Великий кинопамятник Великой Победы: о реставрации эпопеи «Освобождение» режиссера Юрия Озерова

Великий кинопамятник Великой Победы: о реставрации эпопеи «Освобождение» режиссера Юрия Озерова
Фотогалерея
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
⇐ Вернуться к списку

К сожалению, сейчас работа многих подразделений «Мосфильма» приостановлена. Тем не менее, Киноконцерн планирует завершить реставрацию знаменитой киноэпопеи «Освобождение» в год 75-летия Великой Победы.

Отреставрированный кадр из киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова

Отреставрированный кадр из киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова

Видеоподборка отреставрированных фрагментов киноэпопеи «Освобождение»

В основе киноэпопеи «Освобождение» — этапы Великой Отечественной войны. «Огненная дуга» рассказывает о Курской битве, «Прорыв» — о форсировании Днепра и освобождении Киева, «Направление главного удара» — об изгнании немецко-фашистских захватчиков из Белоруссии, а в финальных частях — «Битва за Берлин» и «Последний штурм» рассказывается о Висло-Одерской и Берлинской операциях.

Отреставрированный кадр из киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова

Отреставрированный кадр из киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова

Картина поражает своим размахом и детальностью в изображении событий войны. В киноэпопее фигурирует 51 реальный исторический персонаж. Действие проходит на полях сражений, в тылу, в партизанских отрядах и даже на «политическом фронте» — показаны действия руководителей государств и международные конференции, определившие ход военной истории.

Отреставрированный кадр из киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова

Отреставрированный кадр из киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова

Над картиной работали непосредственные участники Великой Отечественной войны. В составе съемочной группы были фронтовики: режиссер Ю. Озеров, оператор И. Слабневич, художник А. Мягков, второй режиссер Ю. Кун и многие другие. В постановке военных эпизодов участвовали многие солдаты и офицеры Советской армии, прошедшие войну.

«Сценарий нашей картины писала сама жизнь. Он начинается 1943 годом, Курской битвой, и кончается взятием Берлина и освобождением Праги», — отмечал режиссер Юрий Озеров в интервью газете «Советское кино» (апрель 1966).

Плакат для киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова
Плакат для киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова

В выпуске газеты «Советское кино» от 9 декабря 1967 года приводится высказывание Юрия Озерова об одной из ключевых тем картины:

«Это тема интернационального единения, совместной борьбы народов Европы против коричневой чумы. Нам кажется она особенно существенной сегодня, когда в мире снова подымают головы современные наследники Гитлера».

Кадр из киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова
Кадр из киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова

Интересно то, как картину воспринимали военные. Приведем несколько высказываний.

Подполковник В. Перцов (газета «Львовская правда» от 7 февраля 1972 года):

«Несмотря на широту охвата событий, множество лиц, главный герой фильмов — солдат, рядовой армии. Солдат, гибнущий и бессмертный, усталый, пропахший пороховой гарью и в то же самое время остающийся Человеком. И эта глубокая человечность советского человека на войне показана в фильмах с той особой убедительностью, которая и отличает настоящее искусство…»

Кадр из киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова
Кадр из киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова

Известный советский военачальник, Главный маршал бронетанковых войск П. Ротмистров сказал после просмотра фильмов «Битва за Берлин» и «Последний штурм» (газета «Львовская правда» от 7 февраля 1972 года):

«Смотрел на экран — словно вновь пережил то, что никогда не забывается… Словно снова в окулярах бинокля — те же места. И кажется, что даже люди те же — товарищи, боевые друзья. Нет, это другие проявляют выдержку, смекалку, готовы проявить и бесстрашие, как когда-то их отцы. На экране сейчас сыновья, достойные славы отцов!..»

Архивное фото со съемок киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова
Архивное фото со съемок киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова

Генерал-майор танковых войск Н. Я. Костиков (газета «Гудок», 29 марта 1972 года):

«Как тонко и точно создатели фильма показали и подчеркнули всю принципиальную разницу между идеологией, стратегией, тактикой сил социализма и сил фашизма! В этом большая заслуга и исполнителей ролей, среди которых прежде всего хочется отметить М. Ульянова в роли маршала Г. Жукова.

И все это обеспечило не только масштабное и правдивое воссоздание на экране сражений, но и точную, верную оценку значения операций советских войск в истории Второй мировой войны. Киноэпопея „Освобождение“ дает достойный ответ всем тем, кто пытается исказить факты, приуменьшить вклад советского народа и его Вооруженных Сил в великое дело победы над фашизмом».

Архивное фото со съемок киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова
Архивное фото со съемок киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова

Интересно, как о картине писала немецкая пресса. Приведем отрывок из обзора (в котором, конечно же, есть приметы времени и отражена политика ГДР), журнала Armee Rundschau Magazin des Soldaten № 7, 1971:

«Когда фашисты только приступили к осуществлению своего плана „молниеносной войны“ — Блицкригу — они надеялись вскоре провести свой победный парад в Москве. Искусно вплетенные в фильм хроникальные фрагменты показывают, как солдаты Гитлера шагают по Москве — но только как военнопленные. <…> Те, кто мнил себя непобедимыми, вдруг ощутили себя растерянными, когда они шли по улицам и встречали немой гнев и молчаливую ненависть москвичей. Никто не бросал в них камни, хотя они заслуживали гораздо худшего к себе отношения. В молчании советских людей выражалось не только презрение, но и огромное мужество. Отрывки с печальным зрелищем этой процессии являются и по сей день важнейшим предупреждением для всех, кто собирается напасть на Советский Союз и социалистические страны.

<…>

Киноэпопея „Освобождение“ показывает величайшее мужество советского народа и то, какой ценой была освобождена Европа от тяжкого бремени фашизма. Также „Освобождение“ символизирует силу армий, установивший новый послевоенный миропорядок, силу и мощь коалиции Варшавского договора».

Архивное фото со съемок киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова
Архивное фото со съемок киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова

Критик Ю. Ценин точно и емко высказался о значении фильма «Освобождение» (газета «Советская культура», 9 мая 1967 года):

«История. Говоря о Великой отечественной войне, мы как-то привыкли употреблять это слово. Но для нашего народа, как и для большинства народов Европы, это еще далеко не история. Минувшая война оставила глубокие, незаживающие раны, тяжкие и героические ее дни живы в памяти многих миллионов людей. По существу, осколки войны в том или ином виде сидят в каждом. <…> Вот почему нас так волнует правда о войне, вот почему мы приветствуем людей, взявших на себя титанический труд воплотить самый драматичный период человеческой истории в произведение киноискусства».

Отреставрированный кадр из киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова
Отреставрированный кадр из киноэпопеи «Освобождение» Юрия Озерова

Эти слова и сейчас представляются крайне актуальными, «осколки войны», как показал ход истории, ощущают на себе и несколько поколений потомков участников тех событий.


Мы подробно писали о том, как проходит процесс реставрации киноэпопеи «Освобождение».

Напомним, что реставрация кинопроизведения — это очень трудоемкий процесс, подразумевающий восстановление изображения и звука без внесения изменений в режиссерскую версию картины. Восстановление включает в себя сканирование пленки, трудоемкий процесс ручной реставрации цифрового изображения: стабилизация изображения, цветокоррекция, устранение механических дефектов из каждого кадра (на один фильм 90 минут приходится порядка 135 тыс. кадров!), подавление мерцания. Каждый дефект надо устранить незаметно для зрителя. Иногда дефектный участок можно просто скопировать из соседнего кадра, но во многих случаях приходится выполнять настоящую творческую работу — находить похожее изображение и вставлять его или дорисовывать.

Начало программе реставрации и перевода в цифровой стандарт киноколлекции «Мосфильма» в целях сохранения национального культурного наследия было положено в 2006 году. На сегодня «Мосфильмом» отреставрировано около 100 фильмов выдающихся советских и российских режиссеров. Теперь классика кино доступна для показа на современном кинопроекционном оборудовании.

Фото: «Информационный центр «Мосфильм-Инфо».

Поделиться новостью: