Публикации по материалам Архива Киноконцерна «Мосфильм» о создании фильма «Война и мир» (Актёры — часть 2)

Публикации по материалам Архива Киноконцерна «Мосфильм» о создании фильма «Война и мир» (Актёры — часть 2)
Фотогалерея
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
⇐ Вернуться к списку

К 100-летию режиссера Сергея Бондарчука:

Части 12, 3

Пожалуй, самым трудным в выборе актеров был поиск «князя Андрея Болконского». С. Ф. Бондарчук мечтал снимать Иннокентия Смоктуновского. В одном из протоколов — от 31 мая 1962 г. (Протоколы -Дело 297, опись 6) вскользь говорится, что Смоктуновского задействовать в фильме — «запретили».

И. Смоктуновский на встрече с С. Ф. Бондарчуком. Фотопробы И.Смоктуновского на роль Андрея Болконского

И. Смоктуновский на встрече с С. Ф. Бондарчуком. Фотопробы И.Смоктуновского на роль Андрея Болконского

К 31 мая 1962 г., не находя нужного актёра, С. Ф. Бондарчук пребывал почти в отчаянном состоянии. В Олеге Стриженове как возможном кандидате на роль — были не уверены. Режиссёр подумывал о возможности снимать Юрия Соломина и Кирилла Лаврова.

Фрагмент протокола Совещания съёмочной группы от 31 мая 1962 г. Фотопробы Ю. Соломина на роль Андрея Болконского

Фрагмент протокола Совещания съёмочной группы от 31 мая 1962 г. Фотопробы Ю. Соломина на роль Андрея Болконского

Когда наступил момент съёмок кинопроб, С. Ф. Бондарчук всё же вернулся к Олегу Стриженову. Вторым возможным исполнителем Андрея режиссёр взял А. В. Вербицкого. Судя по оценкам рецензентов, фрагменты для показа роли были выбраны весьма краткие и незначительные, и по ним сложно было судить об актёрах. В целом, игра О. А. Стриженова вызвала наибольшее число положительных откликов. Но при втором обсуждении кинопробы с этим актёром вызвали критические замечания.

Открытки 1958 г. с популярными актёрами О. Стриженовым и А. Вербицким

Открытки 1958 г. с популярными актёрами О. Стриженовым и А. Вербицким

Ко второму обсуждению кинопроб в роли Андрея Болконского был отснят также К. Лавров.

Фотопробы К. Лаврова на роль Андрея Болконского

Фотопробы К. Лаврова на роль Андрея Болконского

Фрагменты выступлений деятелей культуры о кинопробах на роль Андрея Болконского — из Стенограмм Заседания Коллегий при генеральном директоре Киностудии «Мосфильм» от 9 августа и от 20 августа 1962 года:

Н. К. Гудзий:

«Вот судить о том, как исполняется роль князя Андрея… трудно, потому что вы видите этих актеров в коротких и не очень значительных фрагментах.

Мне кажется, что актер Вербицкий по внешности не подходит для роли Андрея, он слишком мужествен и мужчина, что надо, а об Андрее этого сказать нельзя. Разницы между первым и вторым актером я не вижу».

В. Р. Щербина:

«Нам трудно говорить по поводу актеров, но безусловно есть большое сомнение насчет князя Андрея. Конечно, Стриженов ближе к нашему общему внешнему представлению. Вербицкий не тот впечатлительный тонкий офицер, каким мы представляем себе Андрея Болконского. Он действительно приземленный. И тип лица у него немного декоративный, мягко говоря».

В. И. Мурадели:

«Мне очень понравился Стриженов. Не знаю есть ли там эпоха и тот век, но в моем представлении русский офицер это не только манеры, движение века, но и сердце русского человека. В этом сдержанном человеке я чувствую сердце, поэтому я отдаю ему свое сердце».

И. А. Кокорева:

«Иногда бывают великолепные актеры, но они не монтируются. То, что делает Вербицкий из рук вон плохо. Он дает заранее подготовленный текст, он не осмысливает его, он не размышляет… Не знаю, может ли Стриженов или не может, он не опробован как следует. Если Бондарчук ему доверяет, то нужно провести серьёзную пробу этих двух основных актеров».

Г. Н. Попов:

«Андрей. Не знаю, кто мне больше понравился. Думаю, что если бы нам показали более развернутые куски, может быть, из трех мы поверили бы в двух…»

Л. О. Арнштам:

«Главные герои „Войны и мира“ моложе, чем герои „Коллег“ Аксенова. Пьеру 22 года, а Андрей старше. Пьер все время смотрит на Андрея как на старшего. Тут должно быть известное сочетание. А Стриженов выглядит моложе. И когда Андрей и Пьер соединятся, как это будет выглядеть? Если делать роман из жизни молодых людей, тогда основные герои молодые. Я считаю, что Бондарчук обязан играть Пьера, я уверен и в нем и в его внутренней жизни, тогда нужно подбирать Андрея чуть суховатее, чуть старше».

В. С. Ордынский:

«По поводу Андрея — какое-то странное обстоятельство: вроде Стриженова мы видели в подобных ролях, и я от него ничего не ожидал, но Стриженов мне все-таки понравился больше всех».

К. Н. Воинов:

«Но Болконский, по-моему, не в такой мере, не тот Болконский, с которым лично я где-то жил. Я думал — вы будете пробовать Смоктуновского, потому что у него человеческой, яркой индивидуальности очень много. Но когда Болконский появляется с Наташей, это снижает категорию людей. Он такой банальный красавчик. Я убежден, что это неудача. Он не мыслитель, — это прежде всего должен быть умный актер, не столь эмоциональный, а чтобы он рассуждал, и это должно быть в глазах. Стриженов хороший актер, но он совершенно другой по своей сущности. Мне кажется, что если вы на этом остановитесь, то вы совершите ошибку».

А. А. Алов:

«Я допускаю, что у Стриженова есть почитатели, раздаются голоса о „Сорок первом“, но я считаю, что для этой роли нужен мыслитель, философ, которому чуть за 30 лет, это думающий человек, в котором выражены все раздумья века. На экране я этого не усмотрел. Перед нами в общем традиционная банальная фигура среднего кинематографического героя. Поэтому у меня это вызвало резкий протест».

В. И. Юсов:

«Также по поводу Андрея Болконского — меня ни один из исполнителей не убедил».

Б. К. Немечек:

«По поводу конкретных кандидатур я согласен с выступавшими товарищами Воиновым и Аловым. Я просто могу повторить, что на меня никакого впечатления не произвел Андрей Болконский — ни один, ни второй, ни третий, потому что этого интеллектуального в высшем смысле слова человека я не видел ни в Стриженове, ни, конечно, в Вербицком. Мне кажется, Андрея Болконского нет. Если бы не было исключительной актерской удачи в Наташе, то тогда все не соответствовало бы Толстому, но когда есть Наташа, то рядом с ней Болконского нет».

Мучительные поиски актёра на роль Андрея продолжились. Несмотря на то, что Олег Стриженов был утверждён после кинопроб (Дело 319), этому актёру не суждено было сыграть в фильме «Война и мир».

Письмо Главного директора кинокартины «Война и мир» В. Циргиладзе директору театра киноактёра К. Полонскому. Эскиз Е. Куманькова из Сценария 1961 г.

Письмо Главного директора кинокартины «Война и мир» В. Циргиладзе директору театра киноактёра К. Полонскому. Эскиз Е. Куманькова из Сценария 1961 г.

Только в декабре 1962 года, уже после запуска фильма в производство (30 ноября 1962 г.), даже после съёмок некоторых сцен, на роль князя Андрея Болконского был утвержден Вячеслав Васильевич Тихонов. Чего больше, радости или несчастья, принесла эта роль актёру — сейчас об этом судить непросто. «Пожалуйте в кадр, князь!» — так В. В. Тихонов назвал свои воспоминания, в которых поделился, с каким трудом давался ему образ героя и в каких сложных взаимоотношениях с С. Ф. Бондарчуком приходилось работать на картине. Вячеслав Тихонов ждал от режиссёра доброжелательного участия, подбадривания, но всегда натыкался на молчаливую сдержанность. Мешало игре и то, что не по воле С. Ф. Бондарчука артист попал в картину. Особенно обидно было, что другие актёры получали и внимание и похвалу режиссёра. 

Порой В.Тихонов доходил до отчаяния: 

«Настроение у меня было мрачное, одолевало недовольство собой, тем, как играю своего любимого Андрея Болконского. Даже возникали мысли уйти из кино, поступить в театр… Я поделился своими не столь радужными планами с Сергеем, но он моих намерений не одобрил. Однако ни разу не похвалил. Он всегда был в себе, погружен в режиссуру, в свои думы. Отснимем сцену с моим участием, даже нашу парную с ним сцену (а их в картине немало) — он своих впечатлений не высказывает: хорошо ли, неважно все исполнено. Только два-три слова: — Так. Ну пойдём дальше». (Тихонов В. В. Пожалуйте в кадр, князь! // Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников.- М., 2003.- с. 198–199)

Письмо о закреплении на картину „Война и мир“ киноактёров студии им. Горького В. В. Тихонова, Ю. Чекулаева, Я. Янакиева

Письмо о закреплении на картину „Война и мир“ киноактёров студии им. Горького В. В. Тихонова, Ю. Чекулаева, Я. Янакиева

Волею судеб не состоялось участие в картине замечательного актёра — Юрия Никулина. Он был выбран на роль капитана Тушина. С просьбой подтвердить разрешение съёмок Ю. В. Никулина в фильме Главный директор кинокартины В. С. Циргиладзе написал Главному режиссёру Московского цирка М. С. Местечкину. Но, как оказалось, Юрий Никулин работал над подготовкой роли в крупнейшей цирковой пантомиме „Карнавал на Кубе“, показ которой был запланирован на весь зимний сезон 1963 г., и не мог участвовать в съемках „Войны и мира“ (Опись 6, Дело 319, с. 4, с. 22). В результате — капитана Тушина сыграл не менее прекрасный артист Николай Трофимов.

Переписка съёмочной группы кинокартины „Война и мир“ с Московским цирком

Переписка съёмочной группы кинокартины „Война и мир“ с Московским цирком

Фотопробы Ю. Никулина на роль капитана Тушина

Фотопробы Ю. Никулина на роль капитана Тушина

Съёмки с участием некоторых персонажей — таких как Лиза Болконская, Анатоль Курагин проходили гораздо позднее. Однако на поиски исполнителей и этих ролей съёмочная группа затратила немало усилий. Лизу Болконскую разыскивали не только в СССР, ассистенты по актёрам делали запросы в Польшу, Чехословакию и ГДР.

Из Дела 319:

ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА

ПО КИНЕМАТОГРАФИИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

Тов. БАСКАКОВУ В.Е.

Киностудия"МОСФИЛЬМ» просит оказать помощь в подборе актрисы на роль княгини Лизы Болконской из Польской Народной Республики, Чехословацкой Социалистической Республики или Германской Демократической Республики.

Прилагаем характеристику образа.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР

КИНОСТУДИИ «МОСФИЛЬМ»

/В. СУРИН

Повсюду рассылался «Образ Елизаветы Болконской»:

Хорошенькая с черневшимися усиками. Верхняя губа была коротка по зубам, но тем более она открывалась и тем милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Короткость губы и полуоткрытый рот казалось ее особенной собственной красотой.

Полная здоровья и живости, хорошенькая будущая мать, легко переносившая свое положение. Светлая улыбочка и блестящие белые зубы.

Особенное выражение внутреннего и счастливо-спокойного взгляда свойственного только беременным женщинам. Глаза ее не видели ничего, а смотрели вглубь и в себя, во что-то счастливое и таинственное, совершающееся в ней. Сердито-беличье выражение красивого лица заменяется привлекательным и возбуждающим состраданием страха. Робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом.

Документы по поиску исполнительницы роли Лизы Болконской

Документы по поиску исполнительницы роли Лизы Болконской

Но найдена была Лиза Болконская всё же на родине — среди студенток 1-го курса Театрального училища им. Щукина, руководил которым исполнитель роли Кутузова Б. Е. Захава. Анастасия Вертинская была утверждена на роль Лизы в феврале 1964 г.

Письмо директору Театрального училища им. Щукина Б. Е. Захаве от 18 февраля 1964 г. Письмо директору Театра им. Вахтангова О. К. Иванову

Письмо директору Театрального училища им. Щукина Б. Е. Захаве от 18 февраля 1964 г. Письмо директору Театра им. Вахтангова О. К. Иванову

В феврале 1964 г. наконец разыскали и «Анатоля Курагина» — в лице Василия Ланового, артиста Театра им. Вахтангова. Василий Семёнович Лановой поделился в воспоминаниях о том, что, когда С. Ф. Бондарчук пригласил его для участия в фильме, актёр попросил «попробоваться» на роль Андрея Болконского, но после великолепных кинопроб сцены c Курагиным, режиссёр отклонил пожелание Василия Ланового, и пробы на роль князя Андрея не состоялись. Сергею Фёдоровичу пришлось упрашивать В.Ланового сыграть Анатоля, но актёр согласился только после введения в картину эпизода, которого не было в сценарии — когда во время Бородинского сражения в санитарной палатке Курагину отрезают ногу: 

«Ведь каков мой персонаж? Эгоист, жуир, ловелас и гуляка… И этот несусветный повеса лишается главного предмета своего любования, если угодно, своего главного мыслительного центра — ноги. И это такая сильная, прекрасная сцена в романе, когда раненый князь Андрей «узнаёт „в несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу“, [своего соперника]…С томом в руках я убеждал Сергея Федоровича, что эта сцена необходима прежде всего для еще более полного раскрытия образа Андрея Болконского, потому что встреча эта как бы совершает переворот в душе». (Лановой В. Мы знаем цену добру // Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников.- М., 2003.- с. 257)

Василий Лановой в роли Анатоля Курагина

Василий Лановой в роли Анатоля Курагина

Так необычно, с нарушением привычного порядка сроков и этапов в отлаженной схеме, по которой снимались все фильмы советского периода — шла работа над фильмом «Война и мир».

Особое отношение руководящих органов к фильму позволяло актёрам и членам съёмочной группы получать дополнительные преимущества, но и требования к качеству работы было неимоверно высоким. Огромное внимание уделялось репетициям сцен. Исполнителям главных ролей картины «Война и мир» Министерство культуры СССР разрешило проводить по две оплачиваемых репетиции на каждый съёмочный день.

Из Дела № 319:

ЗАМЕСТИТЕЛЬ

МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ

КИНОСТУДИИ

СССР «МОСФИЛЬМ»

8 декабря 1962 Г. тов. Сурину В. Н.

№ 5985 — I/14

На № Д/21 от 22.X—1962 гг.

Учитывая большую ответственность за экранизацию и значимость постановки трехсерийного кинофильма «Война и мир», а также необходимость длительной предварительной работы над созданием образов «Князя Андрея», «Наташи», «Пьера Безухова», и «Графа Ростова», Министерство культуры СССР разрешает в виде исключения установить для актеров, привлекаемых к исполнению указанных ролей, по две репетиции на каждый съемочный день.

В. Баскаков

«Удвоенные» репетиции были одобрены также и для таких ролей, как «Старик Болконский», «Анатоль», «Дядюшка», «Князь Василий», «Элен», «Николай Ростов», «Долохов».

Разрешение Министерства культуры СССР от 8 декабря 1962 г.

Разрешение Министерства культуры СССР от 8 декабря 1962 г.

Кроме репетиций уделялось большое внимание обучению актёров французскому языку, верховой езде, фехтованию, танцам и даже «светским манерам». Упражнения по верховой езде проходили на Центральном Московском Ипподроме. В деле «Генеральная смета» хранятся документы по оплате услуг Ипподрому (Дело 2784, опись 6). Планировалось, что каждый актёр, которому необходим навык верховой езды, будет тренироваться по 100 часов. Было запланировано потратить более 2000 рублей. Но фактически обучение верховой езде, не считая выплат зарплаты тренеру Г. Т. Рогалёву, обошлось Мосфильму в 480 рублей (Анализ технико-экономических показателей по фильму — Опись 6, дело 2924, с. 374). Это значит, что в съёмках сцен с лошадьми привлекалось больше профессиональных спортсменов, каскадёров, циркачей. Так, например, за освобождённых актёров из Государственного цирка заплатили 3431 рубль (Анализ технико-экономических показателей по фильму — Опись 6, дело 2924, с. 374)

Документы по оплате верховой езды

Документы по оплате верховой езды

Для организации занятий с актёрами по фехтованию, а также в связи с необходимостью задействовать спортсменов в постановке батальных сцен С. Ф. Бондарчук обратился к Председателю Центрального Совета Союза спортивных обществ и организаций СССР Ю. Д. Машину и Председателю Центрального Совета ДСО «Спартак» П. А. Соболеву с просьбой направить в распоряжение съёмочной группы тренера и предоставить команду фехтовальщиков и пятиборцев общества «Спартак». Консультантом по фехтованию на картину был назначен Анатолий Петрович Голяницкий.

Письмо С. Ф. Бондарчука Председателю Центрального Совета Союза спортивных обществ и организаций СССР Ю. Д. Машину

Письмо С. Ф. Бондарчука Председателю Центрального Совета Союза спортивных обществ и организаций СССР Ю. Д. Машину

Когда начинались съёмки, необходимо было освобождать актёров от их театральной работы, вот тут С. Ф. Бондарчуку и руководству «Мосфильма» приходилось по нескольку раз упрашивать руководителей театров отпустить артистов на съемки. Поэтому 14 февраля 1963 г. Министр культуры Е. А. Фурцева издала Приказ «Об освобождении театральных актеров, занятых в съемках картины «Война и мир» (дело 298, с 14), в котором предписывалось Министерству культуры РСФСР, Управлению культуры Мосгорисполкома и другим правительственным организациям оказывать содействие в освобождении актёров от работы в театрах, руководителю «Мосфильма» ежемесячно составлять уведомление о календарном графике съёмок актёров, а руководителям театров — учитывать занятость актёров в фильме при составлении квартальных репертуарных планов.

ПРИКАЗ

МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ СССР

Г. Москва № 54 14 Февраля 1963 г.

СОДЕРЖАНИЕ: Об освобождении театральных актеров, занятых в съемках картины «Война и мир»

В соответствии с решением коллегии Министерства культуры СССР от 20 марта 1962 года, а также учитывая творческо-производственную сложность постановки фильма «Война и мир»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Министру культуры РСФСР тов. Попову А. И., Министру культуры Эстонской ССР тов. Ансбергу А. Я., начальнику Отдела театров Министерства культуры СССР тов. Осипову Г.В. и начальнику Управления культуры Мосгорисполкома тов. Родионову Б. Е. оказывать максимальную помощь в освобождении от работы актёров, занятых в съемках фильма.

При составлении квартальных репертуарных планов соответствующих театров, учитывать занятость актеров в съемках фильма, согласно заявке киностудии «Мосфильм».

2. Учитывая особую сложность съемок батальных сцен в I — II кварталах 1963 года обратить особое внимание на освобождение актеров, согласно приложению.

3. Генеральному директору киностудии «Мосфильм» тов. Сурину В. Н. обеспечивать не позднее, чем за 21 день до начала очередного месяца уведомление Министерства культуры РСФСР, Министерства культуры Эстонской ССР, начальника Отдела театров Министерства культуры СССР и начальника Управления культуры Мосгорисполкома, а также руководство соответствующих театров о календарном графике съемок актеров в наступающем месяце.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Главное управление по производству фильмов и Отдел театров.

Министр культуры СССР

Е. Фурцева

Приказ Министра культуры СССР от 14 февраля 1963 г. об освобождении театральных актеров, занятых в съемках картины «Война и мир»

Приказ Министра культуры СССР от 14 февраля 1963 г. об освобождении театральных актеров, занятых в съемках картины «Война и мир»

Отношение С. Ф. Бондарчука и директора картины В. С. Циргиладзе к артистам было очень внимательным. Они всегда старались создать для актёров комфортные условия труда.

Например, когда В. В. Тихонов длительное время отращивал бороду для соответствия образу Андрея Болконского и не мог работать в других постановках, В. С. Циргиладзе попросил оплатить Киностудией его вынужденный творческий простой.

Из Дела 298, опись 6:

12 мая 1966 г.

ЗАМЕСТИТЕЛЮ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА СТУДИИ

Тов. КАРАТАЕВУ О.Х.

По заданию режиссёра-постановщика БОНДАРЧУКА С.Ф. актёр ТИХОНОВ В. В. отпустил бороду для съемки эпизода «СМЕРТЬ АНДРЕЯ»

Более полутора месяцев, как он находится в таком состоянии и сниматься в других картинах не имеет возможности.

Поэтому прошу Вашего разрешения о выплате В. В. Тихонову 100% ставки за апрель месяц в пределах сметных ассигнований.

Гл. ДИРЕКТОР КИНОКАРТИНЫ

В. ЦИРГИЛАДЗЕ

В.Тихонов в роли Андрея Болконского, Письмо Зам. Ген. Директора киностудии О. Х. Караеву от 12 мая 1966 г.

В.Тихонов в роли Андрея Болконского, Письмо Зам. Ген. Директора киностудии О. Х. Караеву от 12 мая 1966 г.

Иногда в процессе работы над фильмом «Война и мир» пытались разрешить бытовые проблемы актёров. Так, отсутствие телефона в квартире у Олега Табакова затрудняло ведение переговоров по поводу съёмок, которые должны были проходить в Закарпатской области с участием большого количества войсковых частей. В. С. Циргиладзе и С Ф. Бондарчук написали письмо Начальнику Миусского телефонного узла с просьбой дать распоряжение об установке телефона в квартире Олега Павловича. (Дело 318, опись 6, с. 51).

Письмо Начальнику Миусского телефонного узла А. М. Ракову

Письмо Начальнику Миусского телефонного узла А. М. Ракову

Особенно трепетно С. Ф. Бондарчук относился к добросовестным актёрам. Если он видел, что артист работает с полной отдачей, то старался посодействовать в улучшении условий труда исполнителя. Так, Сергей Фёдорович по достоинству оценил труд Б. З. Молчанова, исполнявшего роль маршала Даву и попросил Генерального Директора повысить заработную плату Б. З. Молчанову (опись 6, дело 320):

«В кинокартине „Война и мир“ снимается в роли маршала Даву заслуженный артист РСФСР Молчанов Б.З., работающий в драмтеатре города Краснодара. В театре он является артистом высшей категории высшей группы.

В работе над ролью Даву артист Молчанов Б.З. проявил себя. как талантливый артист, глубоко проникающий в материал роли. Он быстро освоил специфику кинематографа и с высоким мастерством исполнил все задачи, поставленные кинорежиссёром.

Следует отметить особо творческое отношение т. Молчанова к работе: он специально изучал французский язык и всю сцену исполнял на французском языке.

Учитывая всё это, просим Вашего разрешения оплатить артисту Молчанову Б.З. за съемки из расчета… рублей за съемочный день и возбудить перед Госкомитетом кинематографии ходатайство об утверждении артисту Молчанову Б. З. этой ставки».

Б. Молчанов в роли Даву. Письмо Генеральному Директору киностудии В. Н. Сурину от 22 января 1966 г.

Б. Молчанов в роли Даву. Письмо Генеральному Директору киностудии В. Н. Сурину от 22 января 1966 г.

Члены съёмочной группы заблаговременно заботились о приезде в Москву из Ленинграда Людмилы Савельевой. Главный директор картины В. С. Циргиладзе следил за комфортным размещением актрисы в гостиницах Москвы. Так, сохранилось письмо В. С. Циргиладзе Заместителю Генерального директора Киностудии «Мосфильм» О. Х. Караеву с просьбой разрешить аренду и оплату номера в гостинице. (Дело 298, опись 6, с. 27)

В апреле 1965 г. в связи с отказом руководящих органов в праве проживания Людмилы Савельевой в гостинице «Украина» по «одинарному» тарифу, киностудия «Мосфильм» была вынуждена согласиться на оплату гостиницы Людмиле Савельевой — «по двойному тарифу», на срок с 8 по 30 апреля. (опись 6, дело 298, с 30)

Письмо Зам. Ген. Директора киностудии О. Х. Караеву от 4 февраля 1965 г. о бронировании гостиничного номера для Л. М. Савельевой и письмо Зам. Ген. Директора киностудии О. Х. Караеву от 20 апреля 1965 г. об оплате гостиничного номера для Л. М. Савельевой

Письмо Зам. Ген. Директора киностудии О. Х. Караеву от 4 февраля 1965 г. о бронировании гостиничного номера для Л. М. Савельевой и письмо Зам. Ген. Директора киностудии О. Х. Караеву от 20 апреля 1965 г. об оплате гостиничного номера для Л. М. Савельевой

Ещё множество фактов таят в себе папки с документами в архиве «Мосфильма». Так, с помощью писем, протоколов, приказов, разрешений — мы можем воссоздать историю поиска артистов, обнаружить интересные события, связанные с актёрами во время съёмок, проследить взаимодействие съёмочной группы картины «Война и мир» с театрами и другими организациями и вновь оценить масштаб проделанной работы и поразиться особенному подходу С. Ф. Бондарчука к поставленным им перед собой кинематографическим задачам.

Продолжение цикла материалов читайте здесь.

Иллюстрации: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».

Поделиться новостью: