В одном из наших материалов мы представили художника по гриму Людмилу Раужину и рассказали о ее пути в профессию, периоде ученичества, первых сделанных ее руками постижерных изделиях. Все это стало началом творческого пути, который смело можно назвать кинематографическим путешествием длиною в полвека. За это время Людмила Раужина успела поработать на «Мосфильме» со многими классиками отечественного кинематографа, в числе которых Анатолий Эфрос, Карен Шахназаров, Сергей Тарасов, Игорь Таланкин, Юрий Озеров, Владимир Наумов, Александр Зархи, – этот список еще можно продолжать. В сегодняшнем материале мы расскажем о картинах, положивших начало долгому и плодотворному сотрудничеству Людмилы Раужиной с режиссерами Марленом Хуциевым и Сергеем Соловьевым.
Тот, кто работает в кино, знает, что не всем картинам суждено дойти до завершающей стадии производства, а то и вовсе до съемочного периода. Даже в послужном списке многих мэтров были нереализованные проекты, которые были остановлены и закрыты по разным причинам.
Художник по гриму Людмила Раужина рассказала о работе с Марленом ХуциевымК числу «несбывшихся» можно отнести и фильм Марлена Хуциева об Александре Сергеевиче Пушкине с Дмитрием Харатьяном в главной роли. Для этого проекта даже состоялись актерские пробы, над которыми в работала в том числе и Людмила Раужина.
«Мне посчастливилось вместе со съемочной группой посетить мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» в Псковской области в тот период, когда его директором был известный пушкинист Семен Степанович Гейченко. Он провел для нас замечательную экскурсию, все показывал и рассказывал. У меня с собой была книга Семена Степановича «У Лукоморья: Рассказы хранителя Пушкинского заповедника». Автор оставил в ней для меня автограф, и это было большим счастьем.
Еще интересно, что создатели картины о Пушкине ради меня пошли на хитрость. По правилам, художников по гриму на актерские пробы на натуре в то время не брали. И поэтому меня оформили в качестве помощника художника. Это была для меня памятная поездка: мы снимали Дмитрия Харатьяна в интерьерах и экстерьерах «Михайловского».

Несмотря на то, что съемки картины о Пушкине не состоялись, Людмила Раужина считает эту работу одним из важнейших пунктов в своей творческой биографии, так как здесь художница и начала сотрудничать с Марленом Хуциевым. Впоследствии Людмила Раужина работала на таких картинах этого режиссера, как «Послесловие», «Бесконечность» и фильм под рабочим названием «Невечерняя» (второе название – «Любимая моя жизнь» – Прим. Ред.)
Отношения между Людмилой Раужиной и Марленом Хуциевым за долгие годы сотрудничества сложились теплые и дружеские.
«Я помню, что Марлен Мартынович был в зарубежной поездке и привез мне оттуда подарок – четыре гримерные щеточки. А на одной из них он даже оставил надпись: «Навсегда». Это было очень трогательно, у меня до сих пор слезы подступают, когда я вспоминаю об этом», – призналась Людмила Раужина.
По иронии судьбы совместная работа режиссера Сергея Соловьева и художника по гриму Людмилы Раужиной также началась с незавершенной кинокартины, и тоже о судьбе классика отечественной литературы – Ивана Сергеевича Тургенева. Гримера прикрепили к картине под названием «Иван Тургенев. Метафизика любви» (второе название – «Любовь и жизнь И. С. Тургенева» – Прим. Ред.) Предполагалось, что самого литератора в разные периоды его жизни сыграет Олег Янковский, на роль молодой Полины Виардо пробовалась Татьяна Друбич, а на роль уже сорокалетней возлюбленной Тургенева – французская актриса Анук Эме (исполнительница главной роли в фильме «Мужчина и женщина» – Прим. Ред.)
Художник по гриму Людмила Раужина рассказала о работе с Сергеем Соловьевым«Был очень интересный сценарий, но, к большому сожалению, мы успели провести только пробы, и картина закрылась. Остались лишь фотографии. Все же самое главное отнюдь не это, а то, что у нас с Сергеем Александровичем именно с этой картины началось сотрудничество длиною в 40 лет. Впоследствии я работала с Сергеем Соловьевым над всеми его фильмами за исключением кинолент «Нежный возраст» и «КЕ-ДЫ». К сожалению, за долгие годы совместного творчества была и еще одна закрытая картина – «Свидание с Бонапартом» по роману Булата Окуджавы», – поделилась Людмила Раужина.

По словам Людмилы Раужиной, фантазия Сергея Соловьева была нескончаемой, словно бурлящий источник. Невероятно сложно и интересно было успевать за ходом его мысли и воплощать его творческий замысел. Людмила Раужина с нескрываемой радостью вспоминает случай со съемок фильма Сергея Соловьева «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви». Поставленная режиссером задача – очень быстро создать образ Берии – была решена в кратчайшие сроки.
Архивное фото режиссера Сергея Соловьева за работой
Архивное фото режиссера Сергея Соловьева и актрисы Татьяны Друбич за работой
«В этой картине есть эпизод сна героя, где появляются Иосиф Сталин и Лаврентий Берия. Этот фрагмент был придуман режиссером совершенно спонтанно: в сценарии сна не было. Сергей Александрович мне говорит: «Хочу, чтобы завтра появился образ Берии». Берия был лысым, а отличительная особенность его внешности – «нос крючком». Я на скорую руку слепила этот самый нос из гумоза, с которым актер снимался несколько дней», – рассказала Людмила Раужина.

Гумоз – специальный эластичный и липнущий к коже гримерный материал, который художники по гриму используют уже около ста лет. Сейчас появились другие, более современные материалы, например, гримерный воск.
О дальнейшем творческом пути Людмилы Раужиной мы расскажем в наших новых материалах. Продолжение следует.
Фото: «Информационный центр «Мосфильм-Инфо», а также из личного архива Людмилы Раужиной.
Комментарии (0)