Лишние люди

Искусство, ставшее контентом – размышления о современном творческом «бессилии» авторов. Мнение редактора сайта mosfilm.ru

В столичном Театре Наций уже десять лет идёт спектакль «Рассказы Шукшина», пользующийся, как заявлено на сайте, «ажиотажным спросом среди зрителей самых разных возрастов, профессий и эстетических пристрастий». По итогам сезона 2008-2009 гг. постановка даже стала лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в трех номинациях. Впрочем, тем более тягостным было удивление, которое произвёл спектакль на автора этих строк, ни являющегося, правда, ни профессиональным рецензентом, ни уж тем более театральным критиком. Здесь и далее я буду говорить о впечатлении зрительском, о восприятии простого человека, пришедшего «на Шукшина».

Трёхчасовое действо разбито на две части и состоит (как это часто бывает) из сценических адаптаций известных произведений В.М. Шукшина - «Степкина любовь», «Сапожки», «Беспалый», «Микроскоп», «Жена мужа в Париж провожала», «Игнаха приехал», «Срезал», «Стёпка» - возможно, перечисляю не все, и немного не в том порядке. Да это, на самом деле, и не важно — сквозным сюжетом они не объединены, переставлять можно в произвольном порядке.

iosipenko33.jpg
Спектакль "Рассказы Шукшина" (фото theatreofnations.ru)

От Шукшина на сцене — лишь текст. Воспроизведенный, впрочем, вполне точно, без лишней «отсебятины». Другое дело как воспроизведенный. Людям, незнакомым с литературным первоисточником, вполне может показаться, что перед ними - нечто среднее между программой «Осторожно модерн», театром «Кривое зеркало» и капустником на студенческой весне (при всём уважении к вышеперечисленному). Простейшее фабульное воспроизведение литературной канвы - с юморком в стиле «эх, мать-перемать!» С «народными»: «туды-сюды», «каво-чаво», непременным оканьем, аканьем, гаканьем... Кич? Карикатура? Эксцентричный лубок? Что это? И самое главное — для кого?

Тонкий психологизм, сострадание своим героям, важнейшие этические и нравственные вопросы, которые ставил Шукшин в своих рассказах — всё «нутро» прозы выхолощено. Вместо этого – бесконечное внешнее кривляние, какие-то клоунские ужимки. Поверхностные трактовки серьёзных диалогов. На сиюминутное зрительское «ха-ха».

ВАш сын и брат Куравле Санаев.jpg
В. Санаев и Л. Куравлёв (кадр из фильма "Ваш сын и брат", 1966)

Можно и стоит ли сравнивать увиденное с ранее созданными кинообразами героев, зафиксированных на плёнку самим Шукшиным? Напомню, сюжетные линии рассказов «Игнаха приехал» и «Стёпка» объединены в фильме «Ваш сын и брат» (Киностудия им. Горького, 1966). Роль Степана сыграл Леонид Куравлёв, главную роль, отца — Всеволод Санаев. На театральной сцене оба образа воплотил Евгений Миронов – действительно талантливый и глубокий артист, один из лучших сегодня. Но разницы между двумя «его» персонажами я не увидел – какое-то нарочитое шутовство. Меж тем, и отец, и сын Воеводины — фигуры центральные для всего творчества Шукшина. В них-то, особенно в отце — сквозная боль автора за «уходящую» деревню. По сцене же Театра Наций скачут и гримасничают даже не «чудики», а люди, простите, нуждающиеся как минимум в медицинской помощи. Когда в последнем «скетче» (другого слова и не подберу) возникает портрет самого Василия Макаровича, становится и вовсе не по себе… От стыда.

iosipenko05.jpg
Спектакль "Рассказы Шукшина" (фото theatreofnations.ru) 

Конечно, понятно - то, что «выдал» латвийский режиссёр Алвис Херманис есть вполне себе добротная пьяненько-весёленькая поделка для иностранного зрителя, экспортный «культурный продукт». Кирзовые сапоги, ватники, гармошка – набор стереотипов, другого там и не ждут. Читаем аннотацию на том же сайте Театра Наций: «спектакль объездил с гастролями полмира и везде имел одинаковый успех». Что же, это как раз вполне предсказуемо. Гораздо больше вопросов к нашему родному зрителю, еще вчера такому умному, тонкому, думающему, а сегодня также восторженно хлопающему в ладоши – что «комеди клабу», что таким вот «шукшинским рассказам». Когда мы стали такими?

Были ли плохие или откровенно слабые постановки и фильмы по произведениям Шукшина при жизни автора? Конечно, были. Но за них не давали госпремии (случалось, правда, что давали за другие «шедевры»), они не шли по десять лет в театрах, зритель (тот самый, пресловутый «массовый» зритель) острее чувствовал фальшь, напыщенную бездарность или откровенную халтуру. Наше же сумасшедшее время, судя по всему, напротив, этому только потворствует. Благо в постмодернистском мире обличий и имён у пустоты может быть великое множество.

При всех возможных противоречиях и недостатках, советское искусство всё же реально отражало человеческую жизнь. То, что появляется в печати, на экране, художественных выставках, наушниках потребителей сегодня зачастую не имеет с нашей жизнью ничего общего. Есть хорошее, точное слово – контент. Последние десять лет мы живём в эпоху именно контента, который либо создаётся из уже готовых форм, либо черпает смыслы откуда угодно, но только не из реальности. Настоящее же искусство, которое всегда пытается разобраться в окружающей действительности, ставит вечные вопросы – сегодня, увы, просто… не нужно. Наглядная иллюстрация: в кино давно правят бал супергерои - персонажи вселенной Marvel и их бледные отечественные копии. Что, человечество уже справилось со всеми своими проблемами? В мире закончились войны? Сам собою исчез голод? Отменилось социальное неравенство? Или зритель попросту предпочёл об этом… забыть? Проголосовав рублём за подписку на Netflix.

Забавно и страшно, но каждый обладатель смартфона сегодня уже сам по себе - творец смыслов: художник, поэт, писатель, режиссёр. Вопрос только, какова истинная ценность этого «творчества»? Новая реальность, кстати, отнюдь не отменяет появления новых Шукшиных, Распутиных, Тарковских, Гайдаев. Они были, есть и будут. Просто… не востребованы. Не нужны, лишние. Такое время - люди не хотят знать настоящей жизни. Она им просто не интересна. Потерялась за яркой картинкой. Да и думать особо некогда. А в пределах виртуального мира, за уютной цифровой стеночкой и разухабисто-лубочные эксперименты с прозой Шукшина, превращение её в легко усваиваемый контент, тоже - вполне себе развлечение. К счастью, пока ещё далеко не для всех.


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции Mosfilm.ru

Фото: кадр из фильма "Ваш сын и брат" (реж. В. Шукшин, киностудия им. Горького, 1966)

Поделиться новостью: