28 сентября ушел из жизни знаменитый кино- и театральный режиссер и сценарист Марк Захаров (1933 – 2019). Киноконцерн «Мосфильм» выражает соболезнования родным, близким и коллегам Марка Анатольевича.
Марк Анатольевич Захаров
Во время работы над фильмом «Обыкновенное чудо» на киностудии «Мосфильм» режиссер Марк Захаров говорил:
«Я хотел только одного – не сделать ничего плохого со сказкой. Сели мы с композитором Г. Гладковым и поэтом Ю. Михайловым у рояля и стали сочинять фильм».

Казалось бы, в простых словах – «не сделать ничего плохого со сказкой» – сформулирована квинтэссенция творчества Марка Захарова как в кино, так и в театре. Отличительная черта постановок этого режиссера – бережность по отношению к литературному первоисточнику, к сценарию, к своим соавторам и актерам, к зрителю и непосредственно к творческому процессу. Марк Захаров в работе с классической литературой, которую, как известно, сложно экранизировать, максимально избегал буквальности трактовок. Несмотря на то, что он снимал не прямые, а вольные экранизации, Марк Анатольевич стремился сохранить замысел авторов, расставленные ими смысловые акценты. Режиссер чаще всего обращался к сказочным сюжетам, но его фильмы-сказки никогда не были фарсом или водевилем, только притчей. Даже работая в, казалось бы, легком комедийном жанре Марк Захаров сохранял присущий драме психологизм и тонкие мотивировки. Его творчество – отражение противоречивой человеческой природы, причем не в классицистической парадигме, предполагающей противопоставление добра и зла, а во всей многогранности и амбивалентности.
Об этом говорил и сам Марк Анатольевич, рассказывая об основных идеях фильма «Обыкновенное чудо»:
«Сказка Евгения Шварца необыкновенно поэтична, по жанру это сложное философское произведение, сочетающее в себе лирическое начало с иронической притчей, гротеском. Прекрасная музыка Геннадия Гладкова во многом помогла нам выразить авторский замысел. Музыки в фильме много, однако было бы неверным назвать эту телевизионную постановку мюзиклом. Музыкальное оформление картины многопланово, оно несет значительную смысловую нагрузку. Сказочный сюжет у Шварца, приближаясь к развязке, становится все более углубленным, серьезным, освобождаясь от некоего комического налета. И музыкальный финал нашего фильма в свою очередь подчеркивает торжество идеи – музыка звучит апофеозом любви». Эти слова режиссера приводятся в статье, опубликованной в «Литературной газете» 20 декабря 1978 года.
Крайне важную для раскрытия всего творчества Марка Захарова фразу произносит главный герой в фильме «Тот самый Мюнхгаузен»:
«Хотелось его развеселить, мне казалось, что он умный человек», – так герой актера Олега Янковского отзывался о пасторе, который должен был провести обряд венчания барона с его возлюбленной Мартой. Это также один из ключевых постулатов творчества Марка Захарова. Главное для режиссера – обращение к думающему человеку. Жанр сказки является в этом смысле наиболее подходящим: здесь невозможна однозначная трактовка и наличие лишь фабульного, повествовательного пласта. В таком случае задача зрителя, выходит далеко за рамки того, чтобы развлекаться и наслаждаться причудливым экранным действом.
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»
В творчестве Марка Захарова переплетаются и органично сочетаются мотивы различных произведений и эпох – например, в картине «Тот самый Мюнхгаузен» считываются гоголевские черты, есть намеки на творчество Сократа и Шекспира.
Критик В. Кичин в газете «Труд» от 4 января 1980 года так писал о фильме «Тот самый Мюнхгаузен»:
«Драматург Гр. Горин, режиссер М. Захаров и ансамбль прекрасных актеров заставили нас иначе взглянуть на знаменитого барона Мюнхгаузена. Еще точнее, на то, сколь зыбкая грань отделяет фантазию от смелого прозрения. Заставили вспомнить о том, что дерзкая идея всегда казалась поначалу безумной. Это потом уже, кровью отвоевав себе право именоваться истиной, идея становилась классически ясной и доступной: на нее ссылаются, на нее опираются, она вне подозрений и критики. А вначале ей было трудно. Джордано Бруно, как известно, сожгли».

«Взгляд иначе», со стороны, охват явления во всем его многообразии – это один из ключевых принципов творчества Марка Захарова. Именно такой подход и дарует его произведениям бессмертие. «Обыкновенное чудо» – картина далеко не только о любви и волшебстве, «Формула любви» – не только об аферисте Калиостро и безответно влюбленном в статую юноше, «Тот самый Мюнхгаузен» – не только о ловких трюках и забавных приключениях, «12 стульев» – не только о поисках бриллиантов и уловках Остапа Бендера, а события фильма «Убить дракона» разворачиваются далеко за рамками «вольного города». Чтобы понять фильмы Марка Захарова, нужно отодвинуть этот первоначальный пласт, как театральную кулису. И вот тогда-то и раскрывается настоящее многогранное действо, калейдоскоп психологических, политических и философских коллизий.
Архивное фото со съемок фильма «Убить дракона»
Архивное фото со съемок фильма «Убить дракона»
В холле главного корпуса «Мосфильма» открылась тематическая выставка, посвященная памяти Марка Анатольевича Захарова, где представлены кадры из его фильмов и архивные фото со съемочной площадки.
Тематическая выставка, посвященная памяти Марка Захарова
Работы на «Мосфильме»:
«Земля Санникова» (1973) – один из авторов сценария
«Обыкновенное чудо» (1978) – режиссер-постановщик и автор сценария
«Тот самый Мюнхгаузен» (1979) – режиссер-постановщик
«Формула любви» (1984) – режиссер-постановщик
«Убить дракона» (1988) – режиссер-постановщик и один из авторов сценария
Эти фильмы доступны для бесплатного просмотра на YouTube-канале Киноконцерна «Мосфильм» и в онлайн-кинотеатре.
Фото: информационный центр «Мосфильм – Инфо».
Комментарии (0)