эксцентричен. Для ее обитателей Гулливер — лишь аттракцион».

Кадр из фильма «Новый Гулливер»
Кинолента «Новый Гулливер» вошла в программу фильмов СССР, награжденную премией «За лучшую программу» на Втором Международном Кинофестивале в Венеции в 1934 году. В 1935 году картина была удостоена почётного диплома студии «Мосфильм» на

Архивное фото со съемок фильма «Новый Гулливер»: художница Сарра Мокиль и куклы
О технических особенностях съемки фильма «Новый Гулливер» также писала
«В процессе съемки авторы провели множество расчетов масштабных и пространственных соотношений между куклами и актером: необходимо было подбирать одинаковый по характеру, но совершенно иной по интенсивности световой рисунок. Новизна и необычность визуального решения потребовала таких же пропорциональных масштабов от звуковой палитры фильма (звукооператор А.Коробов, звуко¬оформитель Я.Харон): музыка, голоса, шумы; комариный писк труб лилипутов диссонирует с трубами артековцев. При озвучании был применен новый метод изменения тембрового качества голоса: примерно на 3–3,5 тона была повышена звуковая фактура. В результате возникает ощущение, что грампластинку, на которой записывался звук, пустили со значительно увеличенным числом оборотов. Художник по куклам „Нового Гулливера“ (а их в фильме свыше полутора тысяч) Сарра Мокиль получила специальный диплом жюри в 1935 году на I Международном кинофестивале в Москве. В ее лице Птушко обрел верного соратника, под его руководством в
1930-х Мокиль поставила несколько кукольных короткометражных фильмов („Репка“, „Лиса и волк“, „Танцы кукол“). Даже уйдя из объемной анимации, художница делала маски, чучела, кукол животных и птиц для всех фильмов мастера».

Архивное фото со съемок фильма «Новый Гулливер»Исследователь также отмечает значительную роль звуковых эффектов для усиления драматургической основы киноленты (научная статья в журнале Вестник РГГУ «Особенности масштабирования протагониста в фильме А. Птушко „Новый Гулливер“ и проблема идентичности в советском детском кино второй половины
«Гротеск преобладает в решении сцены в парламенте: она снята с общего плана, камера постепенно приближает зрителя к нелепому, смущенному и беспрестанно жестикулирующему государю. Вне сомнения, этот кукольный король положил начало череде юродивых коронованных особ в отечественном кино; в частности, ему наследует Э. Гарин в „Золушке“ (1947). Правитель Лилипутии — неудавшийся актер. Во время его выступления в парламенте ломается пластинка с записью речи, а после склеивания пластинки исчезает центральная часть речи и озвучивается кредо диктаторского режима: „Живу, народ… опутав“. Эпизод этот определяет драматургический ход всего фильма: в Лилипутии важно не видеть, не выглядеть, а правильно сказать и правильно услышать. В мире „Нового Гулливера“ проблема идентичности напрямую связана с проблемой слуха.
<…>
…в „Новом Гулливере“ героям важен слух, недаром такое внимание в структуре замысла уделено персонажам с увеличивающимися ушами. Неслучайно главное оружие Пети — горн: только будучи услышанным, он оживает для кукол. Лучшим средством для буржуазии Лилипутии было бы лишить повстанцев слуха, тогда не разгорелась бы в кукольном государстве гражданская война: ведь слова песни из тетради пионера воспринимались рабочими именно на слух.
<…>
Новизна и необычность зрительных масштабов потребовала таких же пропорциональных масштабов от всей звуковой палитры фильма (звукооператор А. Коробов, звукооформитель Я. Харон): музыка, голоса, шумы. Комариный писк труб лилипутов диссонирует с трубами артековцев. При озвучании Коробовым был применен новый метод изменения тембрового качества голоса: примерно на 3–3,5 тона была повышена звуковая фактура. В результате возникает ощущение, что грампластинку, на которой записан звук, пустили со значительно увеличенным числом оборотов».

Плакаты к фильму «Новый Гулливер»
«Новый Гулливер» считается признанной классикой не только в нашей стране, но и за рубежом. Высокую оценку картине дал Чарли Чаплин. Писатели Илья Ильф и Евгений Петров в книге «Одноэтажная Америка» упоминают, что фильм выходил в прокат в США.

Кадр из фильма «Новый Гулливер»
В 1960 году вышла новая редакция фильма: картина была полностью переозвучена и частично перемонтирована.
Кадры из фильма и архивные фото со съемок: «Информационный центр
Комментарии (0)