Сегодня советский и российский режиссер, сценарист и народный артист РСФСР Глеб Анатольевич Панфилов (род. 1934) отмечает день рождения. Он снял более 20 фильмов и был автором сценария 19 картин (включая работы в соавторстве). Киноленты Глеба Панфилова, снятые на студии «Мосфильм», доступны для бесплатного просмотра на официальных ресурсах киноконцерна — в онлайн-кинотеатре и на YouTube-канале .

Кадр из фильма «Тема»
По первому образованию Глеб Панфилов химик — в 1957 году он окончил химический факультет Уральского политехнического института. Несколько лет Глеб Анатольевич работал мастером Свердловского завода медицинских аппаратов, научным сотрудником НИИ и заведующим отделом пропаганды Свердловского горкома ВЛКСМ.

Режиссер Глеб Анатольевич Панфилов
Уже в этот период Глеб Панфилов очень интересовался киноискусством. В конце1950-х Панфилов организовал в Свердловске студию кинолюбителей, где вместе с друзьями снял несколько фильмов, в числе которых «Нейлоновая Курточка», «Народная Милиция». Эти работы заинтересовали руководство местного телевидения, куда Глеба Панфилова пригласил на работу. Там Глеб Анатольевич снял документальные и художественные телефильмы «Вставай в наш строй», «Убит не на войне», «Нина Меловизинова» и «Дело Курта Клаузевица».

Архивное фото со съемок фильма «Тема»
В 1960 году Глеб Панфилов поступил на заочное отделение операторского факультета ВГИКа. После его окончания он поступил на режиссерский факультет, получив диплом режиссера в 1966 году. После этого он стал режиссером на киностудии «Ленфильм», где снял картины «В огне брода нет», «Начало», «Прошу слова».
В 1979 году Глеб Панфилов снял свою первую картину на «Мосфильме» — киноленту «Тема». Летом 1981 года состоялся закрытый показ ленты на12-м МКФ.

Архивное фото со съемок фильма «Тема»
Затем картину «Тема» ждала непростая судьба: по цензурным соображениям фильм был отложен на полку. Кинолента не была выпущена до 1987 года. Именно в этом году фильм получил международное признание, удостоившись главного приз Берлинского МКФ — «Золотого медведя».
О «прокатной судьбе» фильма «Тема» размышлял обозреватель журнала «Советский экран» (ноябрь 1987):

Кадр из фильма «Валентина»
Во время интервью для немецкого издания «Нойес Дойчланд» (Neues Deutschland) (27/28 февраля 1982 года) корреспондент Петер Бергер спросил Глеба Панфилова о том, как главная героиня фильма «Васса» соотносится с обширной галереей женских образов, созданных режиссером ранее:

Архивное фото со съемок фильма «Валентина»

Архивное фото со съемок фильма «Валентина»
Глеб Анатольевич известен не только как кино-, но и как театральный режиссер, с 1986 года он был режиссер театра «Ленком».
В 1990 году Глеб Панфилов удостоился почетного приза Международного Каннского кинофестиваля за художественный вклад в кинематограф.

Кадр из фильма «Васса»

Архивное фото со съемок фильма «Васса»

Кадр из фильма «Мать» В 1991 Глеб Панфилов создал киностудию «Вера», названную в честь его матери.
В период 1990 — 2000 гг. Глеб Анатольевич снял фильмы «Романовы. Венценосная Семья», «В круге первом», «Хранить вечно» и др. Сейчас он работает над картиной «Один день Ивана Денисовича», об этом мы писали подробно:

Архивное фото со съемок фильма «Мать»
Архивные фото рабочих моментов съемок и кадры из фильмов: «Информационный центр«Мосфильм-ИНФО» .

Кадр из фильма «Тема»
По первому образованию Глеб Панфилов химик — в 1957 году он окончил химический факультет Уральского политехнического института. Несколько лет Глеб Анатольевич работал мастером Свердловского завода медицинских аппаратов, научным сотрудником НИИ и заведующим отделом пропаганды Свердловского горкома ВЛКСМ.

Режиссер Глеб Анатольевич Панфилов
Уже в этот период Глеб Панфилов очень интересовался киноискусством. В конце

Архивное фото со съемок фильма «Тема»
В 1960 году Глеб Панфилов поступил на заочное отделение операторского факультета ВГИКа. После его окончания он поступил на режиссерский факультет, получив диплом режиссера в 1966 году. После этого он стал режиссером на киностудии «Ленфильм», где снял картины «В огне брода нет», «Начало», «Прошу слова».
В 1979 году Глеб Панфилов снял свою первую картину на «Мосфильме» — киноленту «Тема». Летом 1981 года состоялся закрытый показ ленты на
«Для меня фильм „Тема“ является продолжением серии, начатой мной картинами „В огне брода нет“ и „Начало“. Я убежден, что художник должен относиться к себе критически. Есенин (главный герой фильма Ким Есенин — Прим. Ред.) достаточно умён, чтобы искать в самом себе причину своей неудовлетворённости. Нельзя убежать от проблем жизни, сев в машину и уехав в другой город. Жизнь нельзя обмануть. Так или иначе она вновь и вновь будет догонять тебя. Есть только один путь, а именно: смотреть правде в глаза и, пока есть силы, решать проблемы», — отмечал Глеб Панфилов в интервью немецкому еженедельнику «Вохенпост» (Wochenpost) № 33 от 1981 года (репортаж с12-го МКФ в Москве).

Архивное фото со съемок фильма «Тема»
Затем картину «Тема» ждала непростая судьба: по цензурным соображениям фильм был отложен на полку. Кинолента не была выпущена до 1987 года. Именно в этом году фильм получил международное признание, удостоившись главного приз Берлинского МКФ — «Золотого медведя».
О «прокатной судьбе» фильма «Тема» размышлял обозреватель журнала «Советский экран» (ноябрь 1987):
«Говорят, в России надо жить долго. В печальном этом замечании немало правды. Пример Панфилова — ещё одно тому подтверждение. Семь лет лежал на полке фильм „Тема“. Почему? И потому, что коснулся замалчивавшейся проблемы — выезжающих в эмиграцию, и потому, что представил видного писателя, так сказать, „инженера человеческих душ“, в кризисный момент осознания своей внутренней пустоты, деградации таланта, к которой привели долгие годы говорения красивых словес, писания в угоду конъюнктуре…Также на «Мосфильме» Глеб Панфилов снял картины «Валентина» (1981), «Васса» (1982) и «Мать» (1989).
Семь лет — нелегкое испытание для любого фильма. Иные из них после такого срока кажутся безнадежно устаревшими. Фильм „Тема“ не поблек, не утратил новизны художественного открытия. Лучшее тому свидетельство — безоговорочный успех на фестивале в Западном Берлине, где помимоГран-при и приза ФИПРЕССИ, фильм получил ещё три награды общественных организаций».

Кадр из фильма «Валентина»
Во время интервью для немецкого издания «Нойес Дойчланд» (Neues Deutschland) (27/28 февраля 1982 года) корреспондент Петер Бергер спросил Глеба Панфилова о том, как главная героиня фильма «Васса» соотносится с обширной галереей женских образов, созданных режиссером ранее:
«Меня скорее интересовали точки соприкосновения с ними. Васса — истинно русская женщина, умная, оригинальная, деятельная. Ей, к примеру, так же, как и Уваровой (героиня фильма „Прошу слова“ — Прим. Ред.) приходится решать проблемы взаимоотношений с мужем, семьёй, деятельностью — но только в дореволюционных условиях и за ту высокую цену, что требует с этой женщины ее класс.
<…>
Исторические перемены наиболее отчётливо видны в данной женщинам возможности самореализовываться, поэтому ни один из моих фильмов не проходит мимо этой темы. Но она, естественно, не главная для меня. Героини всех предыдущих фильмов были простыми людьми, их сила олицетворяла силу народа. Мне от души хочется показывать именно их. Я хочу привлечь внимание к внутреннему богатству человека, к той теплоте, что заложена в его натуре. Мои фильмы рассказывают о том, как эта скрытая сущность человека прорывается наружу и согревает других».

Архивное фото со съемок фильма «Валентина»

Архивное фото со съемок фильма «Валентина»
Глеб Анатольевич известен не только как кино-, но и как театральный режиссер, с 1986 года он был режиссер театра «Ленком».
В 1990 году Глеб Панфилов удостоился почетного приза Международного Каннского кинофестиваля за художественный вклад в кинематограф.

Кадр из фильма «Васса»

Архивное фото со съемок фильма «Васса»

Кадр из фильма «Мать» В 1991 Глеб Панфилов создал киностудию «Вера», названную в честь его матери.
В период 1990 — 2000 гг. Глеб Анатольевич снял фильмы «Романовы. Венценосная Семья», «В круге первом», «Хранить вечно» и др. Сейчас он работает над картиной «Один день Ивана Денисовича», об этом мы писали подробно:
«Один день Ивана Денисовича» — это мировой бестселлер началаСтатья подготовлена с использованием материалов официального сайта Глеба Анатольевича Панфилова.60-х . То, что мы делаем — это не экранизация рассказа, это фильм по мотивам рассказа об Иване Денисовиче. История в нашем варианте не противоречит тому, что написано у Александра Солженицына, а органично связывается с тем, что написал автор.
Более того, там есть такие моменты, которые, мне кажется, автор специально написал для меня, чтобы у меня все связалось и все получилось. Откуда автор знал, что спустя 50 лет после публикации рассказа некто Глеб Панфилов решит поставить его в кино?.. Мне важно сделать живую картину. О человеке в экстремальных обстоятельствах — война, плен, лагерь. О человеке, который выживает, преодолевая сложности, превратности жизни, оставаясь человеком. Оставаясь достойным человеком», — рассказал Глеб Панфилов.

Архивное фото со съемок фильма «Мать»
Архивные фото рабочих моментов съемок и кадры из фильмов: «Информационный центр
Комментарии (0)