Киноконцерн «Мосфильм» в настоящее время не может пригласить гостей на студию, чтобы они могли посетить здесь выставку, посвященную
Александр Лукич Птушко
19 апреля исполнится 120 лет со дня рождения легендарного мастера сказки в отечественном кинематографе — советского кинорежиссёра, кинооператора,
Кадр из фильма «Новый Гулливер»
Кадр из фильма «Золотой ключик»
В первую очередь Александр Птушко известен как режиссер экранизаций сказок классиков русской литературы. В 1939 году он поставил полнометражный
Архивное фото со съемок фильма «Золотой ключик»
Александр Птушко отлично адаптировал в своих картинах зарубежную классику — в 1935 году вышел на экраны прославивший его мультипликационно-игровой фильм «Новый Гулливер», сочетающий в себе мотивы
Архивное фото со съемок фильма «Каменный цветок»
Александр Птушко умел отлично обращаться с фольклором — ему принадлежат блестящие экранизации былин и народных сюжетов: «Садко» (1952), «Илья Муромец» (1956) и «Сампо» (совместная
Кадр из фильма «Садко»
Кадр из фильма «Садко»
Архивное фото со съемок фильма «Сампо»
Особняком в числе работ Александра Птушко стоит экранизация злободневного, притчевого произведения «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца. В этом фильме прослеживается сходство с будущей стилистикой Марка Захарова, возможно, что восприятие этим режиссером волшебного и сказочного в кино и его уникальный стиль формировались в том числе и под воздействием картин Птушко. Надо сказать, что Марк Захаров в своей работе также обращался к творчеству Шварца — экранизировал его пьесы «Обыкновенное чудо» и «Дракон» (фильм «Убить дракона»).
Кадр из фильма «Сказка о потерянном времени»
Архивное фото со съемок фильма «Сказка о потерянном времени»
Архивное фото со съемок фильма «Сказка о потерянном времени»
Александр Птушко работал и на пересечении жанров. Он принимал участие в создании одного из первых советских фильмов ужасов «Вий» (1967) по одноименной повести Николая Васильевича Гоголя в качестве соавтора сценария, художественного руководителя, постановщика комбинированных съемок и трюковых сцен. Также Птушко был постановщиком комбинированных съемок на многих картинах, в числе которых знаменитая приключенческая лента Владимира Вайнштока «Дети капитана Гранта» (1933) по одноименному роману Жюля Верна.
Кадр из фильма «Вий»
В тяжелые годы Великой Отечественной войны Александр Птушко был признан негодным к строевой службе по близорукости и вместе с семьей эвакуирован в
Александр Птушко скоропостижно скончался в 1973 году, не успев реализовать свои масштабные творческие планы. Он мечтал поставить фильм «Тарас Бульба» по мотивам повести Николая Васильевича Гоголя, входящей в цикл «Миргород» и экранизировать величайший памятник литературы Древней Руси — «Слово о полку Игореве».
Кадр из фильма «Сказка о царе Салтане»
Фантастическое и сказочное кино требует от создателей превосходного владения техническими приемами, это та область кинематографа, где они наиболее востребованы и ярко проявляются. Александр Птушко признанный новатор в этой области. Помимо виртуозной работы над комбинированными съемками и трюковыми сценами он известен как создатель первого советского звукового мультфильма («Властелин быта», 1932), первого в мире полнометражного кукольного мультфильма («Новый Гулливер», 1935) и первого советского широкоэкранного фильма со стереозвуком, то есть с объемным звуком, при котором создается иллюзия звуковой перспективы с сохранением направления на разные источники звука («Илья Муромец», 1956). Кроме всего прочего, Александр Птушко был мастером сочетания мультипликации и актерских сцен в кино.
Архивное фото со съемок фильма «Сказка о царе Салтане»
Александр Птушко — автор множества теоретических трудов, посвященных трюковым и комбинированным съемкам, а также мультипликации. В частности, одна из самых известных работ, которую до сих пор изучают в кинематографических вузах — «Комбинированные и трюковые киносъемки» (в соавторстве с Николаем Ренковым).
«Дело комбинированных съемок не есть нечто определенное, совершенно законченное, раз и навсегда установленное. Каждый новый кадр, снимаемый для нового фильма, может вдруг выдвинуть совершенно новые требования для его реализации», — писали Александр Птушко и Николай Ренков в предисловии к книге.

Архивное фото со съемок фильма «Сказка о царе Салтане»
Но помимо технических приемов, в сказках на первый план выходит работа художника. Стоит отметить, что художественное дарование Александра Птушко проявилось еще в юности — на выставке работ реального училища, где он тогда учился, его рисунки были признали лучшими. Талант кинохудожника обозначился у Александра Птушко уже в начальный период его творчества, когда после окончания заочного отделения Государственной школы кинематографии в Москве, он начал работать в жанре кукольной анимации. С 1927 года он работал на «Москинокомбинате» («Мосфильме») как художник и
Архивное фото со съемок фильма «Сказка о царе Салтане»
Александр Птушко был
Кадр из фильма «Руслан и Людмила»
Во всех своих фильмах, даже не входя в состав художественного цеха, Александр Птушко уделял огромное внимание антуражу и декорациям, без которых также невозможно создать волшебный мир в кино.
Вот как описывает работу над декорациями к фильму «Руслан и Людмила» критик Нина Спутницкая в журнале «Искусство кино» (№ 5, 2015):
«Перечень специальных конструкций для „Руслана и Людмилы“ насчитывает сотню пунктов. При этом среди разработок не только отдельные механизмы, но и комплексы сложных инженерных объектов. На три месяца на картину вызывали скульптора для изготовления деталей аллеи титанов в саду Черномора и стеклодува для создания стеклянных рыбок и застывших фонтанов,
скульптора-лошадника для мумий „вздыбленных коней“ ихудожника-мультипликатора для прорисовки 15–16 тысяч фаз Руслана, скачущего по воздуху на коне (для перевода на так называемую „блуждающую маску“ — особый прием комбинированных съемок — Прим. Ред.) Коллекцию кристаллов и несколько друз планировалось покупать у геологов, а коллекцию кораллов — в комиссионном магазине. Предметный мир сказки украсили оригинальные скульптуры, которые Птушко всегда делал сам в перерывах между съемками. Особенно поражает диапазон материалов: волхв из бивня моржа, змей из раковины коралла, из саксаула, арапы из кокосовых орехов и ракушек — архивы сохранили только фото диковинного реквизита».

Архивное фото со съемок фильма «Руслан и Людмила»
Александр Птушко также непревзойденный мастер постановки массовых и батальных сцен, в том числе с участием сказочных персонажей.
«В середине
1950-х Птушко использовал для создания массовых сцен новаторский метод „автоматических перекладок“ братьев Владимира и Ивана Никитченко, а в последней своей сказке предпочел воссоздать все „в натуральном виде“. Так в кадры финального боя Руслана с захватчиками земли русской он вводит быков: внутри механических чучел с педальным приводом находились два человека. Стадо в финале заставляет вспомнить „Стачку“ Сергея Эйзенштейна, застывший город в „Сказке о царе Салтане“ (1966) — „Париж уснул“ Рене Клера. Птушко увлекался цитированием авангарда, а при знакомстве с архивами режиссера поражает его знание западной, в особенности американской, кинематографии», — отметила Нина Спутницкая.

Работы Александра Птушко отличает виртуозное мизансценирование и подбор актеров, отличный вкус в выборе музыкального сопровождения и конечно же, превосходное владение драматургическими приемами, как в области разработки персонажей, так и по части сохранения авторского замысла и в то же время гармоничного его сочетания с сугубо кинематографическими средствами. Стоит отметить, что Александр Птушко работал над сценариями некоторых своих картин (в первую очередь анимационных, в числе полнометражных игровых — его последние картины «Сказка о царе Салтане» и «Руслан и Людмила»).
Работы Александра Птушко были отмечены призами ряда кинофестивалей:
МКФ в Венеции (Приз за лучшую программу, представленную государством на фестивале,
МКФ в Канне (Премия жюри за лучшее цветовое решение, фильм «Каменный цветок», 1946)
МКФ в Венеции (Приз «Серебряный лев», фильм «Садко», 1953)
МКФ в Югославии (Почётный диплом режиссёру, фильм «Золотой ключик», 1956)
МКФ в Эдинбурге (Почётный диплом, фильм «Илья Муромец», 1958)
МКФ фильмов для детей и юношества в Готвальдове (Приз режиссёру, фильм «Сказка о потерянном времени», 1965)
ВКФ в Ленинграде (Приз, фильм «Сказка о царе Салтане», 1968)
МКФ детских и юношеских фильмов в Салерно (Специальная премия жюри, фильм «Руслан и Людмила», 1976)
Архивное фото со съемок фильма «Золотой ключик»
Картины Александра Птушко получили и широкое международное признание, дублировались на разные языки, многократно проводились их показы за рубежом. Александра Птушко называли советским Уолтом Диснеем, а он сам, посмотрев фильм Птушко «Новый Гулливер», прислал ему телеграмму: «Ради Бога, приезжайте. Я дам Вам любую студию».
Наследие Птушко оказало влияние на современных голливудских кинематографистов, в частности, к разработанным Александром Лукичем приемам обращался Питер Джексон при создании кинотрилогии «Властелин колец».
Архивное фото со съемок фильма «Золотой ключик»
Все же основа гения, популярности и народной любви к Александру Птушко кроется в душевности и жизненной правде, отраженной в его картинах. Стоит упомянуть о том, каким принципом он руководствовался при работе над киносказками. Александр Лукич утверждал, что у многих людей сказка ассоциируемся с мамой, которая рассказывает их своему ребенку. Так вот, режиссер говорил, что он хотел в своем творчестве стать мамой для всех и каждого, его сказки адресованы всем людям — с особым теплом и любовью.
Фильмы Александра Птушко доступны для бесплатного просмотра на официальных ресурсах «Мосфильма» —
Архивные фото и кадры из фильмов: «Информационный центр
Комментарии (0)