«Второй режиссер должен быть еще и психологом»: Марина Лузгина рассказала о своей профессии

 «Второй режиссер должен быть еще и психологом»: Марина Лузгина рассказала о своей профессии
Фотогалерея
1
2
3
4
5
6
⇐ Вернуться к списку

Mosfilm.ru начинает серию публикаций о творчестве второго режиссера Марины Лузгиной с разговора о пути в профессию и о взаимодействии с главным лицом на съемочной площадке – режиссером-постановщиком.

О пути в профессию

Кинематограф как сфера деятельности привлекает многих. Люди попадают на съемочную площадку разными путями: кто-то получает профильное образование и дальше строит карьеру, кто-то начинает с азов уже прямо на киностудии, кому-то помогают знакомства, а кому-то – удача. Поэтому всем героям рубрики «Кинопрофессия» мы традиционно задаем один и тот же вопрос: «Как вы пришли в кино?».

Второй режиссер Марина Лузгина.jpg

Второй режиссер Марина Лузгина

«Мой путь в профессию был самым прямым. Я окончила Высшее театральное училище имени Б.В.Щукина (в 2003 году оно было переименовано в Театральный институт имени Бориса Щукина – Прим. Ред.) по специальности «режиссура». У нас был большой актерский курс – примерно 20 человек – и всего пять режиссеров. После выпуска я собиралась работать в театре», – рассказала Марина Лузгина.

Режиссер-постановщик Георгий Натансон
Режиссер-постановщик Георгий Натансон

Но судьба распорядилась иначе. Марина Лузгина выросла в семье известных кинематографистов, ее отец – режиссер Георгий Натансон, а мать Мария Лузгина также всю жизнь работала на разных должностях на «Мосфильме». Поэтому представители киноискусства были частыми гостями в доме Натансонов. Так, с детства Марина Лузгина была знакома с Саввой Кулишом. Он и пригласил ее после выпуска из Щукинского училища на работу вторым режиссером в кино.

«Тогда Савва Кулиш сказал мне, что я наберусь опыта на съемочной площадке и смогу сама стать режиссером-постановщиком. Эта перспектива показалась мне очень привлекательной. Но в итоге я всю жизнь посвятила профессии второго режиссера», отметила Марина Лузгина.

Режиссер-постановщик Савва Кулиш
Режиссер-постановщик Савва Кулиш

О работе с режиссерами-постановщиками

К классическим функциям второго режиссера относят планирование съемочного процесса, подготовку календарно-постановочного плана и вызывных листов, контроль за соблюдением съемочного графика, поддержание дисциплины на площадке и координацию работы всех департаментов. Но это далеко не все: многое строится на человеческих взаимоотношениях.

Марина Лузгина работала с такими режиссерами-постановщиками, как Савва Кулиш, Леонид Марягин, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов и многими другими.

«У всех режиссеров свой стиль и особенности работы. К примеру, Савва Кулиш снимал очень много материала и потом отбирал удачные дубли. Есть и те, например, Леонид Марягин, кто делал наоборот: тщательно готовился и снимал только то, что необходимо.

Режиссер-постановщик Леонид Марягин

Режиссер-постановщик Леонид Марягин

А Эльдар Рязанов, к примеру, не любил присутствовать на озвучании главных ролей. Так, на картине «Тихие омуты» я работала с Александром Абдуловым. Это непревзойденный мастер, который отлично знает свое дело.

А вот в озвучании массовых сцен Эльдар Александрович участвовал с удовольствием. Для него это было как игра: он сходу придумывал шутки и интересные реплики «из толпы».

Мне запомнилась и работа с Александром Майоровым на одной из его первых картин – «Шанс». Он был тогда начинающим режиссером-постановщиком, и многое мы делали вместе», – рассказала Марина Лузгина.

Кадр из фильма «Шанс» режиссера Александра Майорова
Кадр из фильма «Шанс» режиссера Александра Майорова

Дисциплина на съемочной площадке

По словам Марины Лузгиной, дисциплина на съемочной площадке первостепенна.

«В основном участники съемочной группы всегда это понимают: смену сорвать не хочет никто. Отдельно хотелось бы сказать о том, какая железная дисциплина была на площадке у Леонида Марягина. Его все боялись.

Но у этого была и обратная сторона. Все опасались, что Леонид Марягин вызовет и сделает выговор, поэтому откладывали момент встречи с режиссером, «прятались по углам». И я придумала хитрый ход. Порой вызывала огонь на себя: специально вступала с режиссером в полемику и подзадоривала его, чтобы он выпустил пар, и уже не хватало сил ни с кем ругаться. Так, второй режиссер должен быть еще и психологом, то есть чувствовать атмосферу на съемочной площадке», – отметила Марина Лузгина.

Кадр из фильма «Шанс» режиссера Александра Майорова

Кадр из фильма «Шанс» режиссера Александра Майорова

Совет для новичков в профессии

«Всем, кто хочет стать вторым режиссером, я бы посоветовала сначала разобраться в системе кинопроизводства. Ну и, конечно же, нужно любить кино как профессию, а не себя в этой профессии. На долю второго режиссера выпадает все, что угодно: в двух словах круг задач описать невозможно. Самая главная обязанность «второго» – обеспечить, чтобы процесс шел и не прерывался ни на минуту. Для этого нужно понимать, что и где будет сниматься, каким техническим способом, какие актеры примут участие. Недаром второго режиссера в съемочной группе называют «начальник штаба», – подытожила Марина Лузгина.

Фото: «Мосфильм-Инфо», при использовании ссылка на источник обязательна.


Поделиться новостью: