Главным символом начала XXI века для наших потомков может стать… холодильник. Да, да, обычный кухонный холодильник, облепленный сувенирными магнитами – такие туристы покупают на память о странах, которые посетили. Серьёзно. Трудно придумать лучший памятник (обелиск?) прежнему миру, в котором люди могли перемещаться с континента на континент с птичьей лёгкостью. Птицы, кстати, такую возможность сохранили. Мы – нет. Во всяком случае, пока её лишены.
Смена эпох, как известно, зачастую не совпадает с календарным временем. ХХ век, век великих достижений и великой крови, начался в 1914 году – с выстрела Гаврило Принципа в Сараево. Вирус COVID-19, что тот выстрел, тоже случился вовремя – в мире, внешне вроде бы и благополучном, но при этом до краёв наполненном противоречиями. В экономике, политике, межгосударственных и общественных отношениях, культуре. Это был мир, который, с одной стороны продолжал существование по прежним лекалам, с другой – отчаянно нуждался в переменах. Такие периоды в истории обычно называют безвременьем. Они рано или поздно заканчиваются – пусть и через глобальные кризисы. Смыслы и атмосферу ХХ веку задали две мировых бойни, новое время также началось с беды – пандемии, шагающей сегодня по испуганной планете семимильными шагами.
Впервые в своей истории человечество переживает уникальный опыт – массового заточения в собственных домах. Да, эпидемии случались и раньше, однако они не останавливали мир и глобальную экономику. Даже первые последствия этой «паузы» таковы, что впору говорить о полном переформатировании человеческой жизни, новой реальности. Позволим себе уйти от прогнозов относительно её будущих форм, а лучше попробуем порассуждать о том, почему и зачем это случилось? Ведь, ей Богу, есть в этом массовом домашнем аресте человечества какой-то мистицизм!
Звучат конспирологические версии о вышедшем из-под контроля биологическом оружии, заговоре эксцентричных миллиардеров, мечтающих о сокращении населения Земли, происках мирового правительства, грезящего всеобщей чипизацией граждан и пр. Правды мы, как современники этих событий, точно не узнаем. Даже если это изначально и был срежисированный кем-то спектакль, то он уже совершенно точно вышел из-под контроля. Так что искать выгодоприобретателей бессмысленно. А вот попробовать оттолкнуться хотя бы от испытываемых эмоций, от ощущения момента можно.
Есть старая поговорка: движение – жизнь. Жизнь, по крайней мере, внешняя – практически остановилась. Вопреки всей логике исторического процесса. И это, пожалуй, главный сигнал всем ныне живущим. Человечество осваивало планету, делило в жестоких войнах территории, потом накапливало знания, развивало технологии, позже объединяло народы под знаменем глобализации – и всё для чего? Чтобы вот так вот неожиданно оказаться запертым в четырёх стенах? В считанные дни произошло полное обнуление практически всех достижений и процессов, выстраиваемых мировым (прежде всего, западным) сообществом десятки, если не сотни лет. Мир, вчера ещё уверенно шедший к экономическому, финансовому, транспортному, ментальному единству, рухнул словно карточный домик. Или как одна небезызвестная башня. Чхи! И снова все по своим углам.
Закрутить такой сюжет, думается, мог драматург лишь самого высокого уровня…
А что, если этот самый драматург пытается нам сказать: эх, ребята, всё не так. Не туда, ребята?
Вирус, словно хирург, вскрывает все застарелые гнойники на коллективном человеческом теле: медицина лишь зачин, на самом деле – это испытание на прочность всего социально-экономического уклада жизни. Что мы делали правильно, а что нет? И главное: как нам жить дальше?
Впрочем, судя по тому, что сейчас творится в Сети – безумные челленджи вроде фотографий с подушками, публичные перебранки медийных знаменитостей, увеличение траффика порнографии – большинство пока не воспринимает всё происходящее всерьёз. Дескать, так, временные трудности. Все вернется на круги своя.
Не вернётся.
Всем нам именно сейчас, в этот период внезапной жизни взаперти, необходимо в срочном порядке не просто осознать свои ошибки, но во многом и переменить самые принципы нашего существования.
Иначе «великое сидение» человечества 2020 года вполне может стать трендом новой эпохи. Век информации, конечно, не отменяет эпидемий. Только и они тоже становятся информационными. Глядишь, так и будем сидеть на кухне, с ностальгией поглядывая на холодильник с магнитами.
Позиция автора может не совпадать с позицией редакции сайта mosfilm.ru
На главной странице: Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня» (Музей истории искусств, Вена, общенациональное достояние)
Комментарии (0)