«Каково это, руководить Киноконцерном «Мосфильм»? – такой вопрос очень часто задают Карену Шахназарову на творческих встречах. И он неизменно отвечает, что это сродни работе режиссера на съемочной площадке, которая включает в себя как творческий труд, так и навыки организатора.
Архивное фото со съемок фильма «Мы из джаза»
«Меня как генерального директора «Мосфильма» очень сложно обмануть, так как я знаю процесс кинопроизводства изнутри», – отмечает Карен Шахназаров и в своей обычной манере «полуулыбки», полушутя-полусерьезно, сравнивает руководство Киноконцерном с управлением государством:
«Александр II говорил, что Россией управлять несложно, но бесполезно. Вот и я считаю, что если подобрать правильных людей, то и не будет нужды в «управлении».
Архивное фото со съемок фильма «Курьер»
Архивное фото со съемок фильма «Курьер»
Киноконцерн – это гигантский механизм, и его техническое оснащение должно соответствовать современным стандартам. Постоянная модернизация «Мосфильма» и опережение мировых тенденций в киноиндустрии – это основной принцип работы руководителя Киноконцерна. Одно из свидетельств тому – масштабные строительные работы на территории «Мосфильма». В этом году открылся новый «Дом костюма и реквизита» и построен 16-й киносъемочный павильон, прошла масштабная модернизация производственного комплекса «Тонстудия». На ближайшие годы запланирована вторая очередь грандиозного строительства – будут возведены вместительный киноконцертный зал и новый 17-й киносъемочный павильон.
«Преимущество «Мосфильма» – в универсальности услуг. И этим мы отличаемся от многих европейских студий. У нас все есть: звук, лаборатория (обработки пленки – Прим. ред.), павильоны. Мы сохранили автобазу. У нас очень хорошая коллекция костюмов. Есть и постоянно обновляется свой операторский комплекс. Везде это, как правило, не включено в услуги. У нас же в рабочем состоянии вся инфраструктура. И если искать аналогии, то мы похожи, скорее, на голливудские студии», – подчеркнул Карен Шахназаров в одном из интервью.

Все фильмы Карена Шахназарова отличает умение превратить любую тему и жанр в фильм-размышление. Его фильмография очень разнообразна и несводима к клише и канонам. Это и молодая озорная музыкальная комедия «Мы из джаза», и ностальгический «Зимний вечер в Гаграх», и аллегорический «Город Зеро», и мистическо-историческая картина «Цареубийца», и обличающий природу фашизма «Белый Тигр», и новая трактовка классической истории Анны Карениной (фильм «Анна Каренина. История Вронского» и сериал «Анна Каренина») и многое другое. Как продюсер Карен Георгиевич стремится поддержать проекты, имеющие государственное и общественное значение, как, например, фильм «Решение о ликвидации» (реж. Александр Аравин, 2018).
Все эти фильмы и многие другие размещены в открытом доступе в онлайн-кинотеатре и на официальном YouTube-канале Киноконцерна «Мосфильм».


Архивное фото со съемок фильма «Американская дочь»
О сложностях профессии режиссера Карен Георгиевич отзывается так:
«Я думаю, режиссура – такое дело, где вероятность успеха крайне мала. Молодежи я говорю: «Вы должны понимать, что у вас шансов нет. Тогда, может быть, у вас что-то когда-то получится». <…> Уверен в том, что очень важно осознать, что в любой другой профессии можно не добиться успеха, но работать. Например, врач. Ведь не все выпускники мединститута становятся академиками или главными врачами. А у кинорежиссеров нет промежутков, только крайности – либо ты снимаешь, либо нет. А уж если еще снимаешь то, что ты хочешь!.. Это вообще такая редкость, стечение обстоятельств, какое-то небесное везение… И если из 100 человек один-два оказываются в какой-то степени успешными, это уже хорошо».

Архивное фото со съемок фильма «Всадник по имени Смерть»
Карена Шахназарова отличает активная гражданская позиция и большая общественная работа, которая подкреплена энциклопедическими знаниями и начитанностью:
«Я вырос в такой среде, что много слышал и читал о политике. Когда отец (Георгий Хосроевич Шахназаров – советский и российский политолог, политический деятель, писатель, доктор юридических наук, член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии СССР – Прим. ред.) уже начал работать в ЦК партии, у них издавались так называемые «белые книги» для внутреннего пользования. В их числе были и произведения Жана-Поля Сартра, и книга итальянского историка и журналиста Джузеппе Боффы «История Советского Союза» и многое другое, что было на тот момент у нас запрещено. Отец мне приносил эти книги, и я их с огромным интересом «проглатывал». Так и сформировался мой вкус к политике», – рассказывал Карен Шахназаров на одной из творческих встреч.


В фильме «Курьер» из уст профессора Кузнецова звучит принципиальный вопрос: «В чьи руки попадет воздвигнутое нами здание?» Карен Георгиевич всей своей деятельностью дает серьезный ответ на этот вопрос. Генеральный директор «Мосфильма» активно поддерживает образовательные инициативы, в частности, на «Мосфильме» с 2000 года работают курсы подготовки специалистов кинопроизводства среднего звена. Также большое внимание уделяется сохранению и восстановлению за счет «Мосфильма» коллекции классических кинокартин, и благодаря цифровой реставрации фильмы сохраняют для будущих поколений.
Архивное фото со съемок фильма «Белый Тигр»
Кроме того, «Мосфильм» ведет обширную международную деятельность, знакомит зрителей во всем мире с классикой советского и российского кинематографа:
«У нас довольно большая международная деятельность, и нас уже знают. А когда знают, выходят напрямую, даже без фестивалей. У «Мосфильма» сложились хорошие контакты и с прокатными, и с телевизионными компаниями, и с фестивалями. Мы активно участвуем и постоянно проводим в разных городах и странах «Недели российского кино», – рассказывал Карен Шахназаров в интервью журналу «Искусство кино».
Коллектив Киноконцерна «Мосфильм» поздравляет Карена Георгиевича Шахназарова с днем рождения.


Архивное фото со съемок фильма «Анна Каренина. История Вронского»
Справочная информация:
Фильмография Карена Шахназарова
Список наград Карена Шахназарова
В МГУ прошла творческая встреча с Кареном Шахназаровым
Не пытайтесь стать «новыми Достоевскими»: советы начинающим сценаристам от Карена Шахназарова
Карен Шахназаров: «Мой кумир – Александр Пушкин»
На «Мосфильме» прошла творческая встреча участников фестиваля «Арткино» с Кареном Шахназаровым
КАРЕН ШАХНАЗАРОВ: "МНОГИЕ ДЛЯ СЕБЯ ОТКРЫЛИ РУССКОЕ КИНО. ОНИ ЕГО НЕ ВИДЕЛИ НИКОГДА"
Фото предоставлены информационным центром «Мосфильм-Инфо», при использовании ссылка на источник обязательна.
Комментарии (0)