Великий сказочник и смелый новатор: к 120-летию со дня рождения Александра Птушко

Великий сказочник и смелый новатор: к 120-летию со дня рождения Александра Птушко
Фотогалерея
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
⇐ Вернуться к списку

Киноконцерн «Мосфильм» в настоящее время не может пригласить гостей на студию, чтобы они могли посетить здесь выставку, посвященную 120-летию со дня рождения Александра Лукича Птушко. Но мы рассказываем о его творчестве и представляем экспозицию в электронном виде.

Александр Лукич Птушко

Александр Лукич Птушко

19 апреля исполнится 120 лет со дня рождения легендарного мастера сказки в отечественном кинематографе — советского кинорежиссёра, кинооператора, художника-мультипликатора, сценариста, педагога, народного артиста СССР и лауреата Сталинской премии первой степени Александра Птушко (1900 — 1973). На протяжении всей своей жизни он работал на киностудии «Мосфильм», а с 1960 по 1963 год был художественным руководителем творческого объединения «Юность» детских и юношеских фильмов на «Мосфильме».

Кадр из фильма «Новый Гулливер»

Кадр из фильма «Новый Гулливер»

Кадр из фильма «Золотой ключик»

Кадр из фильма «Золотой ключик»

В первую очередь Александр Птушко известен как режиссер экранизаций сказок классиков русской литературы. В 1939 году он поставил полнометражный мультипликационно-игровой фильм «Золотой ключик» по пьесе Алексея Толстого; в 1946 году — «Каменный цветок» — экранизацию уральских сказов П. П. Бажова «Каменный цветок» и «Горный мастер»; в 1961 году — «Алые паруса» — экранизацию повести-феерии Александра Грина. Александру Лукичу были подвластны все поджанры в рамках волшебного, сказочного канона, но особый интерес Александр Птушко проявлял к наследию Александра Сергеевича Пушкина: в 1937 году вышел его короткометражный цветной кукольный мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке», а уже в числе последних его кинопостановок — масштабные игровые экранизации — «Сказка о царе Салтане» (1966) и «Руслан и Людмила» (1972).

Архивное фото со съемок фильма «Золотой ключик»

Архивное фото со съемок фильма «Золотой ключик»

Александр Птушко отлично адаптировал в своих картинах зарубежную классику — в 1935 году вышел на экраны прославивший его мультипликационно-игровой фильм «Новый Гулливер», сочетающий в себе мотивы сатирико-фантастического романа Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера в страну лилипутов», элементы советской действительности и даже фатальное пророчество об ужасах формировавшегося в то время фашизма и гитлеровского национал-социализма.

Архивное фото со съемок фильма «Каменный цветок»

Архивное фото со съемок фильма «Каменный цветок»

Александр Птушко умел отлично обращаться с фольклором — ему принадлежат блестящие экранизации былин и народных сюжетов: «Садко» (1952), «Илья Муромец» (1956) и «Сампо» (совместная советско-финская постановка по мотивам карело-финского эпоса «Калевала», 1958).

Кадр из фильма «Садко»

Кадр из фильма «Садко»

Кадр из фильма «Садко»

Кадр из фильма «Садко»

Архивное фото со съемок фильма «Сампо»

Архивное фото со съемок фильма «Сампо»

Особняком в числе работ Александра Птушко стоит экранизация злободневного, притчевого произведения «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца. В этом фильме прослеживается сходство с будущей стилистикой Марка Захарова, возможно, что восприятие этим режиссером волшебного и сказочного в кино и его уникальный стиль формировались в том числе и под воздействием картин Птушко. Надо сказать, что Марк Захаров в своей работе также обращался к творчеству Шварца — экранизировал его пьесы «Обыкновенное чудо» и «Дракон» (фильм «Убить дракона»).

Кадр из фильма «Сказка о потерянном времени»

Кадр из фильма «Сказка о потерянном времени»

Архивное фото со съемок фильма «Сказка о потерянном времени»

Архивное фото со съемок фильма «Сказка о потерянном времени»

Архивное фото со съемок фильма «Сказка о потерянном времени»

Архивное фото со съемок фильма «Сказка о потерянном времени»

Александр Птушко работал и на пересечении жанров. Он принимал участие в создании одного из первых советских фильмов ужасов «Вий» (1967) по одноименной повести Николая Васильевича Гоголя в качестве соавтора сценария, художественного руководителя, постановщика комбинированных съемок и трюковых сцен. Также Птушко был постановщиком комбинированных съемок на многих картинах, в числе которых знаменитая приключенческая лента Владимира Вайнштока «Дети капитана Гранта» (1933) по одноименному роману Жюля Верна.

Кадр из фильма «Вий»

Кадр из фильма «Вий»

В тяжелые годы Великой Отечественной войны Александр Птушко был признан негодным к строевой службе по близорукости и вместе с семьей эвакуирован в Алма-Ату. Там он работал на Центральной объединённой киностудии художественных фильмов (ЦОКС, куда вошли «Мосфильм», «Ленфильм» и Алма-Атинская киностудия) и руководил трюковыми и комбинированными съёмками в фильмах «Парень из нашего города», «Секретарь райкома», «Зоя» и других.

Александр Птушко скоропостижно скончался в 1973 году, не успев реализовать свои масштабные творческие планы. Он мечтал поставить фильм «Тарас Бульба» по мотивам повести Николая Васильевича Гоголя, входящей в цикл «Миргород» и экранизировать величайший памятник литературы Древней Руси — «Слово о полку Игореве».

Кадр из фильма «Сказка о царе Салтане»

Кадр из фильма «Сказка о царе Салтане»

Фантастическое и сказочное кино требует от создателей превосходного владения техническими приемами, это та область кинематографа, где они наиболее востребованы и ярко проявляются. Александр Птушко признанный новатор в этой области. Помимо виртуозной работы над комбинированными съемками и трюковыми сценами он известен как создатель первого советского звукового мультфильма («Властелин быта», 1932), первого в мире полнометражного кукольного мультфильма («Новый Гулливер», 1935) и первого советского широкоэкранного фильма со стереозвуком, то есть с объемным звуком, при котором создается иллюзия звуковой перспективы с сохранением направления на разные источники звука («Илья Муромец», 1956). Кроме всего прочего, Александр Птушко был мастером сочетания мультипликации и актерских сцен в кино.

Архивное фото со съемок фильма «Сказка о царе Салтане»

Архивное фото со съемок фильма «Сказка о царе Салтане»

Александр Птушко — автор множества теоретических трудов, посвященных трюковым и комбинированным съемкам, а также мультипликации. В частности, одна из самых известных работ, которую до сих пор изучают в кинематографических вузах — «Комбинированные и трюковые киносъемки» (в соавторстве с Николаем Ренковым).

«Дело комбинированных съемок не есть нечто определенное, совершенно законченное, раз и навсегда установленное. Каждый новый кадр, снимаемый для нового фильма, может вдруг выдвинуть совершенно новые требования для его реализации», — писали Александр Птушко и Николай Ренков в предисловии к книге.

Архивное фото со съемок фильма «Сказка о царе Салтане»
Архивное фото со съемок фильма «Сказка о царе Салтане»

Но помимо технических приемов, в сказках на первый план выходит работа художника. Стоит отметить, что художественное дарование Александра Птушко проявилось еще в юности — на выставке работ реального училища, где он тогда учился, его рисунки были признали лучшими. Талант кинохудожника обозначился у Александра Птушко уже в начальный период его творчества, когда после окончания заочного отделения Государственной школы кинематографии в Москве, он начал работать в жанре кукольной анимации. С 1927 года он работал на «Москинокомбинате» («Мосфильме») как художник и режиссёр-мультипликатор, конструировал куклы. В 1928 году Птушко дебютировал в качестве режиссёра, поставив серию мультфильмов с участием кукольного персонажа Братишкина совместно с Юрием Меркуловым и Иваном Никтиченко. 

Архивное фото со съемок фильма «Сказка о царе Салтане»

Архивное фото со съемок фильма «Сказка о царе Салтане»

Александр Птушко был художником-постановщиком собственного игрового фильма «Каменный цветок» и одним из художников на картине «Вий».

Кадр из фильма «Руслан и Людмила»

Кадр из фильма «Руслан и Людмила»

Во всех своих фильмах, даже не входя в состав художественного цеха, Александр Птушко уделял огромное внимание антуражу и декорациям, без которых также невозможно создать волшебный мир в кино.
Вот как описывает работу над декорациями к фильму «Руслан и Людмила» критик Нина Спутницкая в журнале «Искусство кино» (№ 5, 2015):

«Перечень специальных конструкций для „Руслана и Людмилы“ насчитывает сотню пунктов. При этом среди разработок не только отдельные механизмы, но и комплексы сложных инженерных объектов. На три месяца на картину вызывали скульптора для изготовления деталей аллеи титанов в саду Черномора и стеклодува для создания стеклянных рыбок и застывших фонтанов, скульптора-лошадника для мумий „вздыбленных коней“ и художника-мультипликатора для прорисовки 15–16 тысяч фаз Руслана, скачущего по воздуху на коне (для перевода на так называемую „блуждающую маску“ — особый прием комбинированных съемок — Прим. Ред.) Коллекцию кристаллов и несколько друз планировалось покупать у геологов, а коллекцию кораллов — в комиссионном магазине. Предметный мир сказки украсили оригинальные скульптуры, которые Птушко всегда делал сам в перерывах между съемками. Особенно поражает диапазон материалов: волхв из бивня моржа, змей из раковины коралла, из саксаула, арапы из кокосовых орехов и ракушек — архивы сохранили только фото диковинного реквизита».

Архивное фото со съемок фильма «Руслан и Людмила»
Архивное фото со съемок фильма «Руслан и Людмила»

Александр Птушко также непревзойденный мастер постановки массовых и батальных сцен, в том числе с участием сказочных персонажей.

«В середине 1950-х Птушко использовал для создания массовых сцен новаторский метод „автоматических перекладок“ братьев Владимира и Ивана Никитченко, а в последней своей сказке предпочел воссоздать все „в натуральном виде“. Так в кадры финального боя Руслана с захватчиками земли русской он вводит быков: внутри механических чучел с педальным приводом находились два человека. Стадо в финале заставляет вспомнить „Стачку“ Сергея Эйзенштейна, застывший город в „Сказке о царе Салтане“ (1966) — „Париж уснул“ Рене Клера. Птушко увлекался цитированием авангарда, а при знакомстве с архивами режиссера поражает его знание западной, в особенности американской, кинематографии», — отметила Нина Спутницкая.

Архивное фото со съемок фильма «Руслан и Людмила»Архивное фото со съемок фильма «Руслан и Людмила»

Работы Александра Птушко отличает виртуозное мизансценирование и подбор актеров, отличный вкус в выборе музыкального сопровождения и конечно же, превосходное владение драматургическими приемами, как в области разработки персонажей, так и по части сохранения авторского замысла и в то же время гармоничного его сочетания с сугубо кинематографическими средствами. Стоит отметить, что Александр Птушко работал над сценариями некоторых своих картин (в первую очередь анимационных, в числе полнометражных игровых — его последние картины «Сказка о царе Салтане» и «Руслан и Людмила»).

Работы Александра Птушко были отмечены призами ряда кинофестивалей:

МКФ в Венеции (Приз за лучшую программу, представленную государством на фестивале, в т. ч. фильм «Новый Гулливер», 1934)
МКФ в Канне (Премия жюри за лучшее цветовое решение, фильм «Каменный цветок», 1946)
МКФ в Венеции (Приз «Серебряный лев», фильм «Садко», 1953)
МКФ в Югославии (Почётный диплом режиссёру, фильм «Золотой ключик», 1956)
МКФ в Эдинбурге (Почётный диплом, фильм «Илья Муромец», 1958)
МКФ фильмов для детей и юношества в Готвальдове (Приз режиссёру, фильм «Сказка о потерянном времени», 1965)
ВКФ в Ленинграде (Приз, фильм «Сказка о царе Салтане», 1968)
МКФ детских и юношеских фильмов в Салерно (Специальная премия жюри, фильм «Руслан и Людмила», 1976)

Архивное фото со съемок фильма «Золотой ключик»

Архивное фото со съемок фильма «Золотой ключик»

Картины Александра Птушко получили и широкое международное признание, дублировались на разные языки, многократно проводились их показы за рубежом. Александра Птушко называли советским Уолтом Диснеем, а он сам, посмотрев фильм Птушко «Новый Гулливер», прислал ему телеграмму: «Ради Бога, приезжайте. Я дам Вам любую студию».

Наследие Птушко оказало влияние на современных голливудских кинематографистов, в частности, к разработанным Александром Лукичем приемам обращался Питер Джексон при создании кинотрилогии «Властелин колец».

Архивное фото со съемок фильма «Золотой ключик»

Архивное фото со съемок фильма «Золотой ключик»

Все же основа гения, популярности и народной любви к Александру Птушко кроется в душевности и жизненной правде, отраженной в его картинах. Стоит упомянуть о том, каким принципом он руководствовался при работе над киносказками. Александр Лукич утверждал, что у многих людей сказка ассоциируемся с мамой, которая рассказывает их своему ребенку. Так вот, режиссер говорил, что он хотел в своем творчестве стать мамой для всех и каждого, его сказки адресованы всем людям — с особым теплом и любовью.

Фильмы Александра Птушко доступны для бесплатного просмотра на официальных ресурсах «Мосфильма» — YouTube-канале и онлайн-кинотеатре.

Архивные фото и кадры из фильмов: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».

Поделиться новостью: