«История не терпит сослагательного наклонения», — эту уже ставшую штампом фразу часто приводят в качестве аргумента, когда начинается дискуссия о событиях прошлого. Кандидат исторических наук Сергей Станкевич, прочитавший цикл лекций по истории России на курсе сценарного мастерства на «Мосфильме», опроверг эту точку зрения. Он считает, что «сослагательное наклонение» можно применять к истории, если под ним подразумевается ее творческое переосмысление. Сергей Станкевич считает, что сейчас появился «огромный запрос на кинематографическое освоение истории». Ученый и политик выразил надежду на то, что новое поколение сценаристов заполнит эту лакуну в нашей современной культуре.
По мнению Сергея Станкевича, кинематографисты несправедливо обошли вниманием множество интересных исторических сюжетов. К таким, например, относится судьба княгини Ольги. Но историк имел в виду не расхожую легенду о мести древлянам за смерть князя Игоря, а совсем другой, не самый очевидный эпизод биографии правительницы.
Историк и политик Сергей Станкевич со слушателями курса сценарного мастерства на «Мосфильме»
«Очень драматургичен конфликт Ольги с ее сыном Святославом. Мальчик был воспитан дружиной и жрецами, и был убежденным язычником. Мать же его приняла христианство в Константинополе. Ольга пыталась приобщить сына к византийской культуре: когда Святославу было 13 лет, она взяла его с собой в посольство. Сын демонстративно вернулся на Русь с большей частью своей дружины. Они выступили яростными противниками принятия христианства, так как это миролюбивая религия, а дружинники живут войной и набегами. Для жрецов переход к христианству был невыгоден, так как они перестанут быть служителями культа, религиозной элитой. Именно противоборство языческих и христианских сил в тот период вполне может стать основой сюжета фильма», — отметил Сергей Станкевич.
Историк дал полезный профессиональный совет начинающим сценаристам: представил схему исторического процесса, в которой присутствуют опорные точку для создания конфликтов в сценариях.
«Начинается любой сюжет с того, что существующее мироустройство стоит на пороге испытания. Выйти из кризиса можно двумя путями: либо через «преодоление» к «обновленному взлету», либо через «катастрофный переход» к «новому мироустройству». Что имеется в виду? В качестве примера «испытания» можно привести Октябрьскую революцию 1917 года. Тогда произошел слом, «катастрофный переход». Государственные институты, существовавшие в то время, не справились с ситуацией, путь «преодоления» был попросту невозможен», — объяснил Сергей Станкевич.

Схема, предложенная историком, также подходит и для построения драматургического конфликта, касающегося простых человеческих судеб. К примеру, героиня фильма «Москва слезам не верит» Катя (Вера Алентова), преодолевает выпавшее ей на жизненном пути испытание, а вот у Люды (Ирина Муравьева) случился тот самый «катастрофный переход» к новому, совсем иному жизненному устройству.
Сергей Станкевич подвел итог своего мастер-класса неожиданным и емким определением истории как «состоявшегося и длящегося сценария».
«У меня есть сверхзадача: хотелось бы, чтобы по итогам наших бесед были написаны сценарии нескольких исторических фильмов», — отметил историк.

Комментарии (0)